Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Саммит Трамп — Путин, или встреча, которой боится мир

© AP Photo / Alexander ZemlianichenkoПортреты Дональда Трампа и Владимира Путина в пабе Union Jack в Москве
Портреты Дональда Трампа и Владимира Путина в пабе Union Jack в Москве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Со времен окончания холодной войны еще ни одну встречу весь мир не ждал с таким напряжением, как июльский саммит президентов США и России. И главной загадкой впервые стала позиция не Кремля, как это бывало в прошлом, а Белого дома. Это значит, что Дональд Трамп и Владимир Путин могут как открыть новую страницу истории XXI века, так и просто вызвать бурю в СМИ.

Пожалуй, со времен окончания холодной войны еще ни одну встречу весь мир не ждал с таким напряжением, как июльский саммит президентов США и России. Главной загадкой (тоже впервые) стала не позиция Кремля, как это бывало в прошлом, а Белого дома. Это значит, что Дональд Трамп и Владимир Путин могут в Хельсинки как открыть новую страницу истории XXI века, так и просто вызвать лишь бурю в СМИ.


Вне зависимости от результатов их встречи, это будет балансирование на грани провоцирования нестабильности в региональных и глобальных отношениях. В этом контексте Польше следует приготовиться к долгому процессу ожидания эффектов саммита и сразу же после него выступить с какой-то реакцией. Это становится особенно актуальным, поскольку действия России и США в последнее время выходят далеко за рамки сложившегося статуса-кво, а, значит, нам пора пересмотреть свой взгляд на ситуацию на уровне политиков, дипломатов, а также наблюдателей — журналистов и аналитиков.


Конфликтные точки в американо-российских отношениях


Прежде чем приступать к анализу американо-российской встречи на высшем уровне следует обозначить спорные вопросы, которые стоят на повестке дня. С 2014 года американо-российские отношения приобрели новый, гораздо более конфронтационный, чем в предыдущий период, характер. Это проявлялось прежде всего в политике Вашингтона, нацеленной на укрепление так называемого восточного фланга в первую очередь в формате НАТО. Ее плоды мы видели как в заключительный период президентства Барака Обамы, так и в первые годы пребывания на своем посту Трампа.


Сейчас солдаты, моряки и летчики обеих сторон впервые в полной боевой готовности стоят по обеим сторонам линии, идущей от стран Балтии (или даже Норвегии) до Черного и Средиземного морей. Зона, в которой могут возникнуть инциденты, приобрела тот же размер, как во времена существования железного занавеса и Фульдского коридора. Россияне концентрируют собственный военный потенциал на своих западном и южном флангах, а американцы в ответ наращивают присутствие сил в Восточной и Центральной Европе, что становится важной плоскостью взаимных споров. После аннексии Крыма и начала конфликта на востоке Украины США предприняли целый ряд системных мер в отношении российской экономики, а также российских политиков, военных и других лиц.


В сферу конфронтации, что стало особенно важно в последнее время, включается риторика США и Запада. Мы видим это по продолжающимся дискуссиям о «российском влиянии» на американский избирательный процесс, разговорам о роли российских спецслужб в проведении операций, нацеленных на дестабилизацию Запада, и возросшей шпионской активности. Здесь следует напомнить также об американских действиях, нацеленные на российскую дипломатическую инфраструктуру на территории США (выдворение дипломатов, история с консульством России в Сиэтле).


Третий спорный вопрос — это российская активность за пределами Европы и Северной Америки. Реальная угроза конфронтации (запланированной или случайной) возникла в Сирии и шире — на Ближнем Востоке. Одновременно следует отметить, что Россия действует все более активно в политической или разведывательной сфере также в разных частях Африки, где, как известно, Соединенные Штаты уже не первый год формируют свою сферу влияния, искусно используя, в частности, глобальную борьбу с террористическими угрозами, начавшуюся после 11 сентября 2001 года.


В Сирии уже произошло непосредственное военное столкновение между российскими наемниками (занимающимися непосредственной реализацией интересов России в этом государстве) и американскими спецназовцами, огневую поддержку которым оказывали подразделения других видов вооруженных сил. Разрядить ситуацию после опасного инцидента с «Группой Вагнера» удалось при личном вмешательстве министра обороны США Джеймса Мэттиса (James Mattis), который, как говорят, в последнее время утратил свое влияние в администрации Трампа.


