Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Печат (Сербия): путинские газовые рубли

© REUTERS / HANNIBAL HANSCHKEРаспределительная станция газопровода "Северный поток-1" в Люблине, Германия
Распределительная станция газопровода Северный поток-1 в Люблине, Германия - ИноСМИ, 1920, 04.04.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Маневр Путина с "газовым рублем" дезориентировал европейскую верхушку, пишет "Печат". Европа останется без газа, если не пожелает платить в российской валюте. Все это приведет к усугублению энергетического кризиса. А когда цены на продовольствие и топливо взлетят до небес, или эти товары пропадут вообще, в европейских странах неизбежно произойдут социальные и политические потрясения.
Решение президента России Владимира Путина продавать странам, которые вошли в список недружественных, газ за российские рубли, — шаг, который удивил и обеспокоил многие западные круги. Рухнули все "теории" и предположения о том, что слабая Россия будет молить "демократический Запад" не отказываться от ее энергоносителей, поскольку для нее это последний и единственный шанс выжить в тяжелейшей ситуации, навязанной ей теми же западными столицами из-за операции на Украине. Но, как оказалось, Путин не только не намерен кого-то молить, но и готов немедленно остановить поставки газа всем недружественным странам, которые изо всех сил стараются насолить Москве. "Отправлять наши энергоносители в ЕС и США и получать оплату в долларах и евро бессмысленно", — заявил глава российского государства и одним этим заявлением укрепил рубль по отношению к западным валютам более чем на 15%.
Также выяснилось, что западные лидеры действительно невнимательно слушали Путина все предыдущие годы, когда он предупреждал, что враждебная политика в отношении Москвы повлечет тяжелые и глобальные последствия. Нет, лидеры Запада оставались глухи к его призывам к миру и сотрудничеству, к договору во имя общего будущего. У них всегда был готов один ответ. Мол, у России нет ни права, ни сил, чтобы выдвигать "демократическому и цивилизованному миру" какие-то условия и требования. Теперь понятно, насколько неправы они были. Очевидно, что у Кремля есть и право, и силы, чтобы поставить как минимум одно, вероятно лишь первое по счету условие — об оплате газа рублями. Иначе поставки прекратятся.

Вихрь экономической нестабильности

Это сильный удар, особенно для Европы, чья экономика и граждане зависят от импорта российского газа на 40% и почти на 30% — от импорта нефти, за которую они пока все еще могут платить в долларах и евро. Но за газ они должны приготовить рубли. Это касается всех, кто входит в список недружественных России стран. Уже сейчас понятно, насколько важно было для Сербии не попасть в этот список, хотя нам готовят ловушку, учитывая, что трансакции в рублях поднимут и без того высокие цены на природный газ. На Сербию давят, чтобы она поддержала западные санкции против Москвы, но тогда наша страна попала бы в трудную ситуацию, и мы остались бы практически без газа. То же случится со многими европейскими странами, которые с готовностью поддерживали каждый антироссийский шаг в последние восемь лет, наверное, будучи уверенными, что Путин и Россия настолько слабы и незначительны, что представляют собой идеальный объект для нападок. Он сносит нападки и не дает сдачи.
Сами же они в собственных глазах выглядели великими и сильными. Но они оказались настолько великими, что ушли в нокдаун прежде, чем Путин ввел настоящие санкции. Сопутствующее удорожание энергоносителей и продовольствия по всему Западу — лучшее тому подтверждение. И нам только предстоит узнать, что еще может произойти, когда российские поставки полностью остановятся, и когда пять домов или фабрик из пяти будут лишены отопления и топлива. Все это начнется в тот момент, когда Европа откажется от оплаты газа в рублях, ведь там утверждают, что, соглашаясь на это условие, подрывают свои собственные санкции. Кто-нибудь их рано или поздно спросит: "Зачем вы их тогда вводили, если знали, что ввергнете сами себя в жуткий вихрь экономической нестабильности? А если вы не думали об этом, то это еще хуже вас характеризует". Ведь любому поверхностному наблюдателю знакома любимая тактика Путина, заимствованная из дзюдо: силу противника он использует против него самого. А потом сделает ему такой "захват", что тот больше никогда не сможет высвободиться из тисков. В этом вся путинская философия.
То, что Запад шокирован решением "слабого Путина", пришлось признать даже антипутинскому немецкому "Шпигелю". Как они пишут, решение Путина вызвало обеспокоенность на энергетических рынках Европы. Путинский маневр с "газовым рублем", по мнению авторов немецкого журнала, обеспокоил и дезориентированную верхушку европейских энергетических компаний. Там Путин "ударил по Западу" и обошел его санкции. "Шпигель" пишет, что таким образом Москва хочет укрепить рубль, и немецкие эксперты предполагают, что Центральный банк РФ станет посредником в трансакциях при обмене доллара и евро на рубли. После первоначального шока и падения рубля из-за "самых масштабных санкций в истории мира" оказалось, что рубль все же оправляется после путинского шага. Ситуация все еще шаткая, что понятно по большой разнице между курсом продажи и курсом покупки рубля. Но именно это позволит Москве получить еще большую выгоду, что делает санкции полностью бессмысленными.
Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что Европейский Союз не собирается платить за российский газ рублями, и тем самым внесла еще больше неопределенности в процесс. "Это попытка обойти санкции. Мы не позволим обходить наши ограничения", — сказала глава Европейской комиссии. Тут мы подходим к моменту истины: если не будет "европейских рублей", то не будет и газа для Европейского Союза. Конечно, при условии, если не будет достигнута договоренность, предлагающая выход из этой ситуации. Правда, в настоящий момент это маловероятно, поскольку завершения военной операции на Украине в ближайшее время не предвидится. И неизвестно, снимет ли Запад санкции против России даже тогда, когда окончатся военные действия, потому что Америка в этом не заинтересована. Остановка поставок газа в Европу сначала ударит по российскому бюджету, но все изменится, когда Москва найдет альтернативные направления поставок. Удар же по Европе будет намного болезненнее.
Амурский газоперерабатывающий завод - ИноСМИ, 1920, 01.04.2022
Les Echos (Франция): продажа европейцам российского газа за рубли — мнимая победа МосквыРешение, предложенное Москвой для оплаты поставок природного газа странам Евросоюза, очень умное, пишет Les Echos. Де-факто западные страны сейчас участвуют в укреплении рубля. И это не единственное, что выигрывает Россия.

