Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Фрэнсис Фукуяма: в основании страны должна лежать сильная нация

© РИА Новости Стрингер / Перейти в фотобанкАмериканский философ Фрэнсис Фукуяма
Американский философ Фрэнсис Фукуяма - ИноСМИ, 1920, 17.04.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Гуру либерализма Фрэнсис Фукуяма на примере Украины утверждает, что миру теперь нужен силовой национал-либерализм. Либерализм, оказывается, не может жить без государственного подавления. Отсюда рукой подать и до оправдания практики нацизма на Украине.
Либерализму нужен национализм
Либерализм в опасности. Основой либеральных обществ являются терпимость к различиям, уважение прав личности и верховенство закона. И все это находится сейчас под угрозой, поскольку мир переживает то, что можно назвать демократической рецессией или даже депрессией. По данным Freedom House, политические права и гражданские свободы во всем мире сокращаются каждый год в течение последних 16 лет. Упадок либерализма проявляется в растущей силе автократий, таких как Китай и Россия, эрозии либеральных — или номинально либеральных — институтов в таких странах, как Венгрия и Турция, и отступлении либеральных демократий в таких странах, как Индия и Соединенные Штаты.
В каждом из этих случаев росту антилиберализма способствовал национализм. Нелиберальные лидеры, их партии и их союзники использовали националистическую риторику в стремлении к более жесткому контролю над своими обществами. Они осуждают своих оппонентов как "элиты, оторванные от жизни", как изнеженных космополитов и глобалистов. Они утверждают, что являются настоящими представителями своих стран и их истинными хранителями. Иногда нелиберальные политики изображают своих либеральных коллег просто карикатурно, как ничего не умеющих людей "не от мира сего". Часто они называют своих либеральных соперников не просто политическими противниками, а чем-то более зловещим: врагами народа.
Сама природа либерализма делает его восприимчивым к таким атакам. Главный фундаментальный принцип, закрепленный в либерализме, — это принцип терпимости: государство не предписывает верования, понятия идентичности человека или любые другие догмы. С момента своего тогда еще слабого появления в семнадцатом веке в качестве организующего принципа политики либерализм намеренно снижал свои политические цели с достижения "хорошей жизни", к чему всегда призывали религии, моральные доктрины или культурные традиции, на сохранение самой жизни в условиях, когда население не может договориться о том, что такое эта самая "хорошая жизнь". Эта агностическая природа либерализма создает некий духовный вакуум, поскольку люди идут своими путями и испытывают лишь слабое чувство общности. Либеральные политические порядки действительно требуют общих ценностей, таких как терпимость, стремление к компромиссу и здравому смыслу, но они не способствуют сильным эмоциональным связям, характерным для тесно сплоченных религиозных и этно-националистических сообществ. И на самом деле, либеральные общества часто поощряли бесцельную погоню человека за материальным самоудовлетворением.
Самой сильной стороной либерализма остается его существовавший веками прагматизм и его способность создавать разнообразие в плюралистических обществах. Тем не менее, тому разнообразию, с которым могут справиться либеральные общества, тоже существуют пределы. Если достаточное множество людей сами отвергают либеральные ценности и стремятся ограничить основные права других, или если граждане прибегают к насилию, чтобы добиться своего, то либерализм сам по себе не может поддерживать политический порядок. И если общества отходят от либеральных принципов и пытаются основывать свою национальную идентичность на категориях расы, этнической принадлежности, религии или каком-либо другом понимании "хорошей жизни", они провоцируют возвращение к потенциально кровавому конфликту. Мир, полный таких стран, неизменно будет более разделенным, более беспокойным и более жестоким.
Флаги на фоне закатного неба в Вашингтоне - ИноСМИ, 1920, 19.08.2021
Будущее американской мощи: Фрэнсис Фукуяма о конце гегемонии США (The Economist, Великобритания)Афганистан — еще не конец американской эры. Настоящий вызов глобальному положению США — политическая поляризация внутри страны, считает внешнеполитический эксперт с мировым именем. Кроме того, Байдену придется перераспределить ресурсы и политическое внимание, чтобы сдерживать Россию и Китай, взаимодействуя с союзниками.