Не стоит забывать также, что в небе над Сирией американские боевые самолеты сталкивались с действием российских систем радиоэлектронной борьбы, что, как сообщали СМИ, вызывало в Пентагоне обеспокоенность. В дипломатическом и пропагандистском плане заслуживает внимания также совместная операция США, Франции и Великобритании 2018 года: в ответ на химическую атаку сил Башара Асада, они нанесли удар по объектам, на которых, предположительно производилось химическое оружие для сирийского режима. Запад использовал самолеты и крылатые ракеты, несмотря на то, что Россия перебросила на сирийскую территорию системы противовоздушной и противоракетной обороны, истребители и другие вооружения, провоцируя напряженность не только в самой Сирии, но и, например, на площадке Совбеза ООН.


На Ближнем Востоке фактором, усиливающим противоречия, выступает также позиция Москвы и Вашингтона в отношении политики Тегерана в регионе. Новая американская администрация не скрывала и не скрывает, что считает Иран государством, которое представляет опасность для интересов США и их ближайших союзников (Израиль, Саудовская Аравия). Россияне, в свою очередь, осознавая, что они способны влиять на политику Тегерана лишь в ограниченном масштабе, не могут позволить, чтобы страну, ставшую в Сирии фактически их партнером, унижали даже на дипломатическом уровне.


С Ближним Востоком и Африкой связаны также другие спорные вопросы, которые теряются на фоне глобальной деятельности двух держав и обсуждаются реже, чем, например, сирийские проблемы. Речь идет, с одной стороны, о сырьевой политике, а с другой — об экспорте вооружений и военных технологий. Давно известно, как сильно зависит экономика России от колебаний на мировых сырьевых рынках. Американцы пользуются этой ситуацией, в чем им помогает собственный потенциал и сотрудничество с теми или иными союзниками. Более того, в последнее время они стараются выйти на те рынки, на которых до сих пор занимали доминирующую позицию россияне. Это происходит в том числе Европе, например, в Польше.


Что касается второго пункта, две страны выступают крупнейшими мировыми экспортерами вооружений, стремящимися захватить новые прибыльные рынки. Они не только соревнуются друг с другом, стараясь предложить лучшую цену или сделать своим товарам лучшую рекламу, но и ведут закулисную деятельность в сфере дипломатии, разведки и лоббирования, которая позволяет увеличить объем экспорта и сделать так, чтобы покупатели зависели от их технологий.


Что объединяет США и Россию?


На первый взгляд (особенно, если учесть перечисленные выше плоскости конфронтации) кажется, что найти какие-либо сферы, которые объединяют российскую и американскую политику, сложно. Однако в контексте того напряжения, с которым ждут саммита в Хельсинки союзники по НАТО (в том числе Польша), такие элементы в интересах обеих сторон следует постараться обнаружить.


Первым может стать личный фактор. Президента Дональда Трампа с самого начала его президентства многие считали кем-то вроде изгоя. В таких обстоятельствах характер и стиль поведения главы государства толкают его на поиск радикальных и зрелищных решений во внутренней и, к сожалению, во внешней политике. Это было заметно, например, в подходе к северокорейскому режиму и самому Ким Чен Ыну как до встречи в Сингапуре, так и после нее. В том же образе мы видели главу Белого дома на недавней встрече «Большой семерки», а также в ходе последующих обсуждений возможности участия России в подобных встречах или перспективы того, что США признают Крым российским.


С другой стороны мы видим Владимира Путина, который не скрывает своего восхищения возможностями, какими обладал СССР, и желания восстановить российскую неоимперскую политику (достаточно вспомнить его знаменитую «мюнхенскую речь»). Он готов обращаться для этого к любым средствам: использовать вооруженные силы или проводить секретные разведывательные операции, грозящие вызывать глобальный кризис (как отравление Литвиненко или недавнее покушение на Скрипалей). Тем самым в глазах Запада Путин тоже становится изгоем.