Обменник посреди Кремля

Если Москва ежегодно отправляет Европе около 200 миллиардов кубометров газа, а Вашингтон со своим СПГ может компенсировать, как заявлено, около 15 миллиардов, то ясно, что остается огромная "газовая дыра", которая будет зиять. Она будет высасывать европейскую экономику и бюджеты, пока не истощит их окончательно. Трудно поверить, что кто-нибудь, например Катар, Азербайджан или кто-то третий, может заменить все поставки, а тем более не существует газопроводов, по которым такое количество газа можно поставить. Об очень дорогих объектах для СПГ я даже не говорю. В общем, Европа останется без газа, если не пожелает платить в рублях, а пока она не хочет.
Все это приведет к усугублению энергетического кризиса в странах из "путинского списка" недружественных стран, а те, кто не ввел санкции против России, если останутся последовательными и не поддадутся давлению, смогут пользоваться серьезными преимуществами. Конечно, при условии, что кто-нибудь искусственно не прервет свободное поступление газа, а исключить этого нельзя. Только теперь станет понятно, почему Москва так настаивала, скажем, на газопроводе "Турецкий поток", который проложен в обход Украины и не пострадает от боевых действий. Он ведет в Сербию, Венгрию и другие европейские страны через территорию Турции и Болгарии, которые находятся относительно далеко от театра военных действий. В особенности это касается Турции, которая не собирается вводить против Москвы никаких санкций. Поэтому Турция может войти в число тех стран, которые понесут самые небольшие потери и даже укрепятся по сравнению с другими. Проясняется и смысл проамериканской революции и последовавшей за ней российского вхождения в Сирию. Так Путин сорвал строительство газопровода, по которому газ из Катара под покровительством Вашингтона поступал бы на Запад.
Кризис на Украине и потрясения на энергетическом рынке приведут (или уже приводят) не только к росту цен на топливо для граждан и предприятий, но и к сопутствующему подорожанию, что, прежде всего, скажется на стоимости продовольствия. Когда цены на продовольствие и топливо взлетят до небес, или эти товары пропадут вообще, неизбежно случатся большие социальные и политические потрясения. Первыми с ними столкнутся европейские страны, не привыкшие к лишениям. Правительства окажутся перед выбором: или они продолжат "не позволять Путину обходить их ограничения", или все-таки найдут какой-нибудь "обменник посреди Кремля" и попросят Путина восстановить поставки. Такого развития событий можно ожидать в конце года, когда зима постучится в двери пустых газовых и нефтяных хранилищ, производственных цехов и холодных квартир.

Два варианта для Европы

Западные лидеры полностью уверены, что "храбрые украинские хлопцы" разгромят наступление Путина до зимы, и что Москва будет вынуждена капитулировать. Это очень рискованный сценарий, поскольку пока ничто не предвещает такого развития событий. Напротив, более вероятно, что специальная военная операция Вооруженных сил РФ будет продолжаться месяцами и сопротивление националистических сил в Киеве будет ломаться постепенно, но систематично и с минимальными жертвами, прежде всего среди мирного населения. Именно поэтому вряд ли можно ожидать скорого завершения операции, если только российская операция не завершится договором и большими уступками Киева. Кто знает, может, именно потребность в российском газе заставит европейских лидеров приблизить крах своих националистических украинских протеже. В противном случае, у европейских лидеров остается только два варианта: терпеть лишения или самим взять в руки оружие, чтобы присоединиться к "украинским союзникам" на поле боя. А такой сценарий поставит под угрозу нас всех.