Весной в канун праздника Пасхи произошло важное событие: Русская православная церковь (РПЦ) с неохотой согласилась признать злую силу коронавируса. В конце концов, она была вынуждена поверить доказательствам и признать факты. Хотя храмы не были закрыты, в них почти не было людей. Патриарх Кирилл, глава крупнейшей в мире православной церкви, приказал принять строгие санитарные меры и заботиться о здоровье верующих. А самим верующим патриарх рекомендовал оставаться дома даже на Пасху, по возможности молясь дома. Но не везде в православном мире проявили такую же бдительность. Даже растущее число больных и умерших, а также приход второй волны заболевания не повысили бдительность в «сестринских» с РПЦ православных церквях Восточной Европы, особенно в балканском регионе.
Сербская православная церковь в минувшее воскресенье похоронила своего патриарха Иринея I, скончавшегося 20 ноября. Тысячи людей присутствовали на отпевании в церкви Святого Саввы в Белграде. Увы, большинство из них пришло без масок. Не все соблюдали и рекомендуемую социальную дистанцию.
Опасения, что пандемия распространится среди православных верующих (самой массовой конфессии в этом регионе) усилились, когда сербское государственное телевидение в понедельник объявило, что у епископа Давида, который присутствовал на похоронах, обнаружили коронавирус. Это пока первый случай среди присутствовавших на отпевании. Но министерство здравоохранения Сербии опасается, что их будет больше.
Среди верующих Сербской православной церкви по-прежнему распространено убеждение, что истинно верующие во время причащения и других религиозных служб не могут подхватить SARS-CoV-2, а заодно и другие болезни.
Как и весной в России, беспокойство общественности вызывают некоторые укоренившиеся обычаи и обряды церкви. Причастие особенно беспокоит, потому что при исполнении обряда причастия священник до строгих указаний патриарха Кирилла использовал одну и ту же ложку («лжицу»), которая хоть и на секунду, но могла прикоснуться ко рту заразного человека.
В апреле Патриарх Кирилл запретил такую опасную практику, издав указ, напоминающий священникам о том, что они несут ответственность за ограничение распространения сovid-19 в своих церквях и монастырях. Он предупредил, что заражение или смерть человека может означать «передачу ответственного лица в церковный суд или обращение в суд общей юрисдикции».
Патриарх Московский указал на необходимость использования индивидуальных ложек, тарелок и одноразовых стаканчиков. Священноначалием Русской православной церкви был также издан приказ — дезинфицировать напрестольное Евангелие и иконы спиртовым средством каждый раз, когда верующие целуют их. Напомним, что обряд целования святых реликвий является очень распространенным знаком веры среди православных христиан. Этот обряд настолько важен, что на недавнем отпевании сербского патриарха Иринея прощавшиеся с ним русские иерархи вместе с сербскими целовали временный стеклянный саркофаг, покрывавший останки усопшего патриарха.
«Запрет на собрание из пяти и более человек действует. Но в случае с прощанием с патриархом мы просто не могли запретить все сделать в соответствии с традицией», — сказал Предраг Кон, входящий в состав сербского штаба по борьбе с коронавирусом.
Не исключено, что 90-летний сербский патриарх был заражен тремя неделями ранее во время похорон в столице соседней Черногории, городе Подгорице, митрополита Черногории Амфилохия Радовича. На прощание с Амфилохием, который скончался в возрасте 82 лет, приехали сотни людей, включая ведущих политиков Сербии и Черногории. Кроме Иринея, никто пока не заболел и не умер. Предположение о заражении Иринея именно на похоронах возникло потому, что, по данным недолюбливающих Сербскую церковь властей Черногории, и Ириней, и Амфилохий недооценивали опасность пандемии, не всегда носили маски, а большие религиозные собрания называли «Божьей вакциной».
Они не единственные руководители православных христианских церквей, которые пострадали от пандемии. Архиепископ Афинский и глава Греческой православной церкви Иероним II находится в реанимации больницы «Евангелисмос» в столице Греции.
Он был госпитализирован на прошлой неделе, вскоре после смерти митрополита Лангадского Иоанниса, который назвал политиков, призывавших к закрытию церквей и запрету паломничества, «богохульниками».
Также от коронавируса лечили архиепископа Тиранского и руководителя Албанской православной церкви Анастасия. Он вылечился и был выписан во вторник.
В России на прошлой неделе коронавирус забрал жизнь у очень любимого в народе митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. Он стал пятым русским высокопоставленным епископом, умершим от эпидемии.
В целом, православные церкви призывают гражданские власти не налагать запреты без согласования с духовными лицами и плохо относятся к ограничениям, наложенным «извне». В Румынии патриарх Даниил сравнил с действиями диктатора Чаушеску наложенный в октябре запрет на паломничество в Бухарест для чествования памяти святого Димитрия Нового, покровителя Бухареста (православный святой семнадцатого века, еще называется Димитрием Басарбовским, славился жалостливым отношением к животным, канонизирован в 1955 году — прим. ред.).
Ситуация, однако, меняется: перед тем, как попасть в больницу, греческий патриарх Иероним послал верующим послание о том, что «священной обязанностью» является соблюдение мер по охране здоровья «для защиты высшего блага — вашего здоровья и жизни». Послание было адресовано и священникам, которые продолжают утверждать, что причастие одной-единственной «лжицей» не опасно.