Личные качества двух президентов могут способствовать попыткам пойти на сближение или постараться выработать какое-то двустороннее соглашение в отдельных регионах, не привлекая к нему других игроков. Кроме того, каждый из лидеров (по крайней мере, на словах) склонен подходить к интересам своего государства с прагматической точки зрения и может перенести такой подход на контакты с партнерами по коалициям и даже союзникам.


С этим связаны опасения членов НАТО, размышляющих о том, может ли Америка пойти на двустороннюю сделку с россиянами. Сама Россия вполне способна пожертвовать интересами третьих стран, если она решит, что это позволит ей добиться собственных целей. Такой подход мы видим в трактовке темы Сирии и движения «Хезболла» в контактах с Израилем. Раз Москва способна выстраивать прагматичные отношения с ним, она может расширить сферу применения этой тактики.


Помимо личных и идеологических факторов (ориентация на реализацию интересов собственного государства, даже если ради этой цели приходится отказываться от стандартов и ценностей) есть еще один аспект: оба государства могут стремиться сократить число фронтов противостояния. В случае России речь идет о снижении затрат на гонку вооружений (которая была в значительной степени спровоцирована действиями самой Москвы), а также на присутствие в регионах, где существуют так называемые замороженные конфликты. Последнее, конечно, полезно с политической точки зрения, однако при тяжелом положении бюджета оно не может оставаться таким же масштабным, как в период сырьевого бума.


Для США политика уменьшения числа фронтов противостояния, требующая налаживания отношений с Россией, может оказаться еще более привлекательной. На первый план здесь выходит стремление американцев нарастить свое присутствие в Азии на фоне соперничества с Китаем, а также необходимость предпринимать новые шаги на представляющем особую важность в стратегическом плане Ближнем Востоке, усиливать потенциал в рамках новых «сложных» экономических отношений с другими странами и вести войну на внутреннем фронте (развернувшуюся на почве проблем с мигрантами и в целом трений между Трампом и вашингтонскими элитами). При этом американцы после конфликтов в Афганистане и Ираке, как и россияне после Сирии и Украины, понимают, что их финансовые возможности ограничены.


Именно в этом контексте следует рассматривать наделавшую много шума дискуссию между США и другими членами НАТО на тему финансирования оборонной сферы: Вашингтон стремился снять с себя часть финансовой нагрузки. В региональном плане можно обратить внимание также на проблему Ирана, которую считают сейчас в Белом доме важным элементом международной повестки дня, символом чего стало появление в окружении Трампа Джона Болтона (John Bolton). Россия, с одной стороны, это осознает, а с другой — сама может задуматься об ослаблении роли иранцев, если решит вести в Сирии самостоятельные действия. Не исключено, что эта тема ко всеобщему удивлению станет осью американо-российского сближения.


Некоторые сценарии развития ситуации


Возможно, президенты Путин и Трамп на саммите в Хельсинки поставят на первое место вопросы внутренней политики. В таком случае они отнесутся к встрече, как к театральному представлению, а после нее развернут стратегическую информационную кампанию. Для Дональда Трампа это мероприятие станет козырем, который он сможет использовать в спорах с НАТО и торговых переговорах с ЕС (в первую очередь Германией), а для россиян — кульминацией их опасной игры, которую они предприняли, начав вооруженные действия в Грузии и на Украине, а потом отправив войска в Сирию. Москва покажет, что Вашингтон согласился вернуться к формату, при котором международные отношения выстраиваются на встречах такого рода. При этом сценарии развитии событий не следует ожидать появления каких-то переломных решений, соглашений и прочих долгосрочных договоренностей. Игра будет вестись при помощи лозунгов, риторики и намеков на возможность дальнейшего выстраивания отношений в двустороннем формате. В первую очередь это послание будет адресовано внутренней, американской и российской, аудитории.


Второй сценарий предусматривает точечные соглашения, несмотря на которые общий фон американо-российских контактов останется конфронтационным. Обе страны достигнут договоренностей по каким-то отдельным вопросам в отдельных сферах, но признают, что их основные интересы в Европе расходятся, как это было в эпоху холодной войны. Представляется, что претворить в жизнь такую стратегию будет проще всего, придя к соглашению по вопросам Сирии и Ирана. Вашингтон может позволить Москве оставить в Дамаске ее назначенцев (не обязательно Асада), добившись, чтобы она предоставила США и их союзникам больше свободы в действиях в отношении Ирана. В Европе сохранился бы статус-кво, а за ее пределами россияне и американцы начали бы взаимодействие.


