15 октября РПЦ объявила о прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом из-за его поддержки автокефалии Украинской православной церкви. Раскол угрожает усилением конфликта в православном мире, так как теперь церкви других стран — Греции, Сербии, Болгарии и Грузии — вынуждены выбирать, на чьей они будут стороне.
Пока что Грузинская православная церковь — самый пророссийский институт в очень антироссийской стране — не делала никаких заявлений.
«Нам понадобится время для изучения всех аргументов РПЦ, после чего Грузинская православная церковь озвучит свою позицию», — приводит «Эхо Кавказа» слова пресс-секретаря церкви Михаила Ботковели.
Лоббирование интересов сильно с обеих сторон. «[Грузины] должны нас поддержать, потому что мы православные, также как и грузины. Не вижу причин, почему нам не быть вместе. Россия напала и на Грузию, и на Украину. Мы одинаково страдаем и должны молиться вместе. Мы верим, что грузинская церковь присоединится к нам в этой молитве», — сказал украинский патриарх Филарет телеканалу «Рустави-2».
Председатель украинского парламента Андрей Парубий посетил Тбилиси 5 октября. Во время визита он встретился с грузинским патриархом Илией II. После встречи Парубий заявил, что получил от Илии благословение на отделение украинской церкви от российской. «У нас был длительный разговор о пути автокефалии. Он [патриарх Илья II] говорит о том, что это путь непростой, но что он надеется, что этот путь будет пройден. И решение будет положительным», — сказал Парубий.
В ГПЦ тем временем заявили, что Парубий забежал вперед: «Информации о том, что ГПЦ якобы признала автокефалию Украинской церкви, не соответствует действительности», — гласит распространенное 8 октября заявление Грузинской церкви. — «Позиция ГПЦ по вопросу автокефалии Украинской церкви остается неизменной… Пока Вселенский патриархат и Русская православная церковь не зафиксируют свои окончательные официальные позиции на основании канонических церковных норм, Патриархия Грузии воздерживается от оценок и комментариев по данному вопросу».
Внутри самой Грузинской церкви нет единого мнения по этому вопросу.
Некоторые грузинские духовные лица выразили свою поддержку Украине: «Украина большая страна. И, конечно же, имеет право требовать автокефалии, — сказал один из влиятельных представителей церкви, хорепископ Иакоб. — Но в случае предоставления Украинской церкви автокефалии, процесс может продолжиться «по принципу домино»«.
Другой священнослужитель, митрополит Аланиа, поддержал Русскую церковь: «Сначала автокефалию Украинской церкви должна признать материнская церковь. В этом случае это Русская церковь. Если она признает, то, конечно, все остальные церкви признают тоже».
Еще одним важным фактором, влияющим на будущее решение Грузинской церкви, является Абхазская православная церковь и последствия для ее статуса. Она была создана в 2009 году после объявления Сухумо-Абхазской епархии о независимости от ГПЦ. Русская православная церковь предлагала свое посредничество в устранении раскола. В случае, если ГПЦ поддержит Украину, можно ожидать перемены настроения РПЦ.
Грузинский теолог Бека Миндиашвили рассказал JAMnews, что Россия в любом случае уже фактически контролирует Абхазскую церковь, делая разговоры о ее автокефалии бессмысленными.
«Грузинская церковь не помнит, что она тоже аналогичным образом была порабощена Российской империей сначала через церковный контроль, а потом с помощью КГБ. Патриархия изменяет библейскому принципу — поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», — сказал Миндиашвили.