В ближайшие недели и НАТО, и Россия начнут ряд очень масштабных военных игр. Едва ли можно сказать, что игры эти проводятся для забавы, — скорее это смертельно серьезные практические занятия для тысяч солдат, тысяч боевых самолетов и флотилий боевых кораблей. Хотя во время них никто и не погибнет (разве что в результате несчастного случая, которые нередки во время таких упражнений), послание, которым обмениваются стороны, предельно понятно: мы готовы к войне.
Учения России называются «Восток» и будут проводиться преимущественно к востоку от Уральских гор. Это самые масштабные российские учения с советских времен (с 1981 года), в них будет задействовано 300 тысяч человек и более тысячи военных самолетов. Стоит отметить, что в них также будет участвовать несколько тысяч китайских военных, действующих совместно с россиянами (также будет символический контингент войск из Монголии, которая в разные моменты времени бывала партнером как России, так и НАТО).
Послание для Запада очевидно: Россия и Китай могут сотрудничать в военной сфере против НАТО на востоке или против США и их союзников в Тихом океане. Футуристический роман «Призрачный флот» Питера Сингера (Peter Singer) и Августа Коула (August Cole) прекрасно описывает высокотехнологичную войну, которая неожиданно начинается в Тихом океане между вступившими в союз Россией и Китаем с США. Подобные военные игры демонстрируют, как такого рода военная деятельность могла бы выглядеть, — и это должно сильно встревожить планирующие органы США.
НАТО проведет собственные большие военные учения под названием «Единый трезубец-2018» (Trident Junction 2018). Они будут проходить у северных границ альянса при участии 40 000 человек из всех 29 входящих в него стран, пары сотен боевых самолетов и десятков военных кораблей. Хотя эти учения не так впечатляюще масштабны, как российские маневры «Восток», они станут «выпускным испытанием» для новых сил НАТО «Спирхед форс» (Spearhead Force) — серьезных и очень мобильных войск альянса, которые могут за несколько дней войти в страны Прибалтики и отразить российское вторжение.
Возглавляемые высокомотивированным соединением немецких войск, которое может прийти в полную боевую готовности в течение 48 часов, «Спирхед форс» также включают в себя голландские и норвежские силы. Согласно предварительному описанию, в ходе маневров морские пехотинцы США разыграют вторжение в Норвегию. Это тщательно проработанное мероприятие демонстрирует, как сильно улучшилась боеготовность НАТО по сравнению с его вялым состоянием всего десять лет назад.
Стоит отметить, что в учениях также будут участвовать высокофункциональные войска двух стран, которые не входят в НАТО, но являются близкими его партнерами: Швеции и Финляндии. Когда несколько лет назад я был верховным главнокомандующим объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, я глубоко восхищался профессионализмом и военной компетенцией обеих стран, которые участвовали во многих международных операциях НАТО.
Во-первых, мы должны признать, что обеим сторонам важно донести послание до собственной общественности. В случае России (в особенности с точки зрения президента Владимира Путина) игры сигнализируют о большом потенциале и профессионализме войск страны. Это усиливает патриотическую гордость, вызванную вторжением на Украину и аннексией Крыма, а также демонстрирует всему населению страны, что их военные более чем способны сохранить завоеванное.
Что же касается НАТО, то его послание примерное такое же, а предназначено оно странам, граничащим с Россией: Эстонии, Латвии, Литве, Польше и Норвегии, а также партнерам НАТО Финляндии и Швеции. Для Запада оно свидетельствует о силе и надежности — о готовности воевать, если это потребуется.
Во-вторых, есть нюансы в том, что касается роли Китая. Российские учения изначально были задуманы как сдерживающий фактор не для НАТО, а для Китая. Посмотрим правде в глаза: у Китая населения гораздо больше, ему нужен экономический рост, поэтому на богатую природными ресурсами Сибирь он смотрит, как собака на стейк рибай. Однако в связи с растущим национализмом, который демонстрирует президент Си Цзиньпин, и беспокойства по поводу агрессивной торговой политики администрации Дональда Трампа, Китай стремится укрепить отношения с Москвой. А Россия, раздосадованная антипатией со стороны США (которыми в последнее время управляет Конгресс, а не Белый дом), готова к сближению с Китаем. Хотя долгосрочные отношения и будут обременительны, на данный момент это партнерство (и совместные учения) очень удобно.
В-третьих, такие упражнения действительно очень развивают военный потенциал. Стимулируя европейских союзников и Канаду задействовать свои войска, они увеличивают их способность к координированным действиям во многих сферах: происходит техническая синхронизация радиосвязи, сверка наведения по целям с самолетов разных стран (что было, например, серьезной проблемой во время операции НАТО в Ливии), координация действий во время очень сложных противолодочных боевых операций и многоступенчатых маневров против комбинированных пехотных и бронетанковых войск. Все это очень непросто, и благодаря практике обе стороны сильно приблизятся к совершенству.
Наконец, стоит особенно остановиться на морском аспекте учений России и НАТО. Не случайно операцией НАТО будет руководить не генерал, а скорее четырехзвездный адмирал США Джейми Фогго (Jamie Foggo). Бывший командующий подводными силами и легендарным шестым флотом США в Средиземном море, Фогго глубоко размышлял (и часто писал об этом) о морских операциях на фоне нынешних отношений между Россией и НАТО. Значительные военно-морские группы как из НАТО, так и из России, будут действовать в Балтийском море, Черном море, восточной части Средиземного моря и даже в Арктике.
Для Запада хорошая новость состоит в том, что наши сухопутные, воздушные и морские войска, а также группы проведения кибер- и спецопераций будут работать вместе, развивая способность к сотрудничеству. Плохая новость — российские войска будут заниматься тем же самым, и их странное сотрудничество с Китаем — по крайней мере, существующее на данный момент, — будет еще больше тревожить остальной мир.
США и их союзники продолжат тренироваться и готовиться к бою в надежде, что высокая боеготовность уменьшит склонность обеих сторон предпринимать непродуманные шаги. Но не стоит обманывать самих себя: эти «игры» — смертельный бизнес.