Вот почему для либералов тем более важно не отказываться от идеи нации. Им следует признать, что на самом деле ничто не делает универсальность либерализма несовместимой с миром наций-государств. Национальная идентичность податлива, и ее можно формировать так, чтобы она отражала либеральные устремления и одновременно прививала широкой публике чувство общности и цели.
В качестве доказательства непреходящей важности национальной идентичности достаточно взглянуть на проблемы, с которыми столкнулась Россия, начав свою военную спецоперацию на Украине. Президент России Владимир Путин заявил, что Украина не имеет своей собственной национальной идентичности, отличной от России, и что страна рухнет сразу же, как только начнется операция. Вместо этого Украина упорно сопротивляется России именно потому, что ее граждане привержены идее независимой, либерально-демократической Украины. Они дали понять, что ее граждане готовы умереть за либеральные идеалы, но только тогда, когда эти идеалы укоренены в стране, которую они могут назвать своей собственной.
ДУХОВНЫЙ ВАКУУМ ЛИБЕРАЛИЗМА
Либеральные общества испытывают большие трудности с тем, чтобы представить своим гражданам позитивное видение национальной идентичности. Теория, лежащая в основе либерализма, сталкивается со сложностями в проведении четких границ вокруг сообществ и объяснении того, чем люди могут располагать внутри и вне этих границ. Это происходит потому, что либеральная теория построена на концепции универсализма. Как утверждается во Всеобщей декларации прав человека: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах". И далее: "Каждый человек имеет право на все права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, без каких бы то ни было различий, таких как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, собственность, место рождения или чего-либо иного". Либералы теоретически озабочены нарушениями прав человека, где бы в мире они ни происходили. Многие либералы не любят окрашенных национальной обособленностью пристрастий националистов и воображают себя "гражданами мира".
Заявление об универсализме иногда трудно согласовать с разделением мира на национальные государства. Например, нет четкой либеральной теории о том, как проводить национальные границы, что представляет собой огромный недостаток либеральной теории, который привел к внутрилиберальным конфликтам на основе сепаратизма в таких регионах, как Каталония, Квебек и Шотландия, и разногласиям по поводу миграционной политики и отношения к беженцам. Популисты, такие как бывший президент США Дональд Трамп, очень эффективно воспользовались этим противоречием между универсалистскими устремлениями либерализма и более узкими притязаниями национализма.
Националисты жалуются на то, что либерализм разрушил узы национального единения и заменил их глобальным космополитизмом, который заботится о людях в далеких странах так же, как и о своих согражданах. Националисты 19 века основывали национальную идентичность на биологии и считали, что национальные сообщества основаны на общем биологическом происхождение. Это продолжает оставаться важной темой и для некоторых современных националистов, таких как премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, который определил венгерскую национальную идентичность как основанную на мадьярской этнической принадлежности.
Другие националисты, такие как израильский ученый Йорам Хазони, стремятся пересмотреть этно-национализм 20 века, утверждая, что нации представляют собой объединенные цивилизационные единицы, которые позволяют их членам разделять между собой прочные традиции еды, праздников, языка и тому подобного. Американский консервативный мыслитель Патрик Денин утверждал, что либерализм представляет собой форму "антикультуры", которая растворила все формы долиберальной культуры, используя власть государства для внедрения во все аспекты частной жизни народа и контроля над ними.
Примечательно, что Денин и другие консерваторы порвали с экономическими неолибералами и открыто обвиняли рыночный капитализм в подрыве ценностей семьи, человеческого сообщества и традиций. В результате категории 20 века, которые определяли политических левых и правых с точки зрения экономической идеологии, не вполне соответствуют современной реальности, поскольку правые группы готовы одобрять использование государственной власти для регулирования как общественной жизни, так и экономики.