Такой сценарий требует радикальной деэскалации взаимных отношений. Она может касаться отдельных регионов, например, Европы, или конкретных вопросов, например, в военной сфере. Обе стороны смогут уменьшить число фронтов противостояния и сократить расходы, которые представляют проблему для экономик двух государств. Идеальным пропагандистским фоном станет сравнение саммита с важнейшими встречами советских и американских лидеров в годы холодной войны («новая разрядка»). Третий сценарий в отличие от второго может предполагать более далеко идущие уступки со стороны США на тех направлениях, которые считались стратегическими. Речь идет о санкциях в отношении России, присутствии войск в Восточной и Центральной Европе или разделе сфер влияния за пределами нашего континента.


Четвертый сценарий выглядит с точки зрения партнеров Вашингтона, в том числе Польши, наиболее опасным: он подразумевает создание нового формата глобальных отношений, опирающегося на двустороннее российско-американское соглашение. Почву для его появления подготавливают как действия администрации Трампа (встреча «Большой семерки», торговые споры с ЕС, кризис вокруг темы выделения 2% ВВП на оборону в рамках НАТО), так и России (применение силы для передвижения границ, поддержка сирийского режима, проведение секретных операций на территории третьих стран). Сама встреча в Хельсинки может не носить переломного характера, но она станет первым шагом к новым договоренностям, которые создадут схему, позволяющую не учитывать интересы прежних партнеров США. Соглашение может пошатнуть стабильность североатлантического пространства, а также повысить риск возникновения региональных конфликтов (связанных, например, с действиями Ирана). Кроме того, повысится вероятность, что Россия предпримет новые агрессивные действия на тех направлениях, на которых ей это позволят администрация Трампа.


Польская перспектива


Хорошая новость для стран Восточной и Центральной Европы заключается в том, что темперамент Дональда Трампа и его упрощенный взгляд на мир не будут играть ключевой роли, в особенности это касается американской оборонной и внешней политики. Конгрессу за много лет удалось внедрить в систему взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью множество сдержек, которые могут сделать решения хозяина Белого дома не столь «переломными». Более того, Трампу следует ожидать, что именно к его инициативам во внешней политике будет приковано особое внимание в том числе в контексте появившихся в прессе слухов об ослаблении позиции Джеймса Мэттиса, который, как предполагалось, сможет обезопасить страну от излишне рискованных шагов в сфере обороны. Даже если президенту позволили действовать чуть свободнее в отношении Северной Кореи, то в контактах с Россией такой самостоятельности он не получит.


Следует также отметить, что любые попытки Вашингтона и Москвы поделить сферы влияния столкнутся с препятствием, каким стала позиция, обретенная в XXI веке Китаем. Если Трамп и Путин (первый, стремясь вернуть Америке прежнюю роль глобального лидера, а второй, пытаясь сгладить последствия распада СССР, которые он считает катастрофическими) попытаются на самом деле вернуться к дуополии, Пекин наверняка на это отреагирует.


Забавно, но как раз Мао подчеркивал значение «революционных троек»: когда все контролируют другу друга, сложнее плести заговоры. Можно предположить, что Пекин будет очень внимательно следить за встречей в Хельсинки, и этим она будет отличаться от подобных мероприятий времен холодной войны. Возможно, уже в июле мы увидим, как работает система сдержек в отношениях важнейших держав.


Более того, присутствие в Восточной и Центральной Европе нужно сейчас американцам не только в контексте действий России. Следует напомнить, что США хотелось бы контролировать торговые пути, который Китай старается проложить в Западную Европу. В связи с этим американский военный контингент в таких странах, как Польша, — это не только шаг, направленный на укрепление восточного фланга НАТО, но и инвестиция в дальнейшее соперничество с Пекином на глобальной арене. Представители администрации Трампа часто вспоминают о проблемах, связанных с американо-китайской конкуренцией в экономической сфере.


