«Союзмультфильм», известный советскими мультфильмами, сейчас делает акцент на мультсериалах и переносит любимых персонажей Эдуарда Успенского в наше время.
Москва: Школьный класс знакомится с историей российских мультипликационных фильмов в музее «Союзмультфильма».
Десятилетний Максим Кайков говорит, что ему анимационные фильмы не очень интересны — спорт, хоккей, футбол, баскетбол нравятся больше. Однако узнать больше о мультфильмах, представленных в музее, конечно, любопытно.
«Самое интересное — это советские мультфильмы, — говорит ученица четвертого класса Мария Абейдулаева. — Они наши, русские».
Любимый мультфильм Марии — «Ну, погоди!».
В этом советском варианте «Тома и Джерри», который появился в 1970-1980-х годах, идет борьба негодяя-волка и порядочного зайца. Все серии заканчиваются тем, что волк, преследующий зайца, попадает в передрягу и кричит: «Ну, заяц, погоди!»
Однако самая старая российская студия мультипликации «Союзмультфильм» не планирует быть только музеем.
Студия хочет достичь новых высот, и основной акцент было решено сделать на мультсериалах.
Сейчас студия готовит в общей сложности шесть анимационных сериалов. «Мы решили, что новую экономическую модель студии нужно основывать на производстве мультсериалов», — говорит Борис Машковцев, возглавивший студию мультипликации в 2017 году.
«Современные дети смотрят много, и они любят героев сериалов. Они привыкают как ним, как к друзьям».
Студия начала с самого начала
С распадом СССР для «Союзмультфильма» начались тяжелые времена. В 1990-е годы неразберихи в работе студии был застой, и она даже утратила права на свои старые фильмы.
Затем киностудия «Союзмультфильм» вновь стала государственной.
«За последние годы накопилось очень много проблем, и студия долго не могла нормально работать. Поэтому нам пришлось начинать буквально с нуля: создавать новую систему работы, находить новых специалистов и предлагать новые проекты, которые заинтересуют современного зрителя», — говорит Борис Машковцев.
Помочь с развитием должно культурное наследие, герои старых мультфильмов.
«С их героями выросли все взрослые, которые сейчас живут в России. Они показывают эти мультфильмы и своим детям. Они как мост между родителями и взрослыми на протяжении жизни вот уже нескольких поколений», — говорит Машковцев.
«Было понятно, что эти персонажи все еще живы. У них есть особая черта, которой у нас, людей, нет — они не стареют».
Таковы и персонажи скончавшегося в августе 2018 года Эдуарда Успенского (1937-2018): дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик, а также почтальон Печкин, которого в том числе и многие финны запомнили по диалогу с галчонком Хватайкой.
— Тук-тук.
— Кто там?
— Это я, почтальон Печкин. Принес журнал «Мурзилка».
В Финляндии дядю Федора и его друзей знают главным образом по книгам с иллюстрациями Геннадия Калиновского, переведенным Мартти Анхава (Martti Anhava). Работы «Союзмультфильма» по этим произведениям были очень популярны в Советском Союзе. По книге Успенского «Дядя Федор, пес и кот» был снят мультфильм «Трое из Простоквашино» (1978 год), который вскоре получил продолжение из двух серий.
«Союзмультфильм» вернулся в Простоквашино
В этом году «Союзмультфильм» перенес деревню Простоквашино в наши дни.
«Для нас этот проект во многих смыслах является символическим. Мы идем по своеобразному мосту из старой эпохи в современный „Союзмультфильм"», — говорит директор мультипликационной студии Борис Машковцев.
«Персонажи не постарели, но мир вокруг них стал современным, и им нужно искать ответы на вопросы, которые интересуют современных детей».
Пес Шарик ведет блог, почтальон Печкин приносит посылки, заказанные по интернету, а дядя Федор звонит в Москву маме и папе по программе, напоминающей «Скайп». (первая серия «Возвращение в Простоквашино. Часть 1» вышла 3 апреля 2018 года — прим. перев.)
Компьютеры заменили рисунки от руки, но процесс старый
Серии «Простоквашино» делают в новой студии «Союзмультфильма», которая находится в Москве рядом с телебашней Останкино.
«Здесь рождается чудо мультипликации», — говорит линейный продюсер Владимир Яншин.
