Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Восток – Запад: неужели мы обречены на гибель? (Le Point, Франция)

© РИА Новости Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкПамятник Ф.М. Достоевскому у здания Российской государственной библиотеки в Москве
Памятник Ф.М. Достоевскому у здания Российской государственной библиотеки в Москве - ИноСМИ, 1920, 29.03.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Путин считает Запад аморальным, при этом он решительно отстаивает традиционные ценности своей страны, пишет Le Point. Автор статьи подчеркивает, что Россия занимается этим на протяжении многих веков. В подтверждение своих слов он приводит размышления Достоевского об отношениях с Европой.
Саид Маран (Saïd Mahrane)

Война цивилизаций

Никто не осмеливается произнести эти слова, и тем не менее, кажется, что российско-украинское противостояние выходит за рамки обычного. Путин имеет твердое намерение покончить с континентальным злом, которое, по его словам, приходит с Запада. Путин — русский, православный и славянофил, и он намерен увековечить традиционные российские ценности.
В их основе лежит древняя и основополагающая идея декадентского и аморального Запада. "Чтобы превзойти Европу, Россия не должна приближаться к ней, а, наоборот, удаляться от нее. Причем отнюдь не Россия, как принято считать, а Запад больше нуждается в этом сближении", — писал в 1820 году писатель и политик Михаил Магнитский (1818 – 1826 годах попечитель Казанского учебного округа – Прим. ИноСМИ). "Россия, избранный народ, спасет Европу от упадка", — утверждал в конце XIX века журналист Андрей Краевский (1810—1889, редактор-издатель журнала "Отечественные записки". – Прим. ИноСМИ).

"Великий сатана"

Чтобы понять нынешнюю ситуацию в целом, следует обратиться к речи Владимира Путина, произнесенную в октябре 2021 года на заседании дискуссионного клуба "Валдай".
Цитата:
"Кризис, с которым мы имеем дело — концептуальный, даже цивилизационный. По сути, это кризис подходов, принципов, определяющих само существование человека на Земле… Кто-то в западных странах уверен, что агрессивное вымарывание целых страниц собственной истории, "обратная дискриминация" большинства в интересах меньшинств или требование отказаться от привычного понимания таких базовых вещей, как мама, папа, семья или даже различие полов, – это, по их мнению, и есть вехи движения к общественному обновлению…
У нас другая точка зрения, во всяком случае, у подавляющего большинства российского общества – так будет, конечно, более точно сказать – другая точка зрения: мы полагаем, что должны опираться на свои духовные ценности, на историческую традицию, на культуру нашего многонационального народа".
В 2013 году он сформулировал более провокационно: на Западе "проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога или веру в сатану". На востоке начинают называть Запад "великим сатаной". Такое отношение к нечестивому и умирающему "Западу" появилось при зарождении новой России при Петре Великом. Такую риторику можно было услышать и в западном мире, часто после военных поражений или революций.
Жозеф де Местр (франкоязычный католический философ, литератор, политик и дипломат. – Прим. ИноСМИ.) называл революцию 1789 года "сатанинской". В начале 20-го века, немецкий публицист Освальд Шпенглер предсказывал упадок Запада в своей известной книге. В июне 1940 года маршал Петен оправдывал свое поражение такими словами: "Дух наслаждения разрушил то, что построил дух жертвенности".
Что касается современных писателей, идея нравственного и цивилизационного упадка близка больше всех Мишелю Уэльбеку, книги которого переведены на русский язык. Мы не знаем, читали ли в окружении Путина автора романа "Уничтожить", но они могли увидеть в его творчестве (не делая из него пособника!) то же представление о закате Запада.
Уэльбек: "Если кто-то напишет через сто лет: „О Западе конца 20-го и начала 21-го века, о закате, который он переживал, Уэльбек предлагает бесценные свидетельства”, для меня это комплимент, который я принимаю заранее", — заявил он во время вручения премии Освальда-Шпенглера в 2018 году. Уэльбек поставил перед нами цивилизационный вопрос, но и Путин тоже: разве в последние годы, мы не уступили материальному комфорту, индивидуализму и потреблению, отодвинув в сторону моральные ценности и здравый смысл?

Католическая церковь против Православной церкви

Не заходя так далеко, чтобы предсказать наш отход от истории, многие авторы, с идеологической предвзятостью или без нее, в последние годы отмечали наш отказ от общих идеалов (родина, республика, индустрия, наука, светскость). Как следует из работ политолога Жерома Фурке, отказ от воинской повинности, падение уровня образования, дискредитация партий и профсоюзов, а также процесс дехристианизации страны лишили французов всякого структурного ориентира. С тех пор этот духовно-нравственный вакуум заполнялся политическим и религиозным радикализмом, новыми верованиями.
Как и Солженицын до него, Путин считает, что "кто теряет своего Христа, тот теряет свой народ". Согласно этой точке зрения, ни один народ, питаемый проповедями, не сможет погрузиться в западный нигилизм. Вот почему российский президент может сегодня рассчитывать на поддержку патриарха московского, не обладающего безупречными нравами. На католическом Западе с пустующими церквями бытует мнение, особенно после Второго Ватиканского собора, что католицизм очень наивен, даже пассивен перед силами, подрывающими веру. Славянофильство, зародившееся два века назад, издавна привило лютую ненависть к любой цивилизации, воодушевленной Древним Римом. Православная церковь выстояла.
Акция протеста против изменения судебной системы в Варшаве - ИноСМИ, 1920, 03.10.2021
The American Conservative (США): Закат ЕвропыМало того, что центр политического притяжения смещается из Европы в Азию, — похоже, уходит в прошлое и европейское единство, считает известный американский политик и публицист. На фоне помрачения на Западе ярче виден рассвет совсем в другом регионе.
В России она смогла, несмотря на натиск западного "дьявола", сохранить свою идеологию с момента своего зарождения в 10-м веке. Такое мнение высказал Поль Моран в очерке "Достоевский, предвестник русской Европы" (1948), малоизвестном широкой публике. Писатель воздает должное Достоевскому, выражая свое преклонение перед православными храмами и их миропониманием.
Писатель любил ездить на Восток, в частности в Румынию, откуда родом его жена, принцесса Елена Сутцо, "чтобы лечиться от беспечности на фоне упадка нашей капиталистической цивилизации. Мы научимся придавать вещам только преходящую ценность и относительную цену, что в наше время, переполненное финансовыми и экономическими проблемами, является единственной школой аристократического содержания. Мы увидим там, как проповедуется презрение, по отношению к „надо” и „иметь”, прочным основам нашей меркантильной цивилизации".
Подведем итог словами "пророка" Достоевского, написавшего в журнале "Дневник писателя" о новом конфликте между Европой и Россией: "Но возможно ли будет это наследство? Еще будет ли какое наследство? Если Бог пошлет славянам успех, то до какого предела в успехе допустит их Европа? Позволит ли стащить с постели больного человека совсем долой?"
На что Моран ответил: "Напротив этой торжествующей Европы, держащей в своих руках две трети Земного шара, стоит человек, русский, маленький, худой, бедный и больной, который со спокойной уверенностью выносит приговор: „Европа обречена на смерть”".