Создается впечатление, что Дональд Трамп опасается Владимира Путина. Попытки Терезы Мэй поставить Кремль на место после отравлений в Солсбери возымели весьма ограниченное действие. Но неужели Путин наконец встретил достойного соперника в лице Варфоломея, 270-го архиепископа Константинополя и Нового Рима, вселенского патриарха и «первого среди равных» в Восточной православной церкви?
На прошлой неделе Варфоломей одержал знаковую победу в 2000-летней борьбе между церковью и государством. Проигнорировав протесты Кремля и российского духовенства, архиепископ удовлетворил желание украинской церкви обрести независимость. Теперь она больше не подчиняется Московскому патриархату, под контролем которого она находилась с 1686 года. Это решение было принято на синоде в «штаб-квартире» архиепископа в Стамбуле.
Речь шла не только о внутрицерковном соперничестве. Варфоломей подвергся мощному давлению со стороны украинских верующих и их светских собратьев, которые требовали автокефалии. По словам политиков в Киеве, Московский патриархат — это мощный инструмент проецирования российского влияния, способствующий узакониванию аннексии Крыма и оправданию поддержки, оказанной Россией сепаратистам на востоке Украины.
«Решение вселенского патриарха и синода, наконец, развеяло имперские иллюзии и шовинистические фантазии Москвы, — заявил президент Украины Петр Порошенко. — Это вопрос нашей независимости. Это вопрос нашей национальной безопасности. Это вопрос нашей государственности. Это вопрос всей мировой геополитики».
Этот акт пренебрежения со стороны Варфоломея стал серьезным ударом для Путина, который использовал влияние Московского патриархата, — к нему относятся более 150 миллионов православных верующих, — чтобы подкреплять претензии своего режима на статус наследника царской империи. Представитель Кремля заявил, что Путин чрезвычайно обеспокоен таким решением, и предупредил, что Россия продолжит защищать интересы православных верующих на Украине в случае каких-либо «незаконных действий». Аналитики поспешили напомнить, что именно «защита» интересов русскоязычного населения стала поводом для вторжения в Крым.
Митрополит Иларион Алфеев из московского Священного синода заявил в своем выступлении на телевидении: «Мы в Русской церкви, конечно, эту автокефалию не признаем. И у нас не будет иного выхода, кроме как разорвать общение с Константинополем. А это значит, что константинопольский патриарх не будет иметь уже никакого права именовать себя, как он сейчас это делает, главой 300-миллионного православного населения планеты. По крайней мере, половина православных его не будет вообще признавать». Время покажет, выполнят ли Путин и его духовенство эту угрозу. Время также покажет, смогут ли соперничающие друг с другом украинские церкви объединиться теперь, когда они освободились от контроля Москвы.
Иларион заявил, что вся эта история является результатом американского заговора, и многие в России разделяют его точку зрения. Столкновения между пророссийскими сепаратистами и правительственными войсками на востоке Украины продолжаются, и в августе поступали сообщения о новых погибших. С 2014 года в этом конфликте погибло более 10300 человек.
Вероятность дальнейшего насилия вполне реальна. Условия очередного перемирия, заключенного в декабре, постоянно нарушаются. Августовская встреча Путина и канцлера Германии Ангелы Меркель не принесла никаких результатов, а на прошлой неделе, за несколько дней до синода в Стамбуле, на складе боеприпасов к востоку от Киева прогремели мощные взрывы, в результате чего были эвакуированы 12 тысяч человек.
Обвинив в случившемся диверсантов, вице-премьер Украины заявил, что эти взрывы связаны с гневом России по поводу раскола внутри церкви. Слава Богу, на этот раз обошлось без жертв.