Программа прощальной поездки федерального канцлера в Варшаву должна была быть типичной для официального государственного визита: беседа с президентом, возложение венка к Могиле неизвестного солдата, встреча с премьер-министром Матеушем Моравецким.
Солнце сияло, в небе над Варшавой не было ни облачка, когда самолет канцлера в субботу приземлился в польской столице. Однако встречу канцлера с президентом Анджеем Дудой отменили. Согласно официальной версии администрации польского президента, причина была в том, что президента в субботу вообще не было в Варшаве, так как он присутствовал на давно запланированном мероприятии в Катовице на юге Польше. В Берлине пресс-секретарь Штефан Зайберт сказал, что канцлер с удовольствием встретилась бы с Дудой, но с «полным пониманием» относится к его «напряженному графику».
Однако отмена официальной заявленной встречи имела, вероятно, другие причины. Польская Gazeta Wyborcza (GW) сообщила со ссылкой на сотрудников Дуды, что президент не захотел встречаться с Меркель, потому что она в конечном итоге ничего не предприняла против теперь уже построенного российско-германского газопровода «Северный поток — 2», который с польской токи зрения наносит вред энергобезопасности Европы.
«Северный поток — 2» — одна из немногих тем, в отношении которых у правительства и оппозиции в Польше полный консенсус и единомыслие. Лидер оппозиции Дональд Туск, который в должности председателя Европейского Совета долгие годы был партнером канцлера по переговорам, подтвердил, что проложенный по дну Балтийского моря газопровод — это ошибка, базирующаяся «на эгоистических немецких интересах». По его словам, Меркель в доверительных беседах в ним часто говорила, что «Северный поток — 2» «очень вредит Европейскому Союзу». Но газопровод сейчас якобы находится «на таком этапе, когда поздно от него отказываться» — такими словами Туск поведал о потаенной точке зрения Меркель, выступая по телеканалу TVN24. (Это не первый случай, когда бывший польский премьер Туск неэтично и в собственных интересах разглашает детали частных разговоров с иностранными лидерами, возможно, приписывая им портящие их репутацию скандальные высказывания. Так, он обвинял Путина в якобы высказанной в частном разговоре способности России взять Бухарест за несколько дней — прим. ред.)
Но не только балтийский газопровод омрачает германо-польские отношения. Правда, германский посол в Варшаве назвал в газете Rzeczpospolita недавние визиты федерального президента Франка-Вальтера Штайнмайера, министра иностранных дел Хайко Маас и кандидата на пост канцлера от ХДС Армина Лашета доказательством якобы тесных связей двух стран. На самом деле в политике никаких таких тесных связей нет: по сообщениям в GW, канцлер в июне отменила германо-польские консультации в Берлине с польским премьером Моравецким и его министрами из-за целого ряда разногласий.
Визит Меркель в Варшаву состоялся, после того как Европейская Комиссия во вторник обратилась в Европейский Суд с иском против Польши и потребовала наложить на нее ежедневный штраф за невыполнение предписаний Европейского Суда, касающихся соблюдения норм правового государства. А всего через несколько дней после визита, а именно 22 сентября, контролируемый правительством Конституционный суд в Варшаве по запросу Моравецкого собирается признать некоторые статьи Европейских договоров (законодательства ЕС — прим. ред.) противоречащими Конституции страны.
После беседы с Моравецким Меркель подтвердила, что Украина, несмотря на завершение строительства «Северного потока — 2» и несмотря на окончание действия действующего договора, должна будет оставаться страной-транзитером российского газа. Меркель и Моравецкий подчеркнули «очень и очень хорошие экономические связи» между Германией и Польшей (Меркель) и тот факт, что Германия благодаря «нашему прочному политическому сотрудничеству» является «важнейшим торговым партнером» Польши (Моравецкий).
Касательно соблюдения норм правового государства Меркель сказала только, что «мы об этом говорили». По ее словам, конфликт между Европейской Комиссией и Польшей должен быть разрешен «путем переговоров» и «диалога». «Политика — это нечто большее, чем обращение в суд», — сказала канцлер. Европейская Комиссия с 2016 года безуспешно пытается подвигнуть польское правительство к отмене некоторых законов, направленных на демонтаж правового государства.
Касаясь кризиса на восточной границе Польши, Меркель разделила точку зрения Варшавы, согласно которой Польша подвергается там «своеобразной гибридной атаке». Белорусский диктатор Александр Лукашенко вот уже несколько месяцев завозит самолетами беженцев из Афганистана, Ирака и других страны в Минск и направляет их к слабо защищенным границам Литвы и Польши. По словам Меркель, совершенно неприемлемо, что подобные атаки совершаются с помощью беженцев. Меркель подчеркнула, что ЕС должен защитить восточную границу Польши.