Так сразу и не догадаешься. Рабочее место мультипликатора выглядит как место любого специалиста творческой профессии: в комнате сидят сосредоточенные люди за компьютерами. Для перерыва есть диван и аэрохоккей. На стенах висят рисунки с изображением героев мультсериала и расписание выхода серий. Из окна открывается вид на московский монорельс.
«Для создания одной серии от начала до конца требуется семь недель», — рассказывает Яншин.
Борис Машковцев говорит, что сначала были мысли о новом дизайне персонажей. От этой идеи отказались довольно быстро.
«Мы вскоре поняли, что это невозможно, поскольку они моментально прекратят быть сами собой», — говорит Машковцев.
«Нам пришлось восстановить советские процессы производства, чтобы графический стиль выглядел так же, как в старых мультфильмах».
И хотя мультипликаторы перешли от ручной прорисовки к цифровому миру, все создается вручную, как раньше.
«Это технология традиционной рисованной мультипликации», — говорит Машковцев.
Успенский был против, в социальных сетях поднялся скандал
Без споров создание новых серий не обошлось. Сам Эдуард Успенский был не очень воодушевлен проектом и даже угрожал студии судом за нарушение авторских прав.
Машковцев сообщает, что он неоднократно разговаривал с писателем, и студия уделила много времени тому, чтобы ситуация с авторскими правами была в порядке. Спор удалось решить прямо перед смертью Успенского.
Да и ностальгия — палка о двух концах: не всем зрителям пришелся по нраву перенос деревни Простоквашино в наши дни, в социальных сетях поднялся шум.
Но Борис Машковцев говорит, что новые серии уже нашли свою аудиторию.
«Согласно нашей статистике, половина аудитории — дети, половина — взрослые. С современными мультсериалами так никогда не происходит, детские мультфильмы смотрят только дети. Однако в этот раз у телевизора соберется вся семья».
Премьера большого проекта
Новый «Союзмультфильм» получает основной заработок от мультсериалов, однако у студии есть и некоммерческие проекты.
Каждый год студия производит 10-12 короткометражных фильмов, которые дают создателям возможности для творческого поиска. В этом году студия работала в том числе и над двумя полнометражными анимационными фильмами.
В октябре состоялась премьера кукольного мультфильма «Гофманиада», выполненного в традиционной технике. Мультфильм сделан по произведениям Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Грандиозный проект начали еще в 2001 году. Процесс съемок затянулся из-за масштабности проекта и финансовых трудностей. Для фильма изготовили больше 150 кукол.
«Это был очень необычный проект. Фильм делали вручную с использованием методов кукольной мультипликации. Не думаю, что в ближайшее время мы сделаем что-либо подобное», — говорит Машковцев.
Международные рынки манят
Борис Машковцев говорит, что «Союзмультфильм» стремится выйти на международный рынок, поскольку общий для всех язык мультфильмов имеет для этого хорошие возможности.
Студия заинтересована в сотрудничестве с другими странами. Сейчас «Союзмультфильм» создает анимационные фильмы только в России, однако возможно, что в будущем студия будет работать и за границей.
«Одна из проблем современной российской мультипликации — в том, что нас мало. В общей сложности в этой сфере работают две — три тысячи человек».
Союзмультфильм планирует и дальше переносить классические мультфильмы в современность, но торопиться с этим вопросом не будет.
«Процесс требует времени, важно не испортить образ героев», — говорит Машковцев.
Друг Гены, Чебурашка с круглыми ушами, стал в России культовым персонажем.
Борис Машковцев говорит, что сейчас в «Союзмультфильме» тщательно обдумывают возможность перенести и этого героя в современность — ведь к работе над таким важным персонажем нельзя подходить легкомысленно.
Факты
«Союзмультфильм»
Киностудия «Союзмультфильм» была создана в 1936 году. Это старейшая студия анимационных фильмов в России.
За все время существования студии было создано 1582 мультфильма (данные августа 2018 года).
Студия оставила значительный след в истории мультипликации.
Хотя советская идеология и устанавливала свои ограничения, благодаря некоммерческому формату работы у студии были замечательные возможности для творческих экспериментов.
В 1960-е, период оттепели и Никиты Хрущева, студия делала в том числе и сатирические мультфильмы.
В «Союзмультфильме» работали такие мастера мультипликации, как Федор Хитрук (1917-2012) и Юрий Норштейн (1941-).
Хитрук известен, в том числе, по мультфильму «Винни-Пух».
«Ежик в тумане» (1975 год) и «Сказка сказок» (1979 год) Норштейна входят в число лучших анимационных фильмов мира.
Студия является государственной.