Запрет ЦИК на участие в выборах оппозиционного политика Алексея Навального вызвал бурю негодования в скандинавской прессе. «Сейчас у президента Путина явное преимущество, — констатирует датская Jyllands-Posten (26.12). — Будучи избранным, он сможет просидеть на этом посту до 2024 года!». «Мы не признаем результаты этих выборов», — обещает Навальный, по сообщению шведской Dagens Nyheter (25.12). В другой статье оппозиционер назван «единственным настоящим политиком в России» (Dagens Nyheter, 26.12) и «реальным соперником Путина» (ABC Nyheter, 26.12). А по выражению датской газеты Information, «Навальный — как заноза в башмаке у Путина» (Information, 27.12). «Навальному удается оторвать людей от экранов и вывести их на улицы даже в тех случаях, когда они не согласны с ним политически. Он активист оппозиции, но не обязательно политик, говорит Лене Уэтелланд, которая возглавляет работу по России в Норвежском Хельсинкском комитете» (ABC Nyheter, 26.12).
«Адвокат и блогер намерен обжаловать это решение», — пишет датский медиа-концерн Berlingske, (25.12). «Навальный — единственный реальный оппонент Путина», — пишет и норвежская VG. «Если меня не допустят к выборам, многие будут их бойкотировать», — говорит он сам. «Не только в Москве, но и еще в 19 городах России Навальный встречался с людьми, более 15 тысяч человек уже за него» (VG, 25.12).
«Режим боится восстания масс, — убежден специалист по России Норвежского института внешней политики Якуб Годзимирский, — такого же, как в 1917 году; тогда у большевиков ведь тоже не было широкой поддержки…» (ABC Nyheter, 25.12).
В то же время другая норвежская газета свидетельствует: «При Путине в России произошли грандиозные изменения… Его целью было… обеспечить стабильность, экономический рост, заработную плату и пенсии. За первые восемь лет он сумел это сделать, благодаря высоким ценам на нефть. В то же время Путину удалось предотвратить распад Российской империи. Чечня стала символом того, как далеко он готов для этого пойти» (Dagbladet, 25.12).
В Норвегии живо обсуждают очередной шпионский скандал. «ФСБ отмечает столетие неустанного поиска шпионов арестом дружески настроенного норвежского пенсионера, — пишет Independent Barents Observer. — Офицеры российской службы безопасности… хвастаются растущим числом задержанных агентов иностранных государств… В декабре этого года ФСБ положило глаз на 62-летнего гражданина Норвегии Фроде Берга, отставного пограничного инспектора из Киркенеса, расположенного всего в нескольких километрах от российского Кольского полуострова. Как сообщается, Берг был в Москве, где встречался со своими друзьями, некоторые из которых раньше служили в российской погранслужбе, когда его арестовали сотрудники спецслужб. Предполагается, что Берг получал секретную информацию от россиянина Алексея Житнюка, у которого был доступ к секретной информации о военно-морском флоте РФ… Фроде Берг… известен как человек, активно выступающий за сотрудничество с соседней Россией и призывающий к продолжению диалога между странами. Он друг России, говорят местные жители в Киркенесе, и он не тот человек, который мог бы быть шпионом» (Independent Barents Observer, 20.12).
За этой историей пристально следит вся норвежская пресса. «В семье обвиненного в шпионаже норвежца считают, что власти их предали. „Мы ждали, что они совсем по-другому будут действовать, — говорит адвокат семьи Брюнъюльф Риснес. — Норвежские власти отказались встречаться с российским адвокатом задержанного, это странно и необъяснимо“. Мы должны соблюдать формальности, объясняет представитель норвежского МИДа. Фроде Берг стал жертвой большой политической игры, заключает адвокат Риснес» (VG, 23.12).
События продолжают развиваться. «Пропагандистское телевидение подстегивает шпионскую истерию на российско-норвежской границе. Фроде Берг — это лишь один из нескольких участников тайной разведсети, заявляет ведущий медиа-рупор Кремля, — пишет Independent Barents Observer тоном, который раньше в этом издании не был замечен. — [Журналист Екатерина] Храмцова также намекнула, что норвежцы предрасположены шпионить за соседней Россией. Главным экспертом канала в сюжете выступил профессор политологии Московского государственного университета Андрей Манойло, которого часто цитируют. Однако в сюжете не упомянули, что Манойло является давним представителем ФСБ. Это дело вызвало сильную реакцию по всей Норвегии, в особенности в родном городе Берга Киркенесе. Мэр Киркенеса Рюне Рафаэльсен призвал премьер-министра Норвегии Эрну Сулберг поднять этот вопрос напрямую с президентом Владимиром Путиным» (Independent Barents Observer, 26.12).
Согласно последним данным, «Российскому адвокату Фроде Берга все же удалось встретиться со своим подзащитным,… кажется, он (Берг) попал в ловушку … В Норвегии его попросили передать некую сумму денег особым способом, когда он будет в Москве … Пока неясно, кто были эти норвежцы и какова была сумма, рассказывает норвежский адвокат семьи Берга» (VG, 27.12).
В преддверии Нового года редакция самой крупной шведской газеты Dagens Nyheter выступила с передовицей, призывающей «не верить рождественским сказкам Кремля» и «укреплять иммунитет против вируса российской пропаганды». После окончания холодной войны Вашингтон считал Кремль своим слабым партнером, а вместо этого доверчивые американцы стали добычей русских хакеров, пишет газета. Русские интернет-тролли действуют по всему [западному] миру, включая Швецию, предупреждает Dagens Nyheter (27.12).
Другая предновогодняя статья той же газеты рассказывает о грустных перспективах празднования Нового года в России в свете санкций, беседуя с «обычной российской семьей в их четырехкомнатной квартире в Филях». «В прошлом мы часто ездили [за рубеж] на Новый год. Например, мы любили кататься на лыжах в Италии. Но мы больше не можем это себе позволить, теперь мы путешествуем по России. Вместо того, чтобы лететь, мы садимся в машину, а вместо того, чтобы кататься на лыжах, мы навещаем родственников…», — рассказывает собеседница московского корреспондента газеты.
«С 2013 года Россия переживает экономический кризис, — поясняет автор. — В 2014 году … ЕС и США ввели санкции в связи с российской аннексией Крыма. Реальная заработная плата резко упала, а покупательная способность снизилась из-за галопирующей инфляции». Ввиду ухудшения конъюнктуры эти среднестатистические россияне зарабатывают сегодня в общей сложности 150 тысяч рублей в месяц и тратят около 10 – 15 тысяч на подарки. «Приходится экономить!» — заключает глава семейства (Dagens Nyheter, 27.12).