Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Al Araby (Великобритания): Турция балансирует между Россией и Западом

Al Araby: у главы Турции Эрдогана есть все основания бояться президента Путина

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкПрезидент Турции Реджеп Тайип Эрдоган
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган - ИноСМИ, 1920, 19.01.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Эрдоган делает ставку на дипломатическое разрешение кризиса вокруг Украины, пишет Al Araby. Такая позиция связана с незавидным положением Турции, оказавшейся между двух огней, полагает автор статьи. Он уверен, что Москва может с легкостью "наказать" Анкару несколькими способами, если та встанет на сторону противника.
Российские и западные официальные лица провели интенсивные переговоры на более чем одном уровне в попытке снизить риск новых военных действий. 10 января американские и российские дипломаты встретились в Женеве. 12 января представители НАТО и России встретились в Брюсселе, а 13 января переговоры продолжились на площадке ОБСЕ. Все три встречи не привели к конструктивным и предметным договоренностям. Россия требует юридических гарантий нерасширения НАТО на восток и вывода войск альянса из стран, входивших в состав Советского Союза. Она также призывает НАТО прекратить сотрудничество с Украиной и предоставить юридические гарантии того, что Украина и Грузия никогда не станут членами альянса. В связи с этим Москва посылает противоречивые сигналы. Например, стягивание сил к границе с Украиной указывает на возможность нового вторжения, но российские чиновники это отрицают. Путин явно пытается изменить линию фронта, которая была установлена три десятилетия назад, но пока неясно, как Запад отреагирует на требования российского лидера и каковы будут его дальнейшие действия.

На публике США и их союзники стремятся предстать единым фронтом, но в реальности дело обстоит иначе. Помимо европейских стран, обеспокоенных предложениями, выдвинутыми Вашингтоном на переговорах с Москвой, другие государства также выражают свою озабоченность в связи со сложившейся ситуацией. Анкара боится повторения конфликта, учитывая ее исключительное положение. Турция – член НАТО, имеющий вторую по величине армию в альянсе после США. Она также имеет тесные связи с Украиной, которые включают военное сотрудничество. С другой стороны, она поддерживает относительно хорошие отношения с Москвой.
Интересы Турции и России тесно пересекаются в Центральной Азии, на Кавказе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В последние годы отношения Анкары с Западом ухудшились из-за конфликта интересов по многим глобальным вопросам. Восстановление российско-турецких отношений после того, как турки сбили российский истребитель в 2015 году, стало одной из главных причин ухудшения отношений Турции с Западом, особенно с Соединенными Штатами. Однако позиция Анкары в отношении территориальной целостности Украины и непризнание аннексии Крыма Россией остается одной из немногих общих точек соприкосновения Турции и Запада. Анкара стремится проводить сбалансированную политику по этому вопросу. Она отказывается признавать аннексию Крыма, но и не присоединяется к западным санкциям против России, выступая посредником между Москвой и Киевом.

