На этой неделе в России начинается учебный год: дети и родители приходят школу нарядными, а учителей засыпают букетами. Российские дети больше всех в мире времени тратят на домашние задания после китайских. Требования там высоки, а еще сейчас школьную систему пытаются реформировать по западному образцу.
«Ай! Ты причесала мое ухо, мама!»
«Прости, дорогая».
«Папа, мне надевать ремень?»
«Обязательно. Я тебе помогу».
Виктор Черных ищет ремень в гардеробе и помогает своему семилетнему сыну Герману вдеть его в темно-синие брюки костюма. Сестру-двойняшку Германа Агату в это время причесывает мама Анна Черных, убирая ей волосы в узел. Дети коричневые, как печенье, после лета, проведенного на Кипре, — это было их последнее лето перед началом учебы в школе.
Теперь они будут ходить в первый класс школы номер 1414 на севере Москвы. Агата одета в юбку цвета морской волны и пиджак, рубашку в крапинку, украшенную маленькой брошкой, и лаковые туфли. На Германе темно-синий костюм, светло-голубая рубашка и черные кожаные туфли. Родители тоже одеты празднично. Первый учебный день считается одним из важнейших в России.
«Я буду получать одни сотки!» — говорит Герман. Он имеет в виду 100 очков из 100, но его быстро поправляет мама.
«Детям начинают ставить оценки только в четвертом классе. Это нововведение, и мне кажется, что очень хорошее. В первую очередь тут речь идет о воспитании родителей: чтобы мамы и папы перестали с первого класса давить на детей, заставляя их получать самые высокие оценки по всему», — говорит Анна Черных.
Она преподает дизайн, а ее муж Виктор работает в сфере недвижимости. У них своя квартира в благополучном районе на севере Москвы, где живет в основном средний класс. Там большой выбор детских садов и школ. Анна Черных посетила все школы в районе, прежде чем определилась, куда записать детей.
«Для нас главное, чтобы учителя и директор были хорошие. Дети еще маленькие, им еще не нужно получать какую-то особую специализацию. Увидеть, к чему у них есть талант, можно будет только в пятом-шестом классе», — говорит она.
В России, в первую очередь в Москве, родители очень много времени тратят на то, чтобы выбрать правильный детский сад и школу для своих детей. Это считается единственной гарантией того, что ребенок потом сможет поступить в нужный вуз.
«Я заметила, что чем больше у детей свободного времени, тем хуже у них идут дела в школе. Им полезно рано учиться планированию своего времени, тогда они и с домашними заданиями лучше справляются. Если у детей слишком много свободного времени, они тогда вообще ничего не делают», — говорит Анна Черных и украшает прическу Агаты несколькими сверкающими заколками в виде маленьких цветочков.
На улице по тротуару идет множество семей, все нарядно одетые и с гигантскими букетами в руках. Дети дарят цветы своим учителям каждую осень в начале учебного года. У Германа и Агаты тоже по букету из девяти роз. У Германа розы белые, у Агаты — красные.
Советская школа поддерживала мировой уровень в том, что касалось естественных наук, а вот с языками и гуманитарными предметами было гораздо хуже. В 1990-е годы обучение в России по сравнению с остальным миром ухудшилось практически по всем предметам.
Сегодня ситуация несколько поправилась. После того как Россия долгое время находилась в самом конце рейтинга ПИЗА (PISA), по результатам двух последних исследований она немного поднялась: с 34-го места в 2012 году на 32-е в 2015 году, когда проводилось самое свежее исследование (Швеция находилась на 28 месте). То, что Россия сейчас находится где-то в середине и обогнала, например, Италию и Венгрию, в российских СМИ освещается как победа, — и это если не говорить о том, что, согласно международному исследованию качества чтения ПИРЛС (PIRLS) 2016 года, российские дети читают лучше всех в мире.
Но, по мнению Анны Черных, у российской системы образования все еще есть проблемы.
«Учителя по-прежнему убеждены, что дети должны сидеть в классе неподвижно. У нас плохо принимают современные формы обучения, во время которых дети могут двигаться, когда учитель что-то преподает. Школа должна концентрироваться не только на том, что дети должны выучить математику и русскую литературу, но и на том, чтобы они получили социальные навыки», — говорит она.
Российская школьная система по-прежнему очень сильно ориентирована на получение достижений и повышение престижа. Для российских родителей самый большой стрессовый фактор — ЕГЭ (Единый государственный экзамен), который соответствует шведскому студенческому экзамену, появившемуся в 2001 году.
Именно результат ЕГЭ важен, когда вы поступаете в вуз. До этого в вузы надо было сдавать вступительные экзамены, устные и письменные, которые нередко могли идти неделями. Это значило, что учащиеся из провинции имели меньше шансов поступить в лучшие вузы в больших городах, так как они редко могли себе позволить жить там все время, пока шли экзамены.
«ЕГЭ гораздо более справедливы: теперь доля студентов из провинции выросла. Но лучше всего то, что благодаря ЕГЭ сильно уменьшилась коррупция. Нельзя просто взять и подправить баллы так, чтобы этого никто не увидел. Все хранится в электронном виде», — говорит Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика». «Эврика» — аналитический центр, занимающийся вопросами образования и инноваций.
Но, по словам многих родителей, введение ЕГЭ привело к другим несправедливостям. Все российские родители, с которыми я разговаривала, говорят, что единственный способ получить на этом экзамене высший балл, — это платить за индивидуальное обучение. Но не у всех есть средства на репетиторов, которые могут обходиться в 7 000 — 8 000 шведских крон в месяц (примерно 50-60 тысяч рублей).
Многие учителя тоже критически настроены к этому экзамену.
«Я не говорю, что мы должны отменить ЕГЭ, но он сформирован таким специфическим образом, что я вынуждена обучать ребят тому, как справляться с экзаменом, вместо того, чтобы давать знания по самой истории. Это печально», — говорит учитель истории Ольга Роговая, которая преподает в гимназии на северо-западе Москвы.
В четверть девятого утра мы уже у школы номер 1414. Агату и Германа тут же поглощает большая толпа детей. Их разделяют на ряды, и они стоят со своими букетами в руках в ожидании учителей. Родители теснятся на забитом до отказа школьном дворе, и нам приходится отойти чуть в сторону, чтобы не быть затоптанными.
На школьном дворе я вижу бабушку детей, Марину Лосовую. Она нарядно одета, тщательно накрашена и сияет от счастья в этот важный день.
В то же время она нервничает.
«Я ужасно переживаю, — говорит она мне искренне, — Я хочу, чтобы моим внукам понравилась школа. Чтобы она не стала для них стрессом. Ведь важно, чтобы в школе было еще и весело, и интересно».
Факты. Российская школа
Согласно исследованию ПИЗА (Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся в области математики, естественных наук, чтению и пониманию прочитанного, а также их способности применять эти знания для решения проблем в жизни, созданной Организацией экономического сотрудничества и развития) российские школьники делают домашние задания десять часов в неделю.
В мире лишь китайские школьники тратят на домашние задания больше времени.
Школьные достижения российских детей по результатам последнего исследования ПИЗА, проведенного в 2015 году, находятся примерно посередине рейтинга.
Россия занимает 32-е место, Швеция — 28-е, Норвегия — 24-е, а Финляндия — 5-е.
Согласно международному исследованию качества чтения и понимания текста ПИРЛС (PIRLS), проводимому преимущественно в рамках стран организации европейского экономического сотрудничества, российские дети читают лучше всех в мире. За ними следуют сингапурцы.
Швеция на 12 месте.