Существует значительное совпадение в точках зрения между националистами и религиозными консерваторами. Среди главных традиций, которые хотят сохранить современные националисты, присутствуют религиозные. Например, партия "Право и справедливость" в Польше была тесно связана с Польской католической церковью и глубоко восприняла выступления последней против поддерживаемых либеральной Европой абортов и однополых браков. Точно так же религиозные консерваторы часто считают себя патриотами. Это относится, скажем, к американским евангелистам, которые составили ядро ​​движения Трампа "Сделаем Америку снова великой".
Следует признать, что главная идея критики либерализма консерваторами о том, что либеральные общества не обеспечивают прочного общего морального ядра, вокруг которого может быть построено человеческое сообщество, достаточно верна. Но это особенность либерализма, а не его недостаток. Вопрос для консерваторов заключается в том, существует ли реальный способ повернуть время вспять и восстановить более жесткий моральный порядок. Некоторые американские консерваторы надеются вернуться в воображаемое время, когда практически все в Соединенных Штатах были христианами. Но современные общества гораздо более разнообразны в религиозном отношении, чем во времена религиозных войн в Европе в шестнадцатом веке. Идея восстановления общей моральной традиции, определяемой религиозными верованиями, бесперспективна. Лидеры, которые надеются добиться такого рода восстановления, такие как Нарендра Моди, индийский националист-премьер-министр, призывают к угнетению и межобщинному насилию. Моди слишком хорошо это знает: он был главным министром западного штата Гуджарат, когда в 2002 году его потрясли межобщинные беспорядки, в результате которых погибли тысячи человек, в основном мусульмане. С 2014 года, когда Моди стал премьер-министром, он и его союзники стремились привязать индийскую национальную идентичность к опорным столбам индуизма и языка хинди, что кардинально отличается от светского плюрализма основателей индийского либерализма.
НИКУДА БЕЗ ГОСУДАРСТВА
Нелиберальные силы во всем мире будут продолжать использовать призывы к национализму в качестве мощного электорального оружия. У либералов может возникнуть соблазн отвергнуть эту риторику как ура-патриотическую и грубую. Но нацию своим противникам они все равно уступать не должны.
Либерализм с его универсалистскими претензиями может испытывать неловкость в соседстве с кажущимся ограниченным национализмом, но их можно примирить. Цели либерализма полностью совместимы с миром, разделенным на национальные государства. Все общества должны применять силу как для сохранения внутреннего порядка, так и для защиты от внешних врагов. Либеральное общество тоже делает это, создавая сильное государство, но затем ограничивая власть этого государства верховенством закона. Власть государства основана на общественном договоре между независимыми людьми, которые соглашаются отказаться от части своих прав поступать свободно, в обмен на защиту государства. Если мы имеем дело с либеральной демократией, то эта власть узаконена как всеобщим принятием закона, так и всенародными выборами.
Либеральные права бессмысленны, если они не могут быть обеспечены государством, которое, согласно известному определению немецкого социолога Макса Вебера, является законной монополией силы на определенной территории. Территориальная юрисдикция государства обычно соответствует территории, занимаемой группой лиц, подписавших общественный договор. Люди, живущие за пределами этой юрисдикции, тоже могут рассчитывать на уважение своих прав, но государство не всегда обязано обеспечивать им их соблюдение.
