Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Raseef22 (Ливан): они считали эпидемии гневом богов. Как арабы боролись с эпидемиями и болезнями в доисламскую эпоху?

© flickr.com / Christopher RoseБедуины готовят кофе в Саудовской Аравии
Бедуины готовят кофе в Саудовской Аравии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Эпидемии и болезни у арабов в доисламскую эпоху считались гневом богов. Но помимо молитв и ритуалов арабские народы использовали накопленные медицинские знания, которые помогали в излечении различных недугов, в том числе смертельных. А карантин и самоизоляция уже тогда были лучшими средствами защиты от массового мора.

Арабский регион был свидетелем многочисленных эпидемий и болезней в доисламскую эпоху. В то время причины и происхождение болезней рассматривались с точки зрения религии, однако арабы предпринимали превентивные меры, чтобы защитить себя от эпидемий. Кроме того, они знали действенные методы лечения различных заболеваний.

В доисламскую эпоху эпидемии возникали в районе Хиджаза и других регионах Аравийского полуострова, особенно в населенных пунктах, расположенных у подножия гор, а также в районах с жарким и влажным климатом, то есть тех, что находились между морским побережьем и горами. Об этом подробно рассказывает иракский историк Джавад Али в своей книге «История арабов до ислама».

Гнев богов и уколы джиннов

Все арабские народы, еще до возникновения ислама, объясняли возникновение эпидемий гневом богов, происками злых духов, отравляющих организм человека едой или питьем, а также укусами насекомых (паразитов). Как пишет историк, наиболее известными из упомянутых моровых болезней и эпидемий были лихорадка, чума, оспа и проказа.

Арабы говорили, что чума — это «уколы джиннов», то есть своего рода удар, которым джинны поражают людей.

Немаловажно отметить, что войны стали основной причиной возникновения эпидемий на юге арабского региона. Джавад Али пишет: «В войнах участвовало большое количество людей. После каждого сражения на поле брани оставались гниющие тела, которые оказывали негативное воздействие на состояние почвы и источники. Кроме того, нельзя забывать про еще одну проблему — бедность. Люди не соблюдали правила гигиены, что нередко было причиной возникновения смертельных эпидемий».

Также не последнюю роль в распространении заболеваний на Аравийском полуострове играла окружающая среда. Например, лихорадка процветала в районах, где были родники, болота или стоячая вода. Таким образом, когда арабы остро нуждались в воде, то они были вынуждены пить из сомнительных водоемов, что впоследствии приводило к возникновению различных заболеваний.

По словам Джавада Али, средства против комаров-переносчиков лихорадки тогда были неизвестны. Кроме того, средства личной гигиены не были доступны из-за образа жизни арабских народов, поэтому они были подвержены различным болезням. Например, «ахль-аль-медра» (оседлые арабы) чаще других болели туберкулезом, потому что жили в маленьких домах и пили грязную воду. А кочевые арабы-бедуины не знали о том, что такое комары, потому что всю жизнь проводили на свежем воздухе, где солнце защищало их от переносчиков инфекций.

В доисламскую эпоху арабы называли туберкулез — «болезнь Ильяса», потому что далекий предок пророка Мухаммеда Ильяс ибн Мудар был первым человеком, который умер от этой болезни.

Кроме того, в те времена были широко распространены кожные заболевания из-за отсутствия качественной медицины, гигиены и плохого питания. В арабском регионе процветала проказа или, как ее называли арабы, «аль-вадах» (в переводе с арабского «свет» — прим. ред.) из-за того, что на теле появлялись светлые пятна. Этим заболеванием страдал третий царь Тануха и первый правитель Хиры (233-268), а также величайший арабский поэт Аль-Харис ибн Хиллиза аль-Йашкури из племени бакр и многие другие.

Раньше люди ненавидели прокаженных из-за страха перед инфекцией. Али пишет, что курейшиты выгнали из Мекки поэта Абу Иззата Амра ибн Абдаллу ибн Амира ибн Вахиба ибн Хузафа из-за того, что он болел проказой. Больному поэту приходилось ночевать в горах, а день проводить на деревьях.

Проказа — инфекционное заболевание, которое становится причиной появления черных пятен на теле. Она проявляется медленно: сначала на коже появляются язвы, которые постепенно расширяются до тех пор, пока больной не начинает гнить. В конечном итоге у прокаженных отваливаются пальцы рук, ног и нос. Здесь следует напомнить про витилиго — кожное заболевание, которое вызывает белые, а не черные пятна на теле.

В доисламскую эпоху на Аравийском полуострове была эпидемия «гнойников», которую арабы назвали «аль-адаса» (в переводе с арабского «зерно чечевицы» — прим. ред.). На теле появлялись небольшие гнойники размером с зерно чечевицы, что делало эту болезнь внешне похожей на чуму.

По словам Али, это заболевание было широко распространено в Мекке, поскольку источники сообщают о том, что курейшиты пытались спастись от «аль-адасы».

Кстати говоря, корь была известна арабам наряду с оспой. Известно, что арабские племена лечили это заболевание с помощью коры деревьев, горьких листьев и дикой руты.

Карантин и самоизоляция

До возникновения ислама арабы не оставались в стороне от смертельных эпидемий и болезней. Наоборот они боролись с ними разными способами, включая популярный на сегодняшний день метод — карантин. Джавад Али пишет: «В доисламскую эпоху люди знали о некоторых заразных болезнях, поэтому старались избегать зараженных. Если возникала эпидемия, то они бежали в далекие и безопасные места, а больного помещали на карантин, чтобы он не заражал других такими страшными заболеваниями, как, например, проказа».

