25 января 1918 года Украина объявила о своей независимости. В 1921 году большевики с помощью оружия лишили Украину этого статуса. В декабре 1991 года последовало второе провозглашение независимости Украины. Эксперт по восточноевропейской истории Андреас Каппелер (Andreas Kappeler) рассказал об отношениях между Россией и Украиной и о том, что их ожидает в будущем.
SRF: Украина, как и многие другие республики распадающегося Советского Союза, заявила в 1991 году о своей независимости. Когда начались проблемы в отношениях между Украиной и Россией?
Андреас Каппелер: Напряженность была с самого начала. Первой проблемой была принадлежность Крыма, где базировался Черноморский флот России. После долгих переговоров в 1997 году был достигнут компромисс, по которому оба государства согласно договору признавали взаимные границы, в том числе и принадлежность Крыма Украине.
Вторым моментом было то, что российское общество и политики не смогли примириться с независимостью Украины. Украинское государство не воспринималось всерьез, Украину не рассматривали как равноценную нацию. Эта асимметрия, которая существует с XIX века, является до сегодняшнего дня главной проблемой.
— В 2004 году в результате фальсификации выборов президентом Украины стал поддерживаемый Москвой кандидат Янукович. В результате вспыхнула «оранжевая революция». Это народное движение за Ющенко, кандидата от оппозиции, привело к повторному голосованию. На этот раз победил Ющенко, и Украина стала больше ориентироваться на Запад, выступала за сближение с ЕС и вступление в НАТО. Все это было достаточным основанием для конфликта.
— 2004 года стал важным водоразделом. Оранжевая революция показала и России, что народное движение против фальсификации выборов может быть успешным.
Для российского президента Путина это было предостережением, что такое может произойти и в России, где выборы тоже не всегда проходили по правилам. Внутри страны Путин в 2004 году стабилизировал свое положение. Россия оправилась в экономическом плане и снова стала сильной державой. Но Ющенко хотел привязать Украину к Западу. В 2004 году ЕС расширился, и НАТО продвинулась дальше на Восток, за чем Россия наблюдала с недоверием.
— Вы писали о том, что Ющенко и Тимошенко истратили свой политический кредит и вместо того, чтобы приняться за неотложные реформы, занимались борьбой за власть. От этого выиграл фаворит Путина Янукович, который в 2010 году все же стал украинским президентом. Какой курс выбрала тогда страна?
— Выбор Януковича президентом стал для президента Путина большим успехом. Украина и Россия сблизились. Янукович взял Россию за образец и стал править Украиной более авторитарно, устранив своих политических соперников. Юлия Тимошенко, бывшая кандидатом от оппозиции, попала в тюрьму. Однако дверь в Европу осталась открытой. Переговоры с ЕС продолжались и при Януковиче.
— В 2013 году правительство хотело подписать с ЕС соглашение. Россия приказала отменить подписание. Поэтому в конце ноября начались массовые протесты на киевском Майдане, которые государство жестоко, но безуспешно подавляло. Президент Янукович бежал в Москву, парламент сместил его. В марте 2014 года соглашение с ЕС все-таки было подписано. Послужили ли протесты «Евромайдана» сигналом к началу вооруженных конфликтов?
— Нет. Вооруженное вмешательство России, то есть оккупацию и аннексию Крыма и поддержку повстанцев в Донбассе, надо интерпретировать с учетом событий в России. Конечно, майдан создал предпосылки для этого. Майдан стал для Путина более сильным сигналом, чем оранжевая революция. Речь шла не только о более тесной привязке к Европе, а о том, что был свергнут украинский президент. Ведь Россия оккупировала Крым через пару дней после побега Януковича.
Однако фактом является и то, что более сильная ориентация Украины на Запад сыграла свою роль во вмешательстве России. Для России перспектива того, что, помимо ЕС и НАТО, которые расширяют свое присутствие в Прибалтике и на юго-востоке Европе, в своего рода «окружение» России будет втянута и Украина, была слишком досадной. Безусловно это вызвало в Москве недоверие и страх потери статуса великой державы.
— Какими Вам видятся перспективы на будущее Украины из-за ее положения между Западом и Россией?
— Эта война в Европе фундаментально изменила отношение к России и к Украине. Отношения Запада и Украины к России испорчены надолго. Такое состояние трудно назвать желательным. Эти отношения должны быть нормализованы. России необходимо признать тот факт, что большая часть украинского населения хочет продолжить сближение с Европой. И она должна перестать рассматривать Украину как своего младшего брата.
Самой Украине предстоит тернистый путь. Развитие событий внутри страны не радует: экономические проблемы, буксующие реформы и война, которая, боюсь, может длиться еще десятилетиями. Самым малым злом мог бы быть так называемый «замороженный конфликт», приостановление войны. Однако в ближайшее время я не вижу никакого решения.