Между тем возможности команды Трампа в контексте его встречи с Путиным переоценивать не стоит. Если российская сторона опирается на сильную группу аналитиков, дипломатов и шпионов, то с американской — после последних кадровых перестановок царит хаос. Этим обстоятельством, если им представится такая возможность, непременно воспользуются россияне.


Следует также напомнить, как относятся к Трампу мировые СМИ, и как выстраивает свои действия в информационной сфере путинская Россия. Именно эта область станет для Польши наиболее проблемной при каждом из возможных сценариев развития событий после встречи двух президентов. Нашим властям и соответствующим ведомствам следует в связи с этим не только внимательно следить за встречей в Хельсинки и анализировать ее ход, но и готовиться отреагировать на попытки исказить образ американо-польских отношений в политической, военной, экономической и других сферах.


Большие возможности откроются перед Варшавой в случае, если после встречи Трампа и Путина начнут разворачиваться разнообразные игры вокруг американо-российско-немецких и американо-российско-украинских отношений. С одной стороны, мы заинтересованы в том, чтобы поддержать усилия, нацеленные на сохранение единства в рядах Альянса (их предпринимает, в частности, генеральный секретарь НАТО), но мы можем выиграть гораздо больше, используя в своих интересах проблемы, возникшие в отношениях между Берлином и Вашингтоном, но постаравшись при этом избежать дополнительной дестабилизации. Польше потребуется умение вести дипломатическую игру с высокими ставками, а, значит, польским политикам придется окружить себя самыми лучшими экспертами.


С другой стороны, Варшаве следует продемонстрировать какое огромное значение имеет нерушимость границ и суверенитет европейских государств в контексте событий на Украине. Каждый недружественный шаг в отношении этой страны в долгосрочной перспективе представляет опасность для польских интересов. В этом контексте саммит в Хельсинки и его возможные последствия ставят перед Польшей серьезные стратегические задачи, но одновременно открывают новые возможности. Воздействовать на Дональда Трампа мы не можем, поэтому нас следует сконцентрировать все политические, дипломатические и разведывательные ресурсы и подготовиться к различным гибридным вариантам его встречи с Владимиром Путиным.

