Споры вокруг газпромовского мегапроекта «Северный поток — 2» недавно вспыхнули с новой силой. Новый виток дискуссий по этой теме связан прежде всего со сменой руководства в Белом доме.
Не секрет, что кремлевские завсегдатаи в американской президентской гонке делали ставку на Дональда Трампа. И все же, проиграв, не сильно расстроились, потому что у них появилась надежда, что на смену неуступчивому в вопросе «Северного потока» Трампу придет не такой упрямый Джо Байден. Считалось, что предыдущий американский президент так решительно выступал против газопровода по дну Балтийского моря только из-за собственного интереса, то есть как лоббист продажи Европе американского сжиженного газа. Что, мол, всеми своими санкциями он лишь убирал с дороги российского конкурента.
У Байдена якобы нет оснований создавать протекцию американским газовикам, ведь он за «зеленую» энергетику, за борьбу с изменениями климата и тому подобное, поэтому с ним, как считали в Москве, удастся договориться, даже несмотря на его достаточно жесткую антикремлевскую риторику.
Как будто в подтверждение этого тезиса недавно два авторитетных издания — британская газета Financial Times и американская The Wall Street Journal — выступили с утверждениями, базирующимися на компетентных источниках, что, мол, администрация президента Байдена готова пересмотреть политику США в отношении проекта по строительству газопровода «Северный поток — 2». В частности, запланировано провести переговоры с Германией о возможном смягчении санкций. Издания даже приводят данные из дипломатических источников, согласно которым о готовности к таким переговорам высказался новый государственный секретарь США Энтони Блинкен.
Правда, американская сторона якобы выдвигает две предпосылки для реализации плана разморозки строительства газопровода. Во-первых, должен быть создан механизм, который давал бы возможность прерывать поставки газа, чтобы якобы не дать Москве использовать «Северный поток — 2» для давления на Украину. Во-вторых, до тех пор не запускать газопровод, даже когда он будет достроен, пока Москва не согласится изменить в определенной степени свою политику. Второй пункт, очевидно, нуждается в уточнении, однако в статьях этого не приведено.
Что ж, сообщения не слишком утешительны для Украины, даже несмотря на то, что Вашингтон якобы намерен определенным образом защитить интересы Украины и требовать от Москвы обещания, что наше государство будет оставаться транзитером газа в Европу. Но еще в позапрошлом веке канцлер Германии Отто фон Бисмарк справедливо заметил: «Соглашения с Россией не стоят и бумаги, на которой написаны».
Нам на радость администрация Байдена устами ее официального пресс-секретаря Джен Псаки (которую так не любят в России) заверила, что негативная позиция американского руководства по строительству газопровода не изменилась. Президент США Джо Байден, по ее словам, считает газопровод «Северный поток — 2» из России в Германию «плохой сделкой» для Европейского союза и готов ввести против него дополнительные санкции.
Кстати, на введении новых санкций все упорнее настаивают американские сенаторы, причем и демократы, и республиканцы. Стоит привести отдельную цитату из письма, которое сенаторы прислали госсекретарю Энтони Блинкену: «Если проект „Северный поток — 2" будет завершен, он позволит режиму Путина и дальше использовать энергетические ресурсы России как оружие, оказывая политическое давление по всей Европе. Это также позволило бы Путину поставлять газ в обход Украины, лишив Киев важнейших доходов от транзита и сделав его более уязвимым для российской агрессии. Мы готовы работать с вами, чтобы противостоять злонамеренному влиянию России, в том числе принять меры для того, чтобы проект „Северный поток — 2" не был завершен, как это предусмотрено предложенными Конгрессом санкциями, направленными на остановку строительства газопровода».
Новые санкции, которые еще называют «санкциями из ада», должны практически исключить достройку газопровода. Поэтому мегапроект Газпрома, в который уже вложено более десяти миллиардов долларов и который, казалось бы, как лавину уже ничто не в состоянии остановить, может быть сорван.
У «Северного потока — 2» в Европе появляется все больше противников. Вот уже и Франция, которая раньше отстаивала проект, теперь понемногу переходит на другую сторону баррикады. Статс-секретарь Франции по делам Европы Клеман Бон, комментируя для журналистов отравление и арест российского оппозиционера Алексея Навального, отметил, в частности, что до сих пор введенных против России санкций уже недостаточно. «Мы должны идти дальше, можно рассмотреть вариант (прекращения строительства — прим. ред.) „Северного потока". Но это должно быть решение Германии, поскольку он расположен в Германии. И мы всегда говорили, что испытываем большие сомнения по поводу этого проекта в данном контексте», — отметил французский статс-секретарь.
Даже в самой Германии все больше политиков критикует газпромовский проект. И это не только «зеленые». Уже и многие авторитетные христианские демократы высказываются за то, чтобы отказаться от «Северного потока — 2».
