Еврокомиссия запустила санкционную процедуру, которая в самом крайнем случае может закончиться тем, что Польша потеряет право голоса в ЕС.
Озабоченность Еврокомиссии вызывает то, что, по ее мнению, является развитием Польши в направлении авторитаризма.
«И наша озабоченность только растет», — заявил в среду вице-президент Еврокомиссии Франс Тиммерманс.
Особую критику вызывает реформа судебной системы, одобренная недавно парламентом страны. Реформа предоставляет политикам гораздо большую возможность влиять на назначение и увольнение судей, что, по мнению критиков, будет представлять собой угрозу независимости судов. Помимо этого, национал-консервативное правительство усилило контроль за государственными СМИ и продавливает изменение избирательных законов.
Еврокомиссия решила применить по отношению к Польше процедуру по так называемой 7-й статье, именуемую некоторыми «ядерной кнопкой». Она может применяться в тех случаях, когда существует «явный риск серьезного нарушения» ценностей ЕС и принципов правового государства в одном из государств-членов.
«Речь идет о том, кто мы»
«Мы решились на этот шаг с тяжелым сердцем, но факты не оставляют нам выбора. Речь идет не только о Польше, но и о ЕС в целом, а также о том, кто мы», — заявил Тиммерманс.
Европейская комиссия прибегла к этому шагу впервые. В самом крайнем случае процесс может привести к тому, что Польша лишится права голоса и возможности влиять на ситуацию в ЕС.
Впрочем, сначала речь идет только о предупреждении, сейчас мяч на половине поля членов Евросоюза. Германия и Франция — в числе стран, на которые опирается Еврокомиссия, но решение о дальнейших шагах в процессе нуждается в поддержке 22 из 27 стран.
Польша: «Это шантаж»
Польское правительство стоит на своем. Оно защищается тем, что суды необходимо реформировать, в частности, для того, чтобы повысить эффективность их работы.
Действия правительства привели к масштабным уличным протестам. Вместе с тем правительство пользуется поддержкой значительной части населения и за осень, если верить данным опросов общественного мнения, обеспечило себе большую поддержку. В среднем по данным опросов за декабрь, правительство поддерживают 42% поляков.
Еврокомиссия долго не решалась применять процедуру, предусмотренную 7-й статьей, прекрасно понимая, что, сделав это, она может укрепить позиции правящей в Польше партии «Право и справедливость».
«Это вполне вписывается в их рассказы о том, что на Польшу все нападают. И чем более активно нападают на Польшу, тем жестче отпор, который она дает», — говорит Войцех Пшибыльский (Wojciech Przybylski), редактор газеты Visegrad Insight в беседе с Financial Times.
Вряд ли большинство членов ЕС выскажутся за санкции
Мало кто думает, что ЕС все-таки лишит Польшу права голоса в организации. Для введения формальных санкций проголосовать за них должны 27 стран-членов организации, а, как ожидается, Венгрия в любом случае будет против.
Но решение, принятое в среду, является четким сигналом, поданным Варшаве из Брюсселя, к тому же в «ящичке с инструментами» есть и еще одно средство воздействия: деньги.
Польша — именно та страна ЕС, куда переводится больше всего денег, а в 2018 году будут идти переговоры о следующем долгосрочном бюджете Евросоюза.
Эйстейн Клёвстад Лангберг (Øystein Kløvstad Langberg) — европейский корреспондент Aftenposten