Таким образом, государства с четко определенной территориальной юрисдикцией остаются важными политическими игроками, поскольку они единственные могут осуществлять законное применение силы. В современном глобализованном мире власть осуществляется самыми разными институтами, от многонациональных корпораций до некоммерческих групп, от террористических организаций до наднациональных органов, таких как Европейский Союз и Организация Объединенных Наций. И никогда не была более очевидна необходимость международного сотрудничества в решении таких проблем, как глобальное потепление и борьба с пандемиями инфекционных заболеваний. Но остается фактом то, что одна конкретная форма власти, а именно способность обеспечивать соблюдение правил с помощью угрозы или фактического применения силы, остается под контролем государств-наций. Ни Европейский союз, ни Международная ассоциация воздушного транспорта не используют собственную полицию или армию для обеспечения соблюдения установленных ими правил. Такие организации по-прежнему зависят от силовых возможностей стран, которые наделили их соответствующими полномочиями. Безусловно, сегодня существует большой свод норм международного права, который во многих областях заменяет право национального уровня. Подумайте, например, о acquis communautaire (Acquis communautaire — правовая концепция в системе правовых норм ЕС – Прим. ИноСМИ) Европейского Союза, который служит своего рода общим правом для регулирования торговли и разрешения споров. Но в конечном счете, международное право по-прежнему опирается на правоприменение на национальном уровне. Когда государства-члены ЕС расходятся во мнениях по важным вопросам политики, как это было во время кризиса евро 2010 года и миграционного кризиса 2015 года, проблемы решаются не европейским законодательством, а относительной властью государств-членов. Иными словами, высшая власть по-прежнему остается прерогативой национальных государств, а это означает, что контроль над властью на этом уровне остается критически важным.
Таким образом, искать противоречие между либеральным универсализмом и потребностью в национальных государствах не следует. Хотя нормативная ценность прав человека может быть универсальной, правоприменительная сила таковой не является. Это дефицитный ресурс, который обязательно применяется на четко ограниченной территории. И либеральное государство имеет полное право предоставлять разные уровни прав гражданам и негражданам, потому что у него нет ресурсов или полномочий для универсальной защиты прав всех людей. Все люди на территории государства пользуются равной защитой закона, но только его граждане являются полноправными участниками общественного договора, обладающими особыми правами и обязанностями, в частности правом голоса.
Американский философ Фрэнсис Фукуяма - ИноСМИ, 1920, 27.03.2022
The Spectator (Великобритания): Френсис Фукуяма о либерализме, политике идентичности и УкраинеРаспиаренный на Западе философ Френсис Фукуяма признает, что классический либерализм потерпел крах. В США и других "либеральных столицах" ему судорожно пытаются найти замену в виде "прогрессивизма" и других теорий, но они, по словам самого Фукуямы, не работают.
Тот факт, что государства остаются средоточием силы принуждения, должен вызывать осторожность в отношении предложений о создании новых наднациональных органов и делегировании им такой власти. Либеральные общества накопили несколько сотен лет опыта, изучая, как ограничивать власть на национальном уровне с помощью верховенства закона и законодательных институтов и как уравновешивать власть так, чтобы ее использование отражало общие интересы. Но эти же общества понятия не имеют, как создавать такие институты на глобальном уровне, где, например, глобальный суд или законодательная власть могли бы ограничивать произвольные решения глобального чиновничества. Европейский союз является продуктом самых серьезных до сих пор усилий, направленных на то, чтобы сделать это на региональном уровне. И то в результате получилась довольно неуклюжая система, характеризующаяся чрезмерной слабостью в одних областях (фискальная политика, иностранные дела) и чрезмерной властью в других (экономическое регулирование). Но у Европы по крайней мере есть некая общая история и культурная идентичность, которых нет на глобальном уровне. Международные институты, такие как Международный суд и Международный уголовный суд, продолжают полагаться на государства в обеспечении исполнения их судебных решений.
Немецкий философ Иммануил Кант рисовал в своем воображении "вечный мир", при котором на Земле, заполненной либеральными государствами, международные отношения будут регулироваться посредством закона, а не с помощью силы. К сожалению, спецоперация России на Украине продемонстрировала, что мир еще не достиг этого постисторического момента и что грубая военная сила остается главным гарантом мира для либеральных стран. Поэтому маловероятно, что национальное государство исчезнет как важнейший игрок в глобальной политике.
"ХОРОШАЯ ЖИЗНЬ"
Консервативная критика либерализма содержит в своей основе разумный скептицизм в отношении того акцента, который делает либерализм на вопросах индивидуальной свободы. Либеральные общества предполагают равенство человеческого достоинства, то самого достоинства, которое основывается на способности человека делать выбор. По этой причине либералы привержены защите этой свободы как основного права человека. Но хотя свобода индивидуума и является фундаментальной либеральной ценностью, это не единственное человеческое благо, которое автоматически превосходит все другие представления о "хорошей жизни".
Сфера того, что считается свободой, со временем неуклонно расширялась от свободы выбора в подчинении тем или иным правилам в рамках существующих моральных рамок, до создания этих правил для себя. Но уважение к человеческой свободе предназначалось для того, чтобы управлять и смягчать конкуренцию глубоко укоренившихся убеждений, а не для того, чтобы просто вытеснять эти убеждения во всей их полноте. Не каждый человек думает, что максимизация его личной свободы является самой важной целью жизни или что разрушение любой существующей формы власти обязательно является хорошей идеей. Многие люди с удовольствием ограничивают свою свободу выбора, принимая религиозные и моральные рамки, связывающие их с другими людьми, или живя в рамках унаследованных цивилизационных традиций. Первая поправка к Конституции США предназначалась для защиты свободы вероисповедания, а не для защиты граждан от религии.
Успешные либеральные общества имеют свою собственную культуру и свое собственное понимание "хорошей жизни", даже если это видение может быть более тонким, чем то, что предлагают общества, связанные одной доктриной. Они не могут быть нейтральными по отношению к ценностям, которые необходимы для поддержания их существования в качестве либеральных обществ. Им необходимо уделять первоочередное внимание духу коллективизма, терпимости и активному участию в общественных делах, если они хотят быть сплоченными. Им нужно ценить инновации, предпринимательство и готовность идти на риск, если они хотят добиться экономического процветания. Общество обращенных внутрь себя личностей, заинтересованных только в максимизации своего личного потребления, вообще не будет обществом.
Государства важны не только потому, что они являются средоточием легитимной власти и инструментами контроля над насилием. Они также являются единственным источником общности людей. С одной стороны, либеральный универсализм бросает вызов природе человеческого общений. Ведь самые сильные узы привязанности человек испытывает к самым близким ему людям, таким как друзья и семья, а по мере расширения этого круга знакомых чувство долга по отношению к ним неизбежно ослабевает. Но на протяжении веков, наряду с тем, как человеческие общества становились больше и сложнее, границы солидарности резко расширились от семей, деревень и племен до целых стран. Однако до сих пор мало кто любит человечество в целом. Для большинства людей во всем мире страна остается крупнейшей единицей солидарности, к которой они испытывают инстинктивную лояльность. И эта лояльность становится важнейшей опорой легитимности государства и, следовательно, его способности управлять. В некоторых обществах слабая национальная идентичность может иметь катастрофические последствия, как это видно в ряде развивающихся стран, таких как Мьянма и Нигерия, и в некоторых несостоявшихся государствах, таких как Афганистан, Ливия и Сирия.
КОНКРЕТИКА ЛИБЕРАЛЬНОГО НАЦИОНАЛИЗМА
Этот аргумент может показаться похожим на аргументы Хазони, консервативного израильского ученого, который в своей книге 2018 года "Добродетель национализма" выступает за глобальный порядок, основанный на суверенитете национальных государств. Он делает важное замечание, предостерегая от склонности либеральных стран, таких как Соединенные Штаты, заходить слишком далеко в стремлении переделать остальной мир по своему образу и подобию. Но он ошибается, полагая, что существующие страны являются четко разграниченными цивилизационными единицами, и что мирный глобальный порядок можно построить, приняв их такими, какие они есть. Сегодняшние страны — это социальные конструкции, являющиеся побочным продуктом исторической борьбы, которая часто включала завоевания, насилие, насильственную ассимиляцию и преднамеренное манипулирование цивилизационными символами. Существуют лучшие и худшие формы национальной идентичности, и общества могут выбирать между ними.
