«Украина отправила в США запрос на покупку систем противовоздушной обороны стоимостью 750 миллионов долларов за одну единицу. Всего украинским вооруженным силам нужны как минимум три таких военных комплекса», — заявил посол Украины в Вашингтоне Валерий Чалый.
Эти слова прозвучали в интервью украинской радиостанции «Новое время», в котором дипломат сообщил, что предложение исходит с самого высокого уровня. Этот вопрос поднимался в ходе переговоров Петра Порошенко с Дональдом Трампом на саммите НАТО в Брюсселе, который прошел в середине июля этого года. Перспектива такой покупки обсуждалась также на встрече украинской делегации с советником президента США по вопросам безопасности Джоном Болтоном (John Bolton), который посетил Киев 24 августа. Американский политик не только встретился с представителями правительства и вооруженных сил, но и побывал на параде по случаю Дня независимости Украины.
В интервью Чалого название комплексов противовоздушной обороны, которые хотел бы купить Киев, не прозвучало, однако, цена, которую он назвал, говорит сама за себя. Румыния планирует приобрести семь зенитно-ракетных комплексов «Пэтриот» (Patriot), и за первый из них она заплатит около 765 миллионов долларов. Это сложно назвать совпадением, хотя тот факт, что конкретная модель пока не называется, может свидетельствовать о колебаниях Вашингтона по поводу сделки.
Если Украина получит даже какую-то не самую современную версию комплекса «Пэтриот», это станет отчетливым сигналом для России, который произведет даже больший эффект, чем поставка украинцам противотанкового ракетного комплекса «Джавелин» (Javelin). Россия наверняка сравнит эту ситуацию с продажей Анкаре зенитной ракетной системы С-400. Разница здесь, однако, принципиальная. Турция — член НАТО, то есть альянса, который противостоит сейчас агрессивным действиям Москвы. Положение Киева выглядит иначе. С одной стороны, Украина подверглась нападению российских вооруженных сил (Крым) и боевиков-сепаратистов, которых поддерживает Россия (Донбасс), так что ей пришлось воевать с внутренним и внешним агрессором. С другой стороны, она находилась в союзнических отношениях с Россией и много лет находилась в ее сфере влияния, а до этого была частью СССР и Организации Варшавского договора. Перед своим вступлением в НАТО похожую позицию занимали Польша и страны Балтии.
Если Украина получит такие комплексы, как «Пэтриот», это станет знаком, что из сферы военного и политического влияния России она переходит в орбиту Западной Европы и США. Реакция Москвы на такой шаг наверняка будет очень жесткой. Кремль будет критиковать покупку Киевом комплексов «Пэтриот» так же, как размещение в Редзиково базы для комплексов ПРО «Иджис» (Aegis) или покупку Литвой норвежско-американских передвижных зенитных ракетных комплексов (NASAMS 2). От сравнения планов Киева с шагом Турции, покупающей комплексы С-400, следует, однако, воздержаться. Анкара пытается использовать свои контакты с Москвой в выстраивании отношений с ЕС и США, ставя под угрозу целостность и надежность системы коллективной обороны НАТО. Украина, в свою очередь, хочет обеспечить себе безопасность и стремится к унификации. Сравнивая действия этих двух стран, можно сказать, что Анкара пытается одной ногой стоять за пределами Альянса, а Киев делает нечто противоположное. Доказательством этого служило присутствие американских военных на недавнем параде в украинской столице и представленная там новая самоходная гаубица с пушкой, соответствующей натовским стандартам (калибр 155 мм).
При этом следует подчеркнуть, что даже если Киеву удастся купить американскую систему ПВО, дальнейший процесс сближения с Альянсом будет долгим и сложным, на этом пути могут возникнуть разнообразные препятствия военного, промышленного и политического свойства. Тем не менее «движение Украины на Запад» (как в сторону НАТО, так и ЕС) — это явление, которое отвечает военным и геополитическим интересам Польши и всего региона Центральной Европы.