Поэтому и в самой России начинают осознавать, что несмотря на все усилия и вложенные средства проект может накрыться медным тазом. Даже несмотря на то, что он реализован на девяносто пять процентов и осталось дотянуть каких-то сто километров труб до немецкого порта Грайфсвальд.
Вот уже и российский президент Владимир Путин считает, что Запад оказывает определенное давление на газпромовский проект. «Почему так все крутится вокруг „Северного потока — 2"? Хотят заставить Россию платить за их (Запада — прим. ред.) геополитический проект „Украина", вот и все. На самом деле все довольно примитивно, все просто, мы-то давно это понимаем, но таков мир, в котором мы живем», — так объясняет российский лидер нападки на газопровод в беседе с руководителями фракции Государственной думы РФ.
Западный проект «Украина»? Что ж, было бы неплохо. В свое время Западная Германия, то есть ФРГ, была американо-британским проектом. Именно эмиссары из Лондона и Вашингтона направляли политическое, экономическое и культурное развитие побежденной постгитлеровской Германии, вливали в нее деньги через «План Маршалла». Направили и отпустили в свободное плавание. Следствием этих усилий стало знаменитое «немецкое экономическое чудо», самый могущественный лидер на континенте, образцовое правовое государство.
К сожалению, полноценным проектом Запада Украина не стала. Конечно, влияния Соединенных Штатов и Европейского союза имеют место. Но, к сожалению, еще большую формирующую мощь составляют местные олигархи и пророссийские силы. Именно поэтому, несмотря на все усилия Запада, начатые реформы здесь в определенный момент наталкиваются на непреодолимую каменную стену и дальше не двигаются.
В конце концов, если бы Украина была проектом Запада, то никогда бы на свет не появился тот самый «Северный поток», ни первый, ни второй. Потому что эти проекты были прежде всего определенно антиукраинскими, что признают даже немецкие политики. Наше издание уже приводило мнения независимых экспертов, еще перед началом строительства первого «Северного потока», что этот газопровод априори не имеет ни малейшей экономической целесообразности, что он сугубо политический. Бывший канцлер Германии Герхард Шредер, который фактически продавил решение о его строительстве в Бундестаге, впоследствии, уйдя из большой политики, снискал себе щедрую синекуру (от лат. sine cura animarum — без заботы о душах, хорошо оплачиваемая должность, не требующая особого труда — прим. перев.) именно в этом проекте.
О «Северном потоке — 2» нечего и спорить, он и подавно был политическим. До сих пор трудно понять, почему действующий канцлер Ангела Меркель все-таки дала согласие на его реализацию. Причем сделала это в самое неподходящее время — весной 2015 года. Уже год, как произошла аннексия Крыма. В Донбассе продолжалась война. Путин, который только что подписал Минские соглашения, без всяких угрызений совести послал на захват Дебальцева свои войска, лицемерно называя их «шахтерами и трактористами». Или Меркель не понимала, что подписание такого грандиозного соглашения в Кремле воспримут лишь как то, что ведущая страна ЕС не слишком обеспокоена агрессией России на Украине, поэтому можно и дальше творить бесчинства?
Путин и сам прекрасно понимает, что Украина не является проектом Запада. Потому что если бы это было так, то вряд ли бы он решился на аннексию Крыма и инвазию в Донбассе. А если бы и решился, то получил бы чрезвычайно болезненный ответ, если и не военный, то экономический, от которого Россия не оправилась бы.
А пока Запад, к сожалению, не прекращает финансировать путинский режим. Бывший чемпион мира по шахматам и политический оппонент Путина Гарри Каспаров справедливо заметил в одном из своих последних блогов: «Западу надо прекратить помогать путинскому режиму. Те деньги, которые Путин использует для укрепления собственной власти, для содержания гигантской армии ОМОНа и Росгвардии, прокуроров и пропагандистов, не из воздуха появляются, а из нефти и газа, за которые платит Европа. Мы же видим, что следы путинских действий по подрыву европейских демократий наблюдаются от стран Балтии до Великобритании. Еще есть Африка, и режим Мадуро в Венесуэле держится только благодаря Путину».
В общем, странно слышать постоянные сетования российского истеблишмента на Запад. На тот Запад, где хранятся все главные активы Путина и его ближайшего окружения, где учатся их дети, где уже постоянно проживают их семьи, где построены их виллы, пришвартованы их яхты и другие ценности. Но вслух все они называют Запад «враждебным», продолжают предсказывать ему скорый упадок и позорную смерть.
А вот то, что Кремль хотел сделать Украину своим полноценным проектом, в этом нет никакого сомнения. В конце концов, ему это едва не удалось во время президентства Виктора Януковича. Фактически украинское государство уже почти полностью попало под кремлевский контроль.
В эти дни мы с грустью в сердце отмечаем очередную годовщину расстрелов на Евромайдане, чтим «Небесную сотню». Такую жертву мы должны были заплатить, чтобы российский проект «Украина» не был реализован.