Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Проект бюджета ЕС, предложенный Финляндией, вызвал резкую негативную реакцию стран Восточной Европы. Финский проект резко сокращает Фонд сплочения, которым особенно активно пользовались «младоевропейцы». По мнению аналитиков, налицо углубление пропасти между Западом и Востоком Европы.

В Евросоюзе развернулась ожесточенная борьба за деньги следующего долгосрочного бюджета ЕС (2021-2027). Судя по всему, будет серьезно урезана помощь странам Вышеградской группы (Польша, Венгрия, Чехия и Словакия) — из-за нарушения ими принципов солидарности ЕС, а также в связи с сокращением бюджета после выхода Великобритании из Евросоюза. По мнению наблюдателей, обсуждение бюджета только началось, но страны-бенефициары истерически требуют «продолжения банкета». Столь резкую реакцию «младоевропейцев» вызвал проект бюджета, предложенный Финляндией, председательствующей в Совете Европы до конца года. Польский премьер-министр Матеуш Моравецкий открыто заявил, что его страна категорически не приемлет финских предложений по бюджету, окончательный вариант которого должен быть вынесен на Совет Европы в декабре.

Смягчения позиции сторон никто не ждет, жесткие переговоры продлятся весь следующий год, когда председательствовать в ЕС будут Хорватия и Германия. Польша практически мобилизовала все страны Восточной Европы на борьбу с новым бюджетом Евросоюза. На встрече в Варшаве в мае этого года 13 стран — новых членов ЕС — подписали так называемую «Варшавскую декларацию», в которой потребовали оставить в силе все преференции. Премьер-министр Моравецкий заявил, что Восточная Европа стала «экономическим локомотивом» Евросоюза и дает европейскому сообществу гораздо больше, чем получает от него. Правящая в Польше партия «Право и справедливость» напрямую обвинила «старых» членов ЕС в колониализме.

Венгрия также отчаянно борется за сохранение квот. Страна является одним из крупнейших бенефициаров помощи ЕС, получив за последние 7 лет 39 миллиардов евро из различных фондов Евросоюза. В случае принятия нового бюджета сумма помощи снизится до 31 миллиарда евро, а взносы Венгрии увеличатся с 7,6 миллиарда до 10 миллиардов евро. Правительство Венгрии назвало такие изменения неприемлемыми. Чехия реагирует более сдержанно: в Праге, судя по всему, смирились с тем, что помощь ЕС будет сокращена на 24%.

Бюджет на 2021-2027 годы, представленный Финляндией, составляет 1,14 триллиона евро — это на 65 миллиардов евро меньше, чем планировала Еврокомиссия в 2018 году. Главной отличительной чертой финского проекта стало резкое сокращение Фонда сплочения (Cohesion fund), которым особенно активно пользовали страны Восточной Европы. Несмотря на урезания, помощь остается весьма существенной. Всего получат: Чехия — 17,8 миллиарда евро (-24%), Венгрия — 17,9 миллиарда евро (-24%), Польша — 64,4 миллиарда евро (-23%), Словакия — 11,8 миллиарда евро (-22%). На 8% вырастет помощь Болгарии и Румынии (8,9 и 27,2 миллиарда евро соответственно).

Опасаясь саботажа со стороны стран Восточной Европы, в Брюсселе провели закон, позволяющий принимать решения квалифицированным большинством, что позволит преодолевать вето со стороны непокорных «младоевропейцев». До этого все решения принимались единогласно. Кроме того, Еврокомиссия поставит предоставление помощи в зависимость от соблюдения основополагающих принципов ЕС. Это должно затруднить национал-популистам Восточной Европы использование помощи в своих политических целях.

По мнению аналитиков, налицо углубление пропасти между Западом и Востоком Европы. «Младоевропейцы» отчаянно сопротивляются любым попыткам Брюсселя создать механизм, который бы замораживал, сокращал или ограничивал финансирование стран, нарушающих основополагающие принципы Евросоюза. Соответствующий механизм был разработан в 2018 году в ответ на нарушения со стороны стран Восточной Европы, прежде всего Венгрии и Польши.

Польша — самый крупный получатель денег из фондов ЕС. В рамках последнего долгосрочного бюджета 2014-2020 эта помощь составила 2,4% польского ВВП и помогла Польше успешнее других стран преодолеть последствия экономического кризиса. Но даже при урезании помощи на 23% Польша останется самым крупным бенефициаром европейских фондов на сумму в 64,4 миллиарда евро. Польша, считают наблюдатели, сама несет ответственность за урезанный бюджет, поскольку испортила отношения с Брюсселем после прихода к власти ультранационалистической партии «Право и справедливость» в 2015 году. Варшавой были приняты «реакционные» с точки зрения Брюсселя нормативные акты, в том числе назначение правительством руководителей СМИ, «полонизация» медиарынка, ужесточение закона об абортах, антидемократическая судебная реформа и, главное, Польша наотрез отказалась принимать участие в решении миграционного кризиса в Европе.

Настоящую «дыру» в финансах ЕС создает Брексит: Великобритания была вторым после Германии донором в общий бюджет, после ее выхода он сократится на 12-13%. Уже поступают предложения увеличить взнос Германии, но в Берлине упорно отказываются это делать. Брексит — лишь один из аргументов для пересмотра бюджета. В Брюсселе отмечают, что уровень благосостояния в Восточной Европе значительно вырос, многие регионы уже превосходят по уровню жизни депрессивные области Греции, Италии и Испании. К тому же, считают в Брюсселе, высвободившиеся деньги можно будет направить на новые цели: научно-технические исследования, оборону и преодоление миграционного кризиса на юге Европы.

Восточная Европа давно раздражает страны-основательницы Европейского союза. Расширение на Восток принесло «старожилам» снижение жизненного уровня, наплыв дешевой рабочей силы и социальных иждивенцев. Антагонизм налицо — не только в вопросе приема беженцев, но и в области трудового законодательства, демократических норм и внешней политики.

Профессор парижского института политических наук Science Po Максим Лефевр (Maxime Lefebvre) констатирует, что европейский проект подвергается в последние годы самым серьезным испытаниям за свою историю. Наиболее «токсичный» элемент был занесен в европейский проект в 2004 году, когда к «старым» высокоразвитым членам ЕС (прежде всего Германии и Франции) присоединились «младоевропейцы» — Польша, страны Балтии, Чехия, Словакия, Венгрия, а в 2007 году — Румыния и Болгария. Они представляли другой, более низкий уровень социально-экономического развития, а также более архаичную политическую культуру, отмеченную национализмом и ксенофобией.

Процесс расширения Европы на Восток был в первую очередь волюнтаристским политическим решением, которое принесло «старожилам» ЕС немало проблем: демпинг рабочей силы, необходимость финансовых вливаний в отсталые регионы, а также испорченные отношения с Россией. Разочарование от непродуманного расширения ЕС на Восток настолько велико, что в минувшем месяце президент Франции Эммануэль Макрон наложил вето на начало переговоров о приеме Албании и Македонии в Евросоюз. Макрон усмотрел главную опасность в способности стран «новой Европы» блокировать стратегические решения, принимаемые франко-германским «ядром».