Решение президента США Дональда Трампа вывести американские войска из Сирии — ошибка. Однако если он все же решит довести это дело до конца, лучший для США вариант — сделать так, чтобы именно Москва, а не Анкара или Тегеран в конечном счете заняла место американцев и помогла заключить политическое соглашение, которое предотвратит новый конфликт на востоке Сирии. Авторы этой статьи долгое время выступали в поддержку более активного участия США в сирийском конфликте, поэтому нам такой подход кажется неразумным. Однако с учетом решения Трампа это лучший способ предотвратить дальнейший конфликт, помешать «Исламскому государству»* восстановить силы и ограничить влияние Ирана на востоке Сирии.
Риски отступления
Уход американских военных с востока Сирии может спровоцировать возникновение вакуума безопасности, в условиях которого может возродиться ИГИЛ, особенно если бои возобновятся. США бросят своего главного местного партнера в их кампании против ИГИЛ, а именно Демократические силы Сирии, которые, как ожидает американское командование, должны стабилизировать ситуацию на востоке Сирии после разгрома ИГИЛ. Иран, вероятнее всего, воспользуется возможностью, чтобы укрепить свои линии снабжения в Леванте и усилить ракетные запасы, которые он наращивает на западе Сирии. Покидая регион, который составляет почти треть территории всей страны и в котором находятся важнейшие объекты по производству электроэнергии, а также крупнейшие запасы воды, нефти и зерна, США отказываются от важнейшего рычага влияния на будущих переговорах касательно дальнейшей судьбы Сирии.
Даже если Трамп изменит решение или снизит темпы вывода войск, ущерб позициям США в Сирии уже будет нанесен. Различные региональные игроки, включая ближайших арабских партнеров США, уже ведут себя так, будто американцы покинули Сирию. Учитывая сложившиеся обстоятельства, единственный вопрос заключается в том, как наилучшим образом защитить интересы США.
Американскому руководству следует добиться мирного перехода власти на востоке Сирии. Если вывод американских войск приведет к возобновлению конфликта между Турцией и курдскими членами Демократических сил Сирии на северо-востоке или между арабами-суннитами и силами президента Сирии Башара Асада на юго-востоке, результаты окажутся катастрофическими. Оставшиеся боевики ИГИЛ в средней части долины реки Евфрат на юго-востоке Сирии и на западе Ирака поднимут голову. Этот конфликт обернется новыми страданиями мирных жителей, в результате чего еще больше людей двинутся в Иорданию, Ирак, Турцию и в те районы Сирии, которые контролируются правительственными войсками.
Лучшее, что сейчас могут сделать США, — способствовать заключению политического соглашения между Асадом, Демократическими силами Сирии, Ираном, Россией и Турцией. Однако американскому руководству необходимо здраво оценивать масштабы влияния, которое останется у США в Сирии после начала вывода их войск из этой страны.
Поскольку Турция является членом НАТО, она может показаться лучшим партнером для того, чтобы поддерживать стабильность на севере и востоке Сирии, однако в реальности все обстоит иначе. Несмотря на данное Трампу обещание президента Турции Реджепа Эрдогана продолжить борьбу с ИГИЛ, любые попытки Турции захватить те или иные районы востока Сирии будут мотивированы исключительно ее стремлением ограничить влияние курдов и скорее спровоцируют возобновление конфликта. Более того, оставшиеся боевики ИГИЛ находятся в основном в средней части долины реки Евфрат и на западе Ирака, то есть далеко от турецкой границы. У Анкары нет ни желания, ни возможности вести войну так далеко к югу.
По мере расширения влияния Ирана после ухода американских военных Тегеран, вероятнее всего, пойдет на усиление напряженности в отношениях с Израилем. Пока Иран и Израиль не выходили за рамки взаимных ударов, однако любая случайность или просчет может спровоцировать более масштабный конфликт. Риски возрастут, если Израиль решит, что Иран извлек чрезмерную выгоду из вывода американских войск, и попытается сбалансировать силы, усилив свою воздушную кампанию и тайные операции, направленные против ставленников Ирана и военной инфраструктуры в Сирии.
Как извлечь наибольшую выгоду
Турция и Иран не могут и не станут поддерживать процесс политического урегулирования ситуации на востоке Сирии. Это делает Россию наименьшим из всех зол. Россия не хочет возобновления конфликта, который даст ИГИЛ возможность возродиться и отсрочит выделение международной помощи на восстановление Сирии. Кроме того, Россия хочет предотвратить полномасштабную войну между Израилем и Ираном, которая помешает ей закрепить ее победу в Сирии. Израиль, Иордания и страны Персидского залива надеются на то, что Россия сможет обеспечить определенную меру стабильности в регионе. И Москва не хочет отказываться от такого статуса.
России, Турции, Асаду и Демократическим силам Сирии придется заключить некое соглашение, касающееся севера и востока Сирии. Курдские группировки в составе Демократических сил Сирии уже ведут переговоры с правительством Асада, и они с гораздо большей вероятностью захотят вернуться под его покровительство, нежели сражаться с поддерживаемыми Турцией силами. Турция будет обеспокоена тем, что любое соглашение позволит создать на востоке Сирии безопасное убежище для Рабочей партии Курдистана. И Россия сейчас находится в наилучшей позиции для того, чтобы этому помешать, поскольку турки не доверяют Асаду. Кроме того, США должны использовать свои отношения с Турцией, чтобы убедить ее проявить сдержанность.
В средней части долины реки Евфрат, где Россия развернула спецназ и наемников, российские и американские силы поддерживают между собой непосредственную связь, чтобы случайные просчеты не переросли в более серьезный конфликт. США и России следует использовать этот канал связи, чтобы скоординировать мирную передачу этих территорий. США также следует передавать России информацию касательно районов, до сих пор остающихся в руках ИГИЛ, и убеждать Москву в необходимости вытеснить оттуда боевиков ИГИЛ и помешать этой террористической организации восстановить силы.
В случае вывода американских войск из Сирии США потеряют большую часть своего влияния, которое они могли бы использовать, чтобы сдержать рост влияния Ирана, однако Америка еще может кое-что предпринять. Американские дипломаты должны поддержать попытки Израиля противостоять Ирану посредством ограниченных ударов в Сирии. Это должно убедить Россию в необходимости поиска такого решения, которое устроит Израиль, чтобы предотвратить начало нового крупного конфликта, который подорвет позиции России в Сирии. США следует откладывать вывод своих войск из средней части долины реки Евфрат и Эт-Танфа — самых важных для Ирана районов на востоке Сирии — до последнего. Америка должна заставить Россию пообещать не допускать боевиков «Хезболлы» к границе Иордании, а также призвать израильтян и иорданцев настаивать на этом в их переговорах с Россией. Иордания, вероятнее всего, прислушается к США, поскольку Эт-Танф находится в непосредственной близости от ее уязвимой восточной границы.
Объявив о стремительном выводе американских войск, а затем отправляя сбивающие с толку противоречивые сигналы, указывающие на то, что президент США и его советники по вопросам национальной безопасности расходятся во мнениях, Трамп существенно уменьшил влияние США, поэтому предложенный нами подход окажет в лучшем случае ограниченное воздействие. У России нет той мотивации и таких возможностей для борьбы против ИГИЛ, какие есть у США. Стремление Турции ликвидировать оплот курдов у своей границы может быть настолько сильным, а готовность России поддержать Демократические силы Сирии — настолько слабой, что Москва может попросту заключить сделку с Анкарой, позволив Турции завоевать крупные участки на севере и востоке Сирии. Россия не хочет захватывать всю Сирию и имеет лишь ограниченное влияние на Иран, который перебросил в Сирию тысячи боевиков «Хезболлы» из Афганистана, Ирака, Ливана и Пакистана, и который активно формирует местные сирийские силы безопасности, верные Асаду и Корпусу стражей Исламской революции. Как только США уйдут из Сирии, Ирак неизбежно захватит территории, и русские не захотят или не смогут ему помешать.
Таким образом, вывод американских войск из США — плохая затея. Присутствие небольшого американского контингента на востоке Сирии позволяло защищать интересы США, — то есть гарантировать разгром ИГИЛ и ограничивать влияние Ирана в Сирии, — при относительно небольших затратах. Но если Трамп всерьез намерен вывести американские войска, лучшее, что могут сделать его советники, — это попытаться ограничить ущерб, используя все имеющиеся в их распоряжении инструменты, чтобы убедить Россию в необходимости не допустить возрождения ИГИЛ и сдержать рост влияния Ирана.
______________________________________
* «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) — террористическая организация, запрещенная на территории РФ