Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Время разбрасывать камни - антирасистские протесты поссорили американцев

© РИА Новости Доминик Бутен / Перейти в фотобанкПротесты против действий полиции в отношении темнокожих во Франции
Протесты против действий полиции в отношении темнокожих во Франции
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Оптимисты указывают на то, что расовые протесты в США в 60-е годы были намного более жестокими, так что и нынешние, мол, утихнут, а их опыт пойдет на пользу. Но оптимисты игнорируют важное отличие: тогда действия темнокожих радикалов не оправдывали 90% СМИ, как сейчас. А «заражение» протестами Европы показывает: речь идет о всемирной борьбе идеологий.

Продолжающиеся который день в США массовые протесты, выплеснувшиеся вскоре и на улицы европейских городов, несмотря на антирасистские лозунги, основаны на более широком протесте — против социального и экономического неравенства в принципе, против неравномерного распределения социальных благ. Неравенства, которое ярко проявилось во время пандемии коронавируса, ставшей катализатором протестного движения. Люди оказались в состоянии стресса, неуверенности в собственном будущем. Так что пандемия послужила спусковым крючком для происходящего в США. Но все же не она является его истинной подоплекой.

Реальная «подкладка» протеста в США

Социальное дистанцирование, самоизоляция, прочие меры карантинного характера, направленные на ограничение распространения Covid-19, безусловно, повлияли на жизнь большинства населения. Практически всем пришлось отказаться от привычного образа жизни, который стал невозможен из-за пандемии. Однако люди были вынуждены переживать эпидемию с разным доступом к медицинскому обслуживанию, не говоря уже о качестве последнего, с разным уровнем зарплат и с разной возможностью сохранить работу. В итоге подоплекой антирасистских лозунгов стал протест против неравенства, а потому протестное движение приобрело столь массовый характер и пестрый, как лоскутное одеяло, состав участников.

Традиционная американская мечта, предусматривающая возможность для каждого «карабкаться» к улучшению своего уровня жизни, столкнулась с временным противодействием со стороны государства, вынужденного и-за пандемии «затормозить» экономику. Побочными эффектами стали экономическая рецессия, массовая безработица, снижение доходов и т.д. И многие из тех, у кого не было финансовой «подушки безопасности», мягко говоря, никакой благодарности к государству в этой ситуации не почувствовали.

Политические игры вокруг протестных настроений

Нашлись и люди, использующие протесты как некую форму объединения всех граждан, которым не нравится «Америка Трампа», а также не нравится сам Трамп. И которые с высокой долей вероятности проголосуют на предстоящих третьего ноября президентских выборах за другого кандидата. Демократическая партия США, безусловно, на полную катушку постаралась использовать народный протест, направив его против своего политического противника, оказавшегося благодаря неожиданному исходу выборов главой государства. Цель демократов и их союзников — снизить шансы Трампа на переизбрание на второй срок, сделав избрание Джозефа Байдена, продолжателя леволиберальной линии Барака Обамы, практически безальтернативным. Ради этой цели демократическим лагерем и нагнетается ситуация.

С помощью лояльных либеральным кругам СМИ для Трампа создаётся образ агрессивного невротика и нетерпимого ксенофоба. Именно Трампа политики-«демократы» и симпатизирующие им журналисты обвиняют в беспрецедентном расколе американского общества, который становится очевидным. Демократы стараются консолидировать антитрамповский электорат не по партийной принадлежности, а вокруг некоего набора ценностей. Их символом стал моральный императив признания продолжающейся в отношении чернокожих граждан исторической несправедливости. Этот императив подхватили и очень богатые люди, столпы американской экономики: глава банка JPMorgan Chase Джейми Даймон встал на колено в знак солидарности с движением Black Lives Matter (BLM). Другие банки и крупные компании, возглавляемые белыми, в качестве символического искупления выделяют миллиарды или напрямую BLM, ставшей вдруг очень состоятельной организацией, или на какие-то еще проекты, связанные с борьбой за расовое равенство. Эти компании прекрасно чувствуют конъюнктуру.

Таким образом, Демократическая партия США, включая своих крупнейших спонсоров, демонстрирует сейчас устойчивый крен в сторону современных левых настроений, замешанных прежде всего на риторике политкорректности в борьбе за права меньшинств. Американское издание The American Conservative даже усмотрело в этом хитрый метод устранения «белых конкурентов» со стороны нынешней политкорректной белой элиты:

«Белые элиты играют явно преувеличенную, не полагающуюся им с демократической точки зрения роль в определении того, что же является расизмом, — и в научных кругах, и в масс-медиа, и в культуре в целом. Используя это, они очень вольно обращаются с определением того, что можно назвать расизмом, а что — нет. Обвинения в расизме часто используются для того, чтобы продвигать представления и интересы этой самой политкорректной белой элиты. Вместо того, чтобы и в самом деле демонтировать „белое превосходство" и усилить голос „цветных" меньшинств, „антирасистские" усилия все чаще направлены на то, чтобы устранить конкурентов у „хороших белых", позволив этим самым политкорректным „хорошим белым" сконцентрировать всю власть в своих руках», — пишет на страницах The American Conservative известный консервативный публицист Род Дреер (Rod Dreher).

Но формально мнение Рода Дреера — это лишь частное мнение; хотя его и разделяют миллионы. Говорить такие веди считается неприличным, а то и опасным. Намного сильнее действует эмоциональный эффект от и вправду чудовищного видео убийства Джорджа Флойда. Протест, часто принимающий насильственный характер, его лидеры координируют при помощи современных методов коммуникации — посредством соцсетей. Спасти Трампа в этой ситуации может только одно, — если к октябрю американская экономика и рынок занятости начнут демонстрировать положительную динамику. Второй вариант — если радикализация протестов напугает и мобилизует главную опору Трампа, а именно белых граждан из штатов Среднего Запада, у которых давно складывалось впечатление, что старая добрая Америка просто утекает у них из рук. Напомним: это им Трамп обещает ее вернуть.

И есть еще один немаловажный момент. Сведение протестных настроений к чисто антирасистским лозунгам выгодно сейчас многим политическим силам. Это позволяет создать некий контролируемый канал для «выхода пара» от общественного недовольства. Он отвлекает внимание от других проблем и «лишних» вопросов о том, кто же заработал в итоге на пандемии коронавируса и почему помощь не досталась всем и в достаточном количестве.

Расизм и «полицейский произвол» — не выдумки

Разумеется, проблема расизма в американском обществе действительно существует, и она чрезвычайно серьезна. Центральной проблемой для Соединенных Штатов и по сей день остается тесное переплетение расового и социального неравенства. Люди протестуют и против того «зазора», который существует между законодательно закрепленными правами афроамериканского населения и его реальной жизнью. Ни для кого не секрет, что для этой группы населения социальный лифт работает значительно хуже, чем для других. Уровень бедности среди белого населения вдвое ниже, чем среди афроамериканцев. Около десяти процентов афроамериканцев не имеют доступа к медицинскому обслуживанию, в процентном отношении афроамериканцы больше пострадали от коронавируса. Проблема чрезмерного применения силы полицией США тоже не выдумана. По мнению многих экспертов, она объясняется в том числе и наличием в стране большого количества оружия на руках у населения. Поскольку выстрелить может почти каждый, полицейские работают в условиях угрозы того, что очередной мирный прохожий откроет огонь. А потому порой действуют на опережение с чрезмерной жесткостью.

Усталость от политкорректности

Происходившее годами замалчивание реально существующих проблем за лозунгами мультикультурности и толерантности привело к тому, что Америка устала от политкорректности. Симптомом этого как раз и стало избрание президентом Дональда Трампа, который часто позволяет себе называть вещи своими именами. Сейчас многие в США и в Европе обвиняют Трампа в том, что это он именно своими неполиткорректными высказываниями обострил ситуацию и расколол страну. Если раньше кандидаты в президенты всегда яростно боролись прежде всего за «политический центр», то есть голоса не определившихся в своих симпатиях избирателей, то сейчас американское общество поляризовалось настолько, что идет борьба между радикально «левым» и радикально «правым» лагерями.

Правый лагерь представляет «Америка Трампа», уставшая от политкорректности, либеральных идей и лозунгов. Оскаровский лауреат Джон Войт недавно, уже на фоне протестов, заявил, что республиканцам нужно объединиться вокруг Трампа. «Нам нужно, чтобы кто-то заставил нас вновь стать теми, кем мы были когда-то, кем мы должны быть», — подчеркнул он. Но есть и другая, условно говоря, «либеральная» Америка. И все это накладывается на пост карантинную реальность с просевшей экономикой, высоким уровнем безработицы и обещанной ведущими вирусологами мира «второй волной» коронавируса.

«Экспорт» протеста из США в ЕС: разрушение памятников в Европе

И эта логика протеста работает не только для США. Аналогичные акции протеста прошли и в европейских городах. В минувшие выходные в Лондоне, Париже, Брюсселе, Штутгарте, Цюрихе прошли многотысячные демонстрации под лозунгами борьбы против «насилия в обществе, в частности этнического и полицейского». Они переросли в уличные беспорядки и закончились столкновением протестующих с полицией. Министр внутренних дел Британии Прити Пател назвала подобное поведение во время акций протеста «абсолютно неприемлемым», а премьер-министр Борис Джонсон заявил на своей странице в Твиттер, что беспорядки в Лондоне организованы экстремистскими организациями, которые только дискредитируют подлинный протест против расизма.

Борис Джонсон подчеркнул, что, каков бы не был прогресс в борьбе с расизмом в стране, еще предстоит сделать очень многое. При этом британский премьер назвал нападения на полицию, попытки несанкционированного сноса памятников и другие акты насилия, происходящие на улицах Лондона, «недопустимыми и отвратительными». Джонсон подчеркнул, что, если допустить уничтожение памятников героям прошлого, это будет ложью по поводу собственной истории, в которой были и темные, и светлые страницы: «Мы не можем сейчас пытаться редактировать или подвергать цензуре наше прошлое. Мы не можем притворяться, что у нас другая история».

Тот же Уинстон Черчилль, на памятнике которому у стен британского парламента демонстранты написали краской «Он был расистом», действительно позволял себе недопустимые с сегодняшней точки зрения высказывания. Однако при этом Черчилль внес огромный вклад в борьбу с фашизмом и заслуживает благодарной памяти потомков. В сквере возле парламента в субботу собрались сотни людей с футбольной атрибутикой. Они называли себя патриотами и скандировали «Англия, Англия». Они собрались для того, чтобы охранять лондонский Кенотаф — символический памятник, поставленный после Первой мировой войны солдатам, погибшим при защите Британской империи. «Это атака на нашу культуру. Почему Черчилль и Кенотаф должны быть разрушены? Это неправильно», — заявил один из участников этой акции журналистам.

Тем не менее в столице Великобритании уже снесен один памятник — шотландскому торговцу и известному меценату Роберту Миллигану, сколотившему свое состояние на плантациях на Ямайке. В городе Бристоль протестующие сняли с постамента и затопили в реке памятник широко известному своей благотворительностью предпринимателю восемнадцатого века Эдварду Колстону, нажившему часть своего состояния работорговлей. Джонсон назвал «абсурдом и позором» попытки отредактировать прошлое своей страны путем сноса монументов. Между тем мэр Лондона Садик Хан в отношении памятников занял позицию, сильно отличающуюся от точки зрения Бориса Джонсона. Он предложил создать специальную комиссию, в компетенции которой будет решение вопроса о том, какие памятники историческим личностям или событиям, связанным с работорговлей или колонизаторской деятельностью, должны быть демонтированы.

В Бельгии подожгли и свергли со своего постамента несколько памятников королю Леопольду Второму, во время правления которого в бывшем тогда бельгийской колонией Конго происходил настоящий геноцид против местного населения. В Бельгии есть общественное движение «Починим историю» (Reparons L'Histoire), представители которого уже несколько лет требуют демонтировать все памятники этой одиозной исторической фигуре.

Новый виток борьбы Севера и Юга

В США тем временем продолжается снос памятников военачальникам армии Конфедерации южных штатов, участникам гражданской войны 1861-1865 годов. На самом деле этот вопрос был поднят еще в 2015 году, когда в Новом Орлеане был сброшен с постамента памятник генералу-конфедерату Роберту Ли. Тогда обошлось без прямых столкновений сторонников и противников такого шага, а вот в августе того же года после попытки властей Шарлотсвилля (штат Вирджиния) убрать памятник этому генералу из парка его имени закончились уличными беспорядками с участием ультраправых, в ходе которых погиб один человек и еще несколько пострадали. Законодательное собрание Вирджинии запретило снос памятников без официального одобрения. После этого по стране прокатилась волна несанкционированного сноса монументов конфедератам. Участников этих акций задерживала полиция, им инкриминировалось нарушение общественного порядка. 5 июня этого года нынешний губернатор Вирджинии Ральф Нортэм отдал распоряжение о сносе памятника тому же генералу Ли, объяснив свое решение тем, что американцам больше нельзя давать доступ к «фальшивой версии истории». При этом прямой потомок генерала Роберта Ли и его полный тезка одобрил решение о сносе памятника своему знаменитому предку и высказал благодарность всем, кто принимал решение о сносе. Он обосновал свою позицию тем, что снос таких монументов поспособствует примирению в обществе.

Демократическая партия США заявила о своем намерении внести законопроект о демонтаже монументов конфедератам во всех зданиях Конгресса. Руководство Пентагона вышло с предложением переименовать все военные базы США, названные в честь военачальников- конфедератов, в том числе знаменитые Беннинг, Ли и Форт-Брэгг. Против подобной идеи резко выступил президент Трамп, заявивший, что администрация Белого дома даже не собирается рассматривать идею переименования «этих легендарных военных объектов». «Я не позволю исказить историю нашей самой великой страны в мире», — написал президент на своей странице в Твиттер. Тем не менее, в минувший четверг комитет по вооруженным силам Сената США одобрил поправку к закону об оборонной политике, обязующую Пентагон переименовать все военные объекты, получившие свои названия в честь военнослужащих-конфедератов. При этом сенаторы-демократы подчеркнули, что президенту Трампу должно быть стыдно: он мешает народу «прекратить чествовать предателей, воевавших против Америки, чтобы сохранить свое право рабовладения».

Борьба с Колумбом и шотландским королем

Для многих идея уничтожения всех, даже самых старых «символов расового разделения и несправедливости» выглядит по меньшей мере странной. По этой логике надо сносить знаменитые пирамиды в Гизе, ставшие настоящим символом Египта: ведь эти объекты возводились рабским трудом. И да, от этого непосильного подвига сгинуло не одно поколение строителей древности.

Памятники сомнительным с точки зрения сегодняшнего дня героям прошлого разрушают сейчас не как историческую память. Это борьба с ценностями, которые они олицетворяют. Камень и металл куда проще разрушить, нежели слово или тем более мысль. История американской и европейской колонизации — это действительно история чудовищного насилия и жестокости, такова историческая правда. Недаром один из отцов-основателей Соединенных Штатов и авторов Декларации независимости, третий президент США Томас Джефферсон говорил: «Всякий раз, когда я вспоминаю о том, что Господь справедлив, я дрожу за свою страну». Но логика левого протеста смешала все в одну кучу. И жестоких колонизаторов, и участников гражданской войны Севера и Юга в США, боровшихся за свои убеждения, и первооткрывателей земель вроде Христофора Колумба. Все памятники этим очень разным людям начали массово демонтировать. Попал под раздачу и культовый фильм «Унесенные ветром», — за «излишнюю романтизацию рабовладельческого уклада».