Обсуждение
Комментариев: 26
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Ольхон
5 июля 2018, 10:50
Встреча, которую ждет и боится мир Чтож вы такие ссыкливые!?)))
k
khakimov2255
5 июля 2018, 10:52
Путин уже вписал свое имя в мировую историю, теперь он может помочь это сделать Трампу
крымнаш
5 июля 2018, 10:53
/еще ни одну встречу весь мир не ждал с таким напряжением/ ...не мир! А кучка шестерок из буферной зоны...))
За Гуманизм
5 июля 2018, 11:01
Что объединяет США и Россию? Мир изменился . НАТО уже просто не нужно ни США ни России .. Вооружения другие . такие войны как в Ираке и Сирии показали что общевойсковые операции не эффективны.. Сухопутная Армия НАТО - бессмыслица. все решают спец . подразделения и достаточно одной США без Грузинов и Поляков ... Гигантский надводный флот США - утопия .. Содержание такого количества военных баз в Европе - просто необоснованно ..безумие с военной точки ...( цена вопроса..один мост ( тоннель в горе ) через реку убрать..и все встало..это же не бескрайние песчаные просторы..тут по звездам армию напрямик не провесть..) Главное экономика..Европа бесплатно на США пахать больше не хочет .. Немцы лепят для США Мерседес - США им за это впяливает бумажный доллар.. нифига себе - бартер..
senior.schef
5 июля 2018, 11:18
Встреча, которой боится мир?Почему то не удивлен , что пишут поляки, от лица всех опущенцев( укры, прибалты, грузины), чуют гады :кинут их скоро амеры!
Дмитрий Борисов
5 июля 2018, 11:38
Это анализ? Повторение антироссийских пропагандистких мифов
Э
ЭР
5 июля 2018, 11:41
...самое страшное для поляков, это если смотрящий велит задружить с Россией...
Пт
Почти татарин
5 июля 2018, 12:00
ЭР, Придется нагнутся. Только не велит.
Э
ЭР
5 июля 2018, 12:23
Почти татарин, нагнуться это почти любовь...
srgmkv
5 июля 2018, 11:48
"Польская перспектива" - чистить сапоги очередному хозяину. Народ, утративший в конце XVIII века свой реальный суверенитет, уже никогда больше не восстанавливал его, несмотря на формальное возобновление государственности. Межвоенная Польша - вассал Англии и Франции (кинутая ими впоследствии), послевоенная Польша - вассал СССР, нынешняя Польша - вассал Америки. Это судьба.
тыбыдымский конь
5 июля 2018, 16:06
srgmkv, Последний раз,если вспомнить когда поляки были сами по себе со своим гонором это когда по своей недальновидности не дали создать антигитлеровскую коалицию(ссср не пустим помочь чехам как хотите) что привело к известным последствиям и для самой Польши. А так да-ложатся под всё что движется))
Пт
Почти татарин
5 июля 2018, 11:58
Не перевернется мир после этой встречи.
саныч
5 июля 2018, 12:03
Шныри заёрзали
n
n286ic
5 июля 2018, 12:04
О, Польша поборница нерушимости границ. А при развале СССР не слышно было плача из Варшавы, да и сейчас, не дай Бог,... ну Вы поняли. Лицемеры. Вам все доведут по результатам встречи.
y
yarko
5 июля 2018, 12:20
n286ic, эти поборники и от Лемберга с Вильнюсом не откажутся, да и на Беларусь облизываются.
n
n286ic
5 июля 2018, 12:25
yarko, а потом обижаются, а нас за шо... поделили?
y
yarko
5 июля 2018, 12:42
n286ic, ну, вы же знаете, у них история конфликта начинается обычно не с того, что они что-то отняли, а с того, что забрали у них...
aist99
5 июля 2018, 12:19
(Возможно, президенты Путин и Трамп на саммите в Хельсинки поставят на первое место вопросы внутренней политики. В таком случае они отнесутся к встрече, как к театральному представлению, а после нее развернут стратегическую информационную кампанию.) Что за чушь? Вся статья выглядит как попытка прогноза предстоящего футбольного матча. Как можно подходить к анализу с таким принципом? Переговоры ведутся давно и очень серьёзно, на встрече будет не их начало, а завершение, предварял это завершение приезд Болтона. Который не делал вообще никаких важных заявлений, всё будет сказано после встречи Путина с Трампом, разумеется далеко не всё. Поляки уже выбрали сторону в войне - сторону условных клинтонистов, и теперь готовы выступить против тех, кто посадил на президентское кресло Трампа. Горе вояки.
citizen_of_RF
5 июля 2018, 12:22
Полякам лучше бы озаботиться новой конструкцией унитазов.
citizen_of_RF
5 июля 2018, 12:36
Полякам лучше бы озаботиться новой конструкцией унитазов.
citizen_of_RF
5 июля 2018, 12:36
Полякам лучше бы озаботиться новой конструкцией унитазов.
kirov43
5 июля 2018, 12:45
Воздействовать на Дональда Трампа мы не можем, поэтому нас следует сконцентрировать все политические, дипломатические и разведывательные ресурсы и подготовиться к различным гибридным вариантам его встречи с Владимиром Путиным." -------------------- - поляки однозначно против встречи. - хвост поджали.
madam.ibragimova-patya
5 июля 2018, 13:09
Поляки , чего вам бояться ? Просто прекратите сами себя пугать, никто ведь вас не тронет
Алекс3337
5 июля 2018, 13:18
"Боится весь мир...". Что-то уж больно уверенно этот центр всеоенной со столицей в Варшаве себя со всем миром ассоциирует. Весь мир у них и против ЧМ по футболу и просит СП2. Как говаривал герой Георгия Вицина. Простите, не у нас,а у вас.
s
sechin_01
5 июля 2018, 13:53
А тем временем: Кириенко получил звание Героя России за победу Путина на выборах.
Voevoda-Degeneral MANAYGO
5 июля 2018, 14:44
Полякам - пуканы свело??? Примите позу раба упавшего ниц и ног хозяина, только зад в правильном (на Запад) сориентируйте )))))
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем