Интервью с экспертом по вопросам энергетики, главным редактором портала «Бизнес алерт» Войчехом Якубиком (Wojciech Jakóbik).
Biznes Alert: На каком этапе находится реализация проекта «Северный поток — 2», можно ли его еще заблокировать?
Войчех Якубик: В рамках строительства обеих ниток осталось уложить чуть больше 100 километров труб, так что теоретически «Северный поток — 2» отделяет от окончания реализации всего несколько недель. Однако россиянам придется сначала адаптировать к работе в соответствии с требованиями датского разрешения единственное имеющееся в их распоряжение судно, «Академик Черский», а на это может уйти несколько месяцев. Кроме того, американские санкции могут лишить его в Германии поддержки. Даже если «Академик Черский» сможет с небольшим отставанием от графика довести до конца строительство газопровода, вопрос, пойдет ли по тому газ, ведь американские ограничительные меры могут распространить в том числе на компании, которые дают добро на использование инженерной инфраструктуры объекта. Без их печати невозможно будет начать перекачивать газ. Все может закончиться тем, что «Северный поток — 2» достроят, но функционировать он не сможет.
— Почему считается, что немцы могут понять истинные намерения России сейчас, после отравления Навального, раз на них не оказали никакого действия ни аннексия Крыма, ни война в Донбассе?
— Даже если не учитывать отравление Навального и конфликт на Украине, можно назвать целый ряд причин, по которым этот газопровод строить не следует. История с Навальным могла бы стать последней каплей, которая переполнит чашу терпения, но, скорее всего, этого не произойдет.
— Почему?
— Берлин вписывает «Северный поток — 2» в свою долгосрочную стратегию энергетической и климатической политики. Газ из России должен играть роль дешевого переходного топлива в рамках немецкой энергетической трансформации. Германия оценивает новый газопровод в узком, исключительно энергетическом контексте. С этой точки зрения он для нее выгоден. Ради выгоды немцы готовы поставить на кон свои контакты с союзниками, единую европейскую стратегию, направленную на диверсификацию источников поставки газа, а также решительную трансатлантическую политику в отношении России.
— Но зачем Германии «Северный поток — 2»? У нее ведь уже есть доступ к российскому сырью.
— Германия хочет иметь непосредственный доступ к российскому природному газу. Во-первых, она рассчитывает на как можно более низкую цену, которая позволит немцам обрести максимальную конкурентоспособность на европейском рынке. Во-вторых, она надеется стать транзитным государством и извлекать выгоду, выступая посредником в поставках. Это нанесет удар в первую очередь по Украине. Немцы, правда, обещают ей помощь, направленную на достижение экономической и политической стабилизации, но ситуация для украинцев в значительной мере зависит от того, удастся ли сохранить поставки российского газа через украинскую территорию.
— Партия Збизнева Зёбро (Zbigniew Ziobro) «Солидарная Польша» подготовила проект постановления с обращением к немецкому руководству, призывая его отказаться от «Северного потока — 2». Следует ли Сейму принять этот документ?
— Польша действует в рамках своих ограниченных возможностей достаточно эффективно, но окончательное решение в отношении проекта должна принять Германия. Разных призывов было уже много, но каждая инициатива, показывающая, в чем проблема с «Северным потоком — 2», важна. Дополнительное давление со стороны парламента вписывается в ряд других инициатив Польши.