Если национальная идентичность основана на фиксированных характеристиках, таких как раса, этническая принадлежность или религиозное наследие, то она становится потенциально не-инклюзивной категорией, нарушающей либеральный принцип равного достоинства. Хотя между потребностью в национальной идентичности и либеральным универсализмом нет обязательного противоречия, тем не менее между двумя этими принципами существует мощная потенциальная точка напряжения. Основанная на фиксированных характеристиках национальная идентичность может превратиться в агрессивный и эксклюзивный национализм, как это произошло в Европе в первой половине двадцатого века.
По этой причине либеральные общества не должны официально признавать группы, основанные на фиксированной идентичности, такой как раса, этническая принадлежность или религиозное наследие. Конечно, бывают, бывают и такие случаи, когда это становится неизбежным, и либеральные принципы не действуют. Во многих частях мира этнические или религиозные группы из поколения в поколение занимали одну и ту же территорию и имеют свои собственные прочные культурные и языковые традиции. На Балканах, Ближнем Востоке, в Южной Азии и Юго-Восточной Азии этническая или религиозная идентичность де-факто является существенной характеристикой большинства людей, и ассимилировать их в более широкую национальную цивилизацию практически нереально. В принципе можно организовать некую форму либеральной политики вокруг нескольких цивилизационных единиц. Индия, например, признает несколько национальных языков и в прошлом разрешала своим штатам устанавливать собственную политику в отношении систем образования и права. В таких странах, как правило, необходимо наличие федерализма и сопутствующая передача полномочий субнациональным единицам. Власть может быть формально распределена между различными группами, определяемыми их культурной идентичностью, в структуре, которую политологи называют "консоциональная демократией (политическая система, ориентированная на интересы национальных меньшинств, применимая в государстве, разделённом на сегменты по этническим, религиозным, региональным и другим признакам. Один из примеров – Северная Ирландия – Прим. ИноСМИ). Хотя это сработало достаточно хорошо в Нидерландах, эта практика оказалась катастрофической в ​​таких местах, как Босния, Ирак и Ливан, где группы идентичности оказались запертыми в безысходной борьбе без победителя. В обществах, в которых цивилизационные группы еще не превратились в самоценные единицы, лучше обращаться с гражданами как с индивидуумами, а не как с членами групп идентичности.
Наряду с этим, есть и другие аспекты национальной идентичности, которые могут быть приняты добровольно и, следовательно, более широко распространены, такие как литературные традиции, исторические нарративы, язык, еда и спорт. Каталония, Квебек и Шотландия — все это регионы с отличными историческими и культурными традициями, и все они имеют много сторонников национализма, стремящихся к полному отделению от страны, с которой они связаны. Но нет никаких сомнений в том, что эти регионы продолжали бы оставаться либеральными обществами, уважающими права личности, даже если бы они отделились, как это произошло в Чехии и Словакии после того, как они стали отдельными странами в 1993 году.
Митинг с требованиями провести индексацию пенсий и зарплат в Киеве - ИноСМИ, 1920, 07.01.2022
The American Conservative (США): действительно ли украинская демократия стоит того, чтобы воевать с Россией за нее?Против экс-президента Украины Петра Порошенко ведется расследование по обвинению в государственной измене. Его предшественника тоже признали виновным в этом преступлении, пишет TAC. Действительно ли эта нестабильная демократия стоит того, чтобы ради нее подвергать себя риску войны с Россией?
Национальная идентичность представляет собой очевидную опасность, но также и определенные возможности. Это социальная конструкция, и ее можно формировать так, чтобы поддерживать либеральные ценности, а не подрывать их. Исторически сложилось так, что многие страны сформировались из разнообразного населения, испытывающего сильное чувство общности, основанное на политических принципах или идеалах, а не на детерминированных групповых категориях. Австралия, Канада, Франция, Индия и Соединенные Штаты — все это страны, которые в последние десятилетия стремились конструировать национальную идентичность на основе политических принципов, а не расы, этнической принадлежности или религии. Соединенные Штаты прошли долгий и болезненный процесс переосмысления того, что значит быть американцем, постепенно устраняя барьеры на пути к гражданству на основе класса, расы и пола, хотя этот процесс все еще не завершен и претерпел множество неудач. Во Франции выстраивание национальной идентичности началось с Декларации прав человека и гражданина Французской революции, которая установила идеал гражданства, основанный на общем языке и культуре. В середине двадцатого века Австралия и Канада были странами с преобладающим белым населением и ограничительными законами в отношении иммиграции и гражданства, такими как пресловутая политика "белой Австралии", которая не допускала иммигрантов из Азии. Однако обе эти страны реконструировали свою национальную идентичность на нерасовой основе после 1960-х годов и открылись для массовой иммиграции. Сегодня в обеих странах больше населения, родившегося за границей, причем здесь отмечается гораздо меньший уровень расовой поляризации, чем в США и возрождения белого расизма.
Тем не менее, нельзя недооценивать трудность формирования общей идентичности в резко разделенных демократиях. Большинство современных либеральных обществ были построены на основе исторических наций, чье понимание национальной идентичности было выковано нелиберальными методами. Франция, Германия, Япония и Южная Корея были нациями до того, как стали либеральными демократиями. Соединенные Штаты, как многие отмечали, стали государством еще до того, как стали нацией.
Процесс формирования американской нации в либеральных политических традициях был длительным, трудным и периодически насильственным. Даже сегодня этот процесс оспаривается как левыми, так и правыми с резко противоречащими друг другу нарративами о происхождении страны.
У либерализма будут серьезные проблемы, если люди будут видеть в нем не более чем механизм мирного управления разнообразием без широкого понимания национальной цели. Люди, пережившие насилие, войну и диктатуру, обычно стремятся жить в либеральном обществе, как жили европейцы в период после 1945 года. Но по мере того, как люди привыкают к мирной жизни при либеральном режиме, и воспринимают порядок как должное, они начинают тосковать по той политике, которая направит их к более высоким целям. В 1914 году в Европе почти целое столетие не было разрушительных конфликтов, но массы людей оказались счастливы отправиться на войну, несмотря на огромный материальный прогресс, достигнутый за это время.
Возможно, сегодня мир достиг подобной же точки в истории человечества: в нем не было масштабных межгосударственных войн в течение трех четвертей века, и тем временем наблюдался массовый рост глобального процветания, который привел к столь же масштабным социальным переменам. Европейский союз был создан как противоядие от национализма, приведшего к мировым войнам, и в этом отношении своей успешностью превзошел все ожидания. Но ситуация на Украине сулит новые беспорядки и насилие впереди. Если Путину удастся сокрушить украинскую независимость и демократию, мир вернется в эпоху агрессивного и нетерпимого национализма, напоминающую начало двадцатого века. Соединенные Штаты тоже совсем не застрахованы от такого развития истории, поскольку такие популисты, как Трамп, стремятся повторить путинские авторитарные методы.
Популярные комментарии
Влад
41
Хосспади, какая же все-таки убогая либеральная бредятина, мамдорогая... Особо позабавило, что "граждане привержены идее независимой, либерально-демократической Украины". Ну да, конечно. Те из них, которые сильно "привержены", числом более 5 млн., свалили ныне в Европу подальше от "нэньки". Без виз. То есть у этих мечта сбылась. Наконец-то. Некоторые из оставшихся похватали оружие и кинулись защищать собственные националистические идеалы. Какие могут быть "либеральные ценности" у селюка с набитыми "СС"-овскими татухами? Какая еще "независимость", если это несостоявшееся государство целиком и полностью зависит от политической воли своих американских кураторов?
k
kolya.palchenko
39
Вот же мерзкая личность!
Обсуждение
Комментариев: 1
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
z z
17 апреля 2022, 01:28
Главное вовремя переобуться. Этот умник умудрился сделать это в прыжке.
zigor.2016
17 апреля 2022, 14:28
z z, этот умник всегда держал нос по ветру. Один раз только просчитался, когда выступил против Трампа.
Валерия Капранова
17 апреля 2022, 02:17
Как не называй, а суть одна.
0
0ncnjqybr
17 апреля 