Ежегодная Мюнхенская конференция по безопасности всегда была мероприятием, на котором мировые лидеры пытались показать, что они по меньшей мере стараются сделать мир лучше. В этом году все было совсем иначе. И дело не в скандале, разразившемся из-за высказывания премьера Матеуша Моравецкого (Mateusz Morawiecki), который обвинил евреев в том, что они принимали участие в уничтожении собственного народа. На конференции все спорили со всеми, так что за пределами Польши и Израиля практически никто не обратил на этот инцидент внимания.
Президент Украины Петр Порошенко заявил, что Россия стала ключевой угрозой для мировой безопасности. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху назвал мировой Немезидой Иран, что, в принципе, означало то же самое, ведь Тегеран и Москва ведут тесное сотрудничество. Европа жаловалась в Мюнхене на то, что США отказываются от роли лидера (хотя обычно она резко критикует американское лидерство). В свою очередь, американцы вели свои собственные споры с россиянами. Глава российской дипломатии Сергей Лавров критиковал Вашингтон за его планы по модернизации ядерного арсенала, которые предусматривают увеличение количества боеголовок с одновременным уменьшением их поражающей силы (такие вооружения можно использовать в локальных конфликтах). Американцы отвечали, что им пришлось изменить свою ядерную стратегию из-за агрессивной политики России и Китая. Если обе стороны в чем-то и соглашались друг с другом, то только в том, что шансы на продление действия Договора о сокращении наступательных вооружений, который утратит силу в 2021 году, в настоящий момент невелики.
Герберт Макмастер (Herbert Raymond McMaster), советник Трампа по вопросам национальной безопасности, обвинял россиян в том, что они ведут против США циничную кибервойну. Глава комитета Совета Федерации РФ по международным делам Константин Косачев пытался иронизировать по этому поводу, пока не оказалось, что американцы предъявили 13 россиянам обвинения во вмешательстве в выборы президента США. Обвинения предъявил тот самый прокурор Мюллер (Robert Mueller), который занимается расследованием связей Трампа с Россией, так что его сложно назвать «слепым орудием» американской администрации, представители которой уже говорят о намерении нанести удар по Путину новыми, еще более суровыми санкциями.
В итоге Мюнхенская конференция в этом году стала ареной споров и столкновений интересов. Ассоциации с позорной Мюнхенской конференцией 1938 года, которая была последней попыткой предотвратить надвигающуюся войну, напрашивались сами, тем более что военные вдали от конференц-залов, где разворачивались дискуссии, уже начали заниматься соответствующими приготовлениями.
Повар Путина
За несколько дней до начала Мюнхенской конференции американская авиация разбила в Сирии большую группировку сирийских правительственных сил, которые атаковали позиции курдов, пользующихся поддержкой США. Перед началом операции, действуя в рамках заключенного с Москвой соглашения, американцы связались с российским штабом в Сирии, чтобы узнать, нет ли в этом районе российских военных. Услышав отрицательный ответ, они направили туда самолеты, которые уничтожили целую ударную колонну численностью более 500 человек. Вскоре выяснилось, что костяк сирийских правительственных сил составляли российские наемники из так называемой Группы Вагнера. «Вагнер» — это позывной Дмитрия Уткина, который уже не первый год вербует добровольцев, выполняющих грязную работу в тех местах, куда Россия не может или не хочет отправлять регулярные войска. Наемники Вагнера принимали участие в захвате украинского Крыма (печально известные «зеленые человечки»), а потом в самых ожесточенных боях в Донбассе, в частности, в битвах за Луганск и Дебальцево. Вагнеровцы с самого начала были задействованы также в российской операции в Сирии. Именно они дважды отбивали у исламистов Пальмиру.
Атакой на позиции курдов руководил один из заместителей Уткина — бывший офицер флота Сергей Ким. Наступление россиян остановили американские истребители F-16. Примерно сто наемников погибли на месте, более двухсот человек получили ранения, так что их пришлось тайно доставить в российские военные госпитали.
Сначала Кремль набрал в рот воды, но когда родственники погибших начали писать в интернете о трупах, которые вывозили из пустыни на грузовиках, официальная пропаганда стала продвигать тезис о вероломном нападении американцев на собиравшихся сдаться россиян.
Когда в Мюнхене началась конференция, уже было известно, что «Группу Вагнера» финансирует тот же самый олигарх — «повар Путина» Евгений Пригожин, которому принадлежит «фабрика троллей», обвиняющихся во вмешательстве в американские выборы. Непосредственная связь между российскими хакерами и наемниками — это лучшее доказательство того, что россияне в совершенстве овладели искусством ведения войны на разных фронтах.
Воевать одной рукой
На прошлой неделе латвийская полиция приступила к формированию четырех специальных отрядов, предназначенных для пресечения гибридных операций. В стране, где 27% населения составляют русские, велика угроза провокаций, которые могут привести к вторжению российских войск. Одновременно в соседней Эстонии на авиабазе Эмари пилоты 112-й эскадрильи Национальной гвардии ВВС США начали учения, на которых отрабатываются действия в условиях кибервойны. Речь идет о том, чтобы пилоты были готовы вести боевые действия без использования современных технологий, которые в обычных условиях дают американцам преимущество, но в современной ситуации могут стать причиной поражения. Это показала война в Донбассе, в ходе которой россияне использовали множество невероятно эффективных устройств, создающих помехи. Лишить американцев преимуществ могут также искусные российские хакеры, так что Пентагон решил научить солдат воевать без компьютерных новинок.
«У вас есть всевозможные прибамбасы, и вдруг вы получаете приказ привязать одну руку к спине и справляться, как есть», — рассказывал в интервью изданию «Дейли Сигнал», командир 112-й эскадрильи Грег Бараш (Greg Barasch). Так что его подчиненные учатся применять не «умные бомбы», в управлении которыми используется спутниковая навигация, а обычные боеприпасы. Точность попадания зависит от быстроты реакции пилота и того, насколько хорошо он понимает законы баллистики. Военные стали утрачивать эти навыки: самолеты были напичканы электроникой, а американская армия в последние 20 лет противостояла мятежникам, не располагавшим современной техникой. Россия — это уже совсем другой противник. Неудивительно, что Пентагон просит Конгресс увеличить в 2019 году военные расходы до 686 миллиардов долларов — это один из самых больших бюджетов за всю историю.
Слабые союзники
Европа к возможному конфликту готова плохо. Эйфория, вызванная решением о переводе части сил НАТО на восточный фланг Альянса, прошла, а настроения вновь стали пессимистическими. Оказалось, что для создания эффективной системы сдерживания сделанных шагов мало. На мобилизацию 30 тысяч натовских военных понадобится слишком много времени, поэтому они не смогут предотвратить вторжение в страны Балтии. Кроме того, эти силы выглядят скромными на фоне находящейся у границ НАТО стотысячной российской армии. Качество вооруженных сил Альянса тоже оставляет желать лучшего.
Немецкая пресса сообщает, что бундесвер не сможет подключиться к натовским силам быстрого реагирования, предназначенным для проведения операций на восточном фланге. Правда, командование немецких вооруженных сил это отрицает, однако, на прошлой неделе в Бундестаге был представлен доклад, в котором говорилось о том, что бундесверу не хватает людей и техники.
Непригодны для использования в операциях, в частности, шесть подводных лодок (то есть все, какие есть у немецкой армии) и 9 из 15 фрегатов, которые произведены так давно, что постоянно находятся на ремонте. В нерабочем состоянии находится большая часть транспортных самолетов, а они могут понадобиться для переброски войск в район, которому грозит вторжение. За штурвалами истребителей сидят неопытные пилоты, а армии не хватает примерно 20 тысяч офицеров.
Причиной сложившейся ситуации в парламентском докладе называется сокращение расходов на оборону, которое началось при Ангеле Меркель. На дополнительные средства армии рассчитывать не приходится: партнеры немецкого канцлера по коалиции выступают против увеличения военного бюджета. Прислушиваться к призывам Дональда Трампа, требующего увеличить расходы на вооруженные силы, Германия (как и ее западноевропейские союзники) отказывается.
Лишиться своего потенциала рискует также южный фланг Альянса. Защищающая его южные рубежи Турция в последнее время ведет дипломатическую войну с Европой и США и даже говорит о своей готовности разорвать существующие союзы. Президент Эрдоган, игнорируя протесты НАТО, демонстративно покупает у России оружие и поддерживает хорошие отношения с Кремлем.
Недавно появились сообщения, что Турция может оказать поддержку непризнанным донбасским республикам, находящимся под контролем Москвы. Речь идет о покупке больших объемов угля при посредничестве Абхазии, которую силовыми методами в 2008 году отделили от Грузии россияне. Об этом рассказал в интервью луганскому телеканалу представитель Абхазии Сергей Ладария. Такой шаг будет нарушением эмбарго на поставку товаров с оккупированных Россией украинских территорий.
В более пессимистичных сценариях говорится даже о том, что турецкие силы могут столкнуться с действующими сейчас в Сирии американцами. Цель турецкой операции — те же самые курды, которых пытались атаковать российские наемники.
Граница возможностей дипломатии
Не очень хорошо выглядит и ситуация на Украине. Переговоры о введении в Донбасс миротворческой миссии ООН не сдвинулись с мертвой точки. Насколько неблагоприятно выглядит ситуация вокруг конфликта показывает то, что на Мюнхенской конференции отменили даже встречу в нормандском формате (Германия, Франция, Украина, Россия). Группа занималась тем, что пыталась вдохнуть жизнь в дипломатический труп — Минские соглашения, которые были призваны прекратить российское вторжение в Донбасс. Переговоры сочли бесполезными, значит, никто уже не видит смысла даже в сохранении видимости.
Появляются мнения, что дело идет к новой эскалации военных действий в Донбассе. В последние месяцы там было относительно спокойно. Россияне ликвидировали нескольких наиболее непослушных и неуправляемых донецких боевиков, надеясь, что тему донбасского конфликта можно будет использовать на переговорах с Трампом.
Однако переговоры не состоялись. Новая администрация не бросилась Путину в объятия, а избрала жесткий курс в отношении России не только в Сирии, но и на Украине. Вашингтон много лет отказывался от этого шага, но наконец разрешил поставить украинцам противотанковое оружие, которое пригодится им в борьбе с перемещающимися по донецким степям российскими танками. Москва отвечает мобилизацией в Крыму, где стратегические бомбардировщики Ту-95 отрабатывают удары крылатыми ракетами по украинской территории. Все эти действия могут быть лишь стремлением военных поиграть мускулами, однако, напряженная атмосфера, царившая в Мюнхене, показывает, что дипломаты уже практически исчерпали все свои возможности.