Западные лидеры решили отвечать силой на силу. Безжалостное отношение России к собственным гражданам должно иметь последствия. Это плохой знак для взаимодействия Норвегии и России.
Дипломаты, которые работают с Россией, сейчас прямо заявляют: помимо пары очевидных вещей, таких как управление отловом трески в Баренцевом море и координация работы морских поисково-спасательных служб, сегодня Россия и Норвегия мало по каким вопросам согласны друг с другом. Страны в значительной степени расходятся во мнениях по многим темам, будь то Крым, Донбасс, Сирия, права человека, выборы в Белоруссии или активность НАТО на севере.
А поскольку Норвегия разделяет это «несогласие» с большинством стран-союзниц, ухудшение отношений России с важными европейскими странами скажется на и без того натянутых отношениях с Норвегией.
В последние пару недель мы видели, как западные лидеры все больше ужесточают свою риторику в отношении Москвы. Все это происходит на фоне отравления российского политика и борца с коррупцией Алексея Навального. Навальный — один из самых значимых критиков президента Владимира Путина и единственный реальный оппозиционер в России — почувствовал себя плохо 20 августа в самолете, летевшем из Сибири в Москву. Через некоторое время активисты перевезли его в Германию на лечение.
В то время как Навальный все еще находится в клинике в Берлине, немецкий министр иностранных дел Хайко Маас (Heiko Maas) бряцает оружием: немецкие власти считают, что Навального попытались убить с помощью нервно-паралитического яда «Новичок». В связи с этим Германия заявила, что может быть «вынуждена пересмотреть» договор о немецко-российском газопроводе «Северный поток — 2», из-за того, что Москва не участвует в расследовании дела Навального.
Похоже, западные лидеры устали от того, как Кремль обращается со своими гражданами как в России, так и за рубежом. За критикой и осуждением теперь последуют финансовые ограничения.
На России лежит немалая часть ответственности за то, что политическая ситуация сейчас более нестабильна, чем когда-либо за многие десятилетия. В 2014 году самая большая по площади в мире страна с помощью военной силы отобрала себе кусок соседней страны. Аннексия Крыма шокировала многих, в том числе Норвегию, которая, несмотря на уточнение сухопутной и морской границы с Россией, в будущем может столкнуться с вызовом России на Шпицбергене.
Конечно, нельзя оценивать норвежско-российские отношения в отрыве от западно-российских отношений. Норвегия всеми возможными практическими и формальными способами интегрирована в Запад с точки зрения политики безопасности, культуры и экономики.
Однако и собственно норвежская риторика не способствовала налаживанию отношений. В некоторых сферах неуклюжие высказывания норвежского правительства только усугубляли напряженность в отношениях, и без того негладких. Например, министр обороны заявил, что Путин должен заслужить приглашение в Норвегию на празднование победы над нацистской Германией. А между тем Советский Союз понес самые большие потери, борясь с Гитлером — во время войны пало 27 миллионов советских солдат и мирных граждан.
В 2018 году в Великобритании попытались с помощью нервно-паралитического яда убить бывшего двойного агента Сергея Скрипаля. Все улики указывают на Россию, но Россия и по этому делу сотрудничать не хочет.
Кроме того, представителей оппозиции и критиков российского режима регулярно убивают — будь то в Вене, Берлине или Лондоне.
Главы европейских государств также никогда не забудут, что все следы вели в Россию, когда 17 июля 2014 года над восточной Украиной сбили пассажирский самолет Малазийских авиалиний. 298 человек погибли. Россия отрицает какую-либо к этому причастность.
Отравление Навального — это предварительный новый итог, и именно оно переполнило чашу. Западные лидеры больше не намерены терпеть поведение России. Настало время для более жесткого противостояния. А это значит, что отношения Норвегии и России теперь будут особенно плохими.