И, наконец, совершенно удивительная история произошла в Шотландии с памятником королю Роберту Брюсу (1274-1329), который был разрисован надписями «Король-расист» и «Роберт был расистом, долой статую». Казалось бы, к шотландскому монарху конца тринадцатого века, возможно, никогда не видевшему ни одного африканца, можно было бы проявить снисходительность, но клейму расиста удивляться не приходится. Дело в том, что в фильмах об этом историческом персонаже, согласно голливудским установкам последних лет, задействованы и актеры-афроамериканцы. В итоге кому-то после просмотра показалось, что король плохо обращался с чернокожими, а не со средневековыми героями, которых играли актеры с африканскими корнями. И вот она, волшебная сила искусства! Расист — и точка. Вот так досталось на орехи средневековому вождю горцев, организовавшему так нравившуюся романтикам девятнадцатого века оборону Шотландии от «английских захватчиков». Кстати, провозглашенную более ста лет назад приемлемой формой борьбы с «белой привилегией» англичан. История идет по спирали…

Почему СМИ не защищают памятники?

Молчаливое одобрение происходящего со стороны различных американских и европейских СМИ объясняется многими факторами. Во-первых, всегда удобно, более безопасно и выгодно быть частью мейнстрима — не идти против течения. Еще Марк Твен писал, что «нам нравятся люди, которые смело говорят нам, что думают, при условии, что они думают так же, как мы».

Во-вторых, США и правительство Трампа стресс-тест, предложенный миру пандемией коронавируса, прошли откровенно плохо.

Европейские политики получили таким образом возможность (и явно решили ее не упускать) «приосаниться» на фоне США и их проблем: у нас, мол, дела в борьбе с расизмом обстоят намного лучше. Так, например, один из видных представителей правящего в Германии Христианско-демократического союза (ХДС) Фридрих Мерц заявил на днях журналистам, что в принципе недопустимо сравнивать вопросы расизма в США и Европе, особенно в ФРГ. По его мнению, Соединенные Штаты так и не смогли в действительности решить проблему расовой дискриминации после отмены рабства. В Германии же, по его словам, этой проблемы не существует, как не существует и «скрытого расизма в рядах полиции».

На самом деле пресловутой «нулевой терпимости» к расизму не существует нигде. Поэтому не все немецкие политики настроены столь радужно, и полем приложения их усилий, как и в США, становится прежде всего стремление убрать из речи все «обидные» слова. Так, госпожа Бербель Кофлер, комиссар по политике в области прав человека и гуманитарной помощи в правительстве Меркель, высказалась за замену самого понятия «раса» в Основном законе страны другим, более нейтральным словом. Чтобы найти его, предлагается задействовать экспертный совет из специалистов в области права и других экспертов, а затем вынести их предложения на обсуждение парламента. «Важно найти язык, свободный от дискриминации, который однозначно дал бы понять, что наша Конституция также защищает людей от расизма», — считает комиссар Кофлер. В условиях таких жестких ограничений по языку СМИ трудно элементарно «дать голос», озвучить сомнения людей, сомневающихся в прогрессивности атак на неполиткорректные памятники.

Но есть у молчания СМИ и третья причина. Агрессия, направленная сейчас против камня и металла монументов, играет роль отверстия для пара в крышке чайника. Если этот выход для недовольства перекрыть, то существует вероятность того, что тлеющий конфликт в обществе перейдет в стадию активного и может принять уже форму «стенка на стенку».

Выводы на будущее

В истории человечества действительно много позорных страниц. И в моменты революций гонениям всегда подвергаются символы прежних эпох, невольно отражающие этические установки своего времени. На них и обрушивается ярость толпы. Но историю невозможно переписать, все попытки ее отредактировать сродни позиции страуса, который в случае опасности прячет голову в песок и считает, что он в домике. Однако, у человечества есть возможность делать выводы из своего прошлого, которые смогут скорректировать настоящее и, возможно, принести лучшее будущее. Такие глубокие проблемы, как расизм, невозможно решить в один день и навсегда, как нельзя раз и навсегда идеально убраться в доме. Это длительный процесс, на который уйдут годы и даже десятилетия, и в котором, возможно, никогда не удастся добиться идеальной ситуации.