В преддверии переговоров министр обороны Турции Хулуси Акар призвал Россию и Запад не нагнетать ситуацию и воздержаться от провокаций, что красноречиво отражает опасения Анкары по поводу возобновления конфликта между двумя сторонами. В последние годы Анкара неоднократно призывала своих союзников по НАТО соблюдать Конвенцию Монтрё 1936 года, обеспечивающую стабильность в Черноморском регионе. В отличие от большинства международных вопросов, по которым Турция и Россия все же смогли договориться, их конфликт вокруг Украины является второстепенным. Но он продолжает набирать обороты в свете растущей напряженности между Россией и Западом. Кроме того, это напрямую влияет на Черноморский регион, усиливая давление на многолетнее балансирование Турции между Россией и Западом. В настоящее время турки обеспокоены возможностью переноса конфликта между Москвой и НАТО в Черное море и российской экспансионистской политикой в этом регионе.
Президент Турции Тайип Эрдоган выступает во время церемонии - ИноСМИ, 1920, 02.07.2021
Канал «Стамбул» и конвенция Монтрё: кто говорит правду? (Evrensel, Турция)Несмотря на недавнее заявление главы МИД Турции, что канал «Стамбул» никак не повлияет на конвенцию Монтрё, колумнист оппозиционной газеты советует не спешить слепо верить обещаниям турецких властей. Он предлагает проанализировать ранние высказывания президента Эрдогана на этот счет, которые, по его мнению, проливают свет на реальные планы Анкары.
Конвенция Монтрё свела на нет напряженность в Черноморском регионе и сохранила баланс сил на более чем восемь десятилетий. Но события последних двух десятилетий нарушили этот баланс и снизили жизнеспособность стратегии Турции. Когда Болгария и Румыния вступили в НАТО, Россия начала работать над укреплением своего военного присутствия в Черном море. В 2008 году она поддержала сепаратистов в Грузии, что привело к независимости Абхазии и Южной Осетии. Шесть лет спустя Крым был присоединен к России. Путин обеспокоен расширением НАТО на восток еще и потому, что Черное море – это доступ России в Средиземное море, где ее влияние в последнее время значительно усилилось. Учитывая, что конфликт России и НАТО напрямую влияет на ситуацию в Черном море, позиция Анкары в нынешнем кризисе как никогда важна.

На данный момент Турция делает ставку на дипломатическое разрешение кризиса вокруг Украины. Однако, если стороны не смогут договориться, ответ НАТО на требование России закрыть для Украины и Грузии путь в альянс ослабит усилия Анкары по восстановлению баланса в Черном море. Если кризис перерастет в новый военный конфликт, то перед Турцией встанет трудный выбор. С одной стороны, ее участие в любой новой войне вместе с Киевом и НАТО поставит под угрозу ее отношения с Россией. С другой стороны, нейтралитет нанесет огромный ущерб политическому и военно-экономическому партнерству с Украиной, а также ударит по ее положению в НАТО. Анкара, вероятно, будет придерживаться политики нейтралитета, как и после 2014 года. Но такая позиция сместит баланс сил в Черном море в пользу России. Во время войны 2014 года Москва взяла под контроль многие военно-морские суда и порты Украины, положив конец гегемонии ВМС Турции в этом регионе.

Москва знает, как заставить Анкару держаться в стороне от конфликта. Помимо военного давления на турецкое присутствие на севере Сирии, она может ослабить влияние Турции в Центральной Азии и помешать ей открыть транспортный коридор с Азербайджаном через Армению. Недавнее вмешательство России в казахстанский кризис показало, что Москва готова свести на нет роль Турции в тюркоязычных республиках Советского Союза, если потребуется. С другой стороны, есть еще кое-что, что Путин может предложить Эрдогану, чтобы подтолкнуть его к нейтральной позиции. Сокращения поставок российского газа в Европу через Белоруссию и Украину и угрозы Германии заморозить "Северный поток – 2", если конфликт обострится, могут вынудить Россию начать поставлять газ по трубопроводам, проходящим через территорию Турции, что укрепит роль Анкары как страны-транзитера энергоресурсов в западные страны. Но эти потенциальные преимущества усилят разногласия НАТО и Турции.
В настоящее время Анкара тщательно просчитывает свои шаги. Однако неспособность России и Запада урегулировать конфликт может положить конец политике балансирования между Россией и НАТО, проводимой Турцией, а также ее мечтам о региональном лидерстве, к которому стремится президент Реджеп Тайип Эрдоган. В связи с приближением президентских и парламентских выборов в Турции, запланированных на середину следующего года, Эрдоган решил сконцентрироваться на решении внешних проблем, чтобы разрешить экономические трудности. Несмотря на успех в снижении напряженности в Восточном Средиземноморье и восстановлении отношений с некоторыми арабскими региональными державами, нынешний кризис между Россией и Западом может нанести серьезный удар по его усилиям. Турция обеспокоена тем, что она вынуждена иметь дело с надвигающимся военным конфликтом на своем северном фронте, и что ей придется выбирать между двумя вариантами, оба из которых плохие, или придерживаться нейтралитета, который может привести к изоляции страны.
.