Слишком часто нынче объявляют отжившим и не существующим картель экспортирующих нефть стран — организацию ОПЕК. Слова о ее смерти произносятся почти так же часто, как прогнозы насчет того, что вот сейчас мы достигнем максимального в истории уровня добычи нефти — и тогда, мол, начнется спад. Но ни то, ни другое не происходит: организация ОПЕК жива, а нефти добывается все больше. Происходит даже нечто обратное нашим прогнозам: ОПЕК наращивает свое влияние и радуется растущим ценам на нефть.
В начале эпидемии коронавируса все выглядело так, как будто у ОПЕК и у всех нефтедобывающих стран могут начаться большие проблемы: из-за разорванных цепочек поставщиков, остановившихся фабрик и застрявших дома дистанционных работников нефтяные цены рванули вниз. Но потом организация ОПЕК договорилась с Россией, Казахстаном и другими странами, добывающими нефть, о том, чтобы выступить против нас вместе. Они составили группу ОПЕК+, а потом стали гнать цены — все выше и выше.
ОПЕК-плюс — это опаснейший для нас исторический альянс двух давних врагов: России и Саудовской Аравии. Кремль благодаря этой группе помогает другому крупнейшему нефтедобытчику в мире синхронизировать цены и добычу нефти так, чтобы Россия и Саудовская Аравия не остались в накладе. Это позволяет избежать ситуации, при которой крупные производители нефти просто качают изо всех сил нефть, конкурируя друг с другом и соревнуясь за удовлетворение все новых рынков сбыта путем снижения цен. В итоге цены, напротив, бесконтрольно растут.
Российские компании получают рекордные прибыли
От этого сговора получают доходы и страна вечной мерзлоты (Россия), и страна пустыни (Саудовская Аравия).
Россия, однако, наживается на нынешнем скачке цен и стабилизации сотрудничества внутри соглашения ОПЕК+. Потому что московские нефтяные компании типа «Роснефти», «Лукойла», «Газпрома» и «Сургутнефтегаза» занимают верхние ступеньки мирового пьедестала не только в сфере нефтедобычи. Россия получает прибыли еще и как крупнейший экспортер природного газа и угля — прибыли от внезапного скачка цен на глобальных энергетических рынках. Россия также наращивает свое влияние с ожидаемым вводом в эксплуатацию вызвавшего такие споры балтийского газопровода «Северный поток — 2».
В мире энергетики Россия — это тот самый паук, который находится в самом центре всемирной паутины.
В финансовом отношении Москва оказывается полностью неуязвимой для нас. И это несмотря на все наши санкции в наказание за аннексию не принадлежащего России, полностью украинского Крыма. И это несмотря на военное вмешательство России в Восточной Украине. А вот самое обидное: несмотря на все это, мы не можем Россию наказать. 600 миллиардов долларов валютных резервов, полная государственная казна и ожидающийся профицит бюджета — это все усиливает Путина. Он может и дальше вести свою экспансионистскую политику расширения границ России, может и дальше модернизировать свою армию. И вот что важно: благодаря этим деньгам Путин может и далее щедро оплачивать свой аппарат всеобщего угнетения и подавления.
Европе нужна новая энергетическая стратегия
Прежде всего систему Путина укрепляют денежные выплаты за энергию из Европы: ведь Европа очень зависима от российского газа и угля, а также от российской нефти. Это идет против искренних желаний и целей Европы: ведь официально ЕС проводит политический курс против Кремля, на это и нацелены принятые против России санкции.
К сожалению, изменить что-то в ближайшее время в этой вынужденной двойственности наших действий нам не удастся. У нас пока нет альтернативы российским нефти и газу. Потому что сжиженный газ из Катара или США пока что значительно дороже. Да он и почти недоступен нам из-за высокого спроса, который существует на этот газ в Азии.
Но есть один урок, который и европейские политики, и европейские предприниматели должны извлечь из текущей ситуации: в наступающей «посленефтяной» эре мы должны первым делом снизить покупки из России чего бы то ни было — чтобы свести к минимуму свою зависимость от этой страны. Конкретно это должно отразиться на наших планах производства «зеленого водорода» для нашей энергетики. Мы должны получать его из каких угодно стран, кроме России: из Украины и Северной Африки, где можем сами его добывать, из соседних стран старого света. Нам следует получать это новое топливо отовсюду, кроме России.
Это не просто пойдет на пользу нашим соседям, это поможет еще и Европе с ее предприятиями: ведь эта кооперация усиливает и стабилизирует добрососедские отношения в Европе. Эта линия на полную независимость от России является разумной и с политической, и с экономической точки зрения. Но особенно она важна для дела защиты климата. Потому что Россия вскоре захочет давить на рынок своим дешевым водородом, добываемым из природного газа или средствами ядерной энергетики.
Этот российский водород может оказаться достаточно дешев, чтобы оставить за пределами рынка водород из Марокко или Украины. Но Европа не должна поддаваться искушению этого дешевого российского водорода — прежде всего для того, чтобы защитить от изменений климат на нашей планете.
Комментарии читателей:
Herr Holger Wissel
Эй, господин Брюгман, вы прямо настоящий «холодный воин», вас принесло к нам с полей холодной войны. Посмотрите на этого эксперта: он не упоминает, что «Северный поток — 2» укрепляет энергетическую безопасность Европы. Он с легким сердцем принимает то, что США вопреки международному праву вторгаются во внутренние дела Германии. А все только потому, что — Путин злой!!
Herr Josef Berchtold
Необязательно искать решения за границей. Здесь, в Германии, можно сделать решающие шаги… Можно получать на крыше солнечную энергию, нагревать с помощью той же дармовой энергии воду. А в землю можно закопать сезонные накопители тепла из старого пластика… Имейте все свое, и тогда никакой Путин не сможет вам отключить газовую задвижку зимой или устроить блэкаут, выключив электричество.