Во времена смертельных эпидемий богатые люди бежали в безлюдные места или искали убежище в пустыне, подальше от заболевших.

Магия и жрецы против эпидемий

В доисламскую эпоху арабы не могли объяснить причины болезней и эпидемий с научной точки зрения, поэтому прибегали к магии, заклинаниям, амулетам, божественному благословению, идолам и молитвам, чтобы изгнать джиннов и демонов из тела человека. Об этом пишет доктор Мухаммед Сухайл Такуш в книге «История арабов до ислама».

По словам Али, врачеванием в первую очередь занимались жрецы и отправители культа, поскольку они были ближе всех к богам. Они лечили больных, давая им лекарственные снадобья по рецептам своих предшественников, или создавали новые, опираясь на собственный опыт.

В южно-арабских текстах содержится много молитв и призывов к богам, которых люди молили об излечении от болезней и защите от эпидемий.

Что касается злых духов и порчи, то Али рассказывает, что арабы до возникновения ислама вешали в домах кости, минералы и подковы, а также рисовали глаза или руки на стенах и над дверными проемами, чтобы защитить себя от сглаза.

В третьей части книги «История исламской цивилизации» Джирджи Зейдан пишет, что если арабы боялись чумы, то издавали звук, подобный реву осла, полагая, что это защитит их от болезни. Кстати говоря, они также верили в то, что кровь царей лечит от слабоумия.

Лекари и лекарственные снадобья

С течением времени арабы приобрели некоторые знания в области медицины. По словам Такуша, они использовали лекарственные снадобья, которые делали из растений, коры деревьев и продуктов животного происхождения.

Кстати говоря, в арабском мире стали появляться врачи, получившие впоследствии большую известность. Среди них: Зухайр ибн Джанаб аль-Калби ат-Талаби, более известный как «врачеватель царей», Аль-Харит ибн Калада ат-Такафи, который получил образование в Персии и был известен как «врачеватель арабов», а также Ан-Надар ибн аль-Харис ибн Калада ибн Абд Мунаф, который находился в плену у курейшитов, где и приобрел некоторые медицинские навыки.

В список известных арабских врачей необходимо также включить Димада ибн Таальба аль-Азди. Он был другом пророка Мухаммеда в доисламскую эпоху и лечил больных, обращаясь за помощью к ветру. Кроме того, нельзя забывать про Ибн Хузайма, который преуспел в прижигании ран. Он был настолько популярен в арабском мире, что про него придумали поговорку: «Лечи, как Хузайм».

Однако, как писал Джирджи Зейдан, арабская доисламская медицина была похожа на медицину древних египтян и других народов. Арабы лечили все заболевания простыми лекарствами или сиропами, в частности, медом. Кстати говоря, арабы считали мед основным средством для лечения болей в желудке.

Надо сказать, что большинство заболеваний арабы лечили прижиганием. Они говорили: «В итоге любая болезнь лечится прижиганием».

По словам Зейдана, арабы прибегали к ампутации для лечения некоторых заболеваний. Как правило, они использовали огонь в качестве противовоспалительного средства. Если арабы хотели ампутировать конечность, то сначала они накаливали лезвие в огне, а уже затем приступали к операции.

Али утверждает, что арабы также использовали прижигание для лечения рожистых воспалений, которые представляют собой покраснение на лице или других частях тела. Стоит отметить, что заболевание внешне похоже на чуму.

Арабская медицина использовала древний способ лечения недугов — хиджама. Местные лекари делали небольшие надрезы, как правило на задней части шеи, а затем на них ставили банки, при помощи которых из организма уходила «плохая» кровь. По словам Али, арабы использовали хиджаму (кровопускание — прим. ред.) для лечения мигрени и головных болей. Кроме того, арабы использовали специальных червей для «очищения» крови. Арабские врачи практиковали кровопускание путем мелких надрезов на коже, для лечения некоторых заболеваний. Они также накладывали на места воспаления специальные горячие повязки, чтобы ускорить выход гноя. Как пишет Али, арабы протирали зерна льна или ладана, которые потом нагревали на огне. Далее горячую смесь заворачивали в ткань и клали на воспаление, чтобы быстрее вытянуть гной из воспаленной раны.

Кстати говоря, для таких повязок использовались и другие ингредиенты, как, например, финики в горячем масле. Стоит отметить, что арабы считали будто тепло приводит к исчезновению воспалений, так как гнилая кровь превращается в гной, который выходит из раны или высыхает в ней.

Лекарственные препараты в бедуинском обществе

По словам Такуша, лекарственными препаратами пользовались только в крупных населенных пунктах и городских центрах, но в пустыне все было иначе. Методы лечения полностью зависели от обычаев и привычек, а также от традиционной медицины, унаследованной от родителей, бабушек и дедушек.

Традиционная медицина основывалась на лечении травами, пеплом, молочными продуктами и верблюжьей мочой. Все вышеперечисленное — это лекарственные средства, которые пользовались популярностью в бедуинском обществе.

Подытоживая вышесказанное, можно добавить, что арабы ничего не знали о медицине, кроме тех знаний, что приносили бедуинские племена, которые напрямую контактировали с внешним миром. Как писал Такуш, бедуины доверяли только себе, своим лекарям и снадобьям, но иногда они пользовались услугами городских врачей для лечения сложных заболеваний или таких тяжелых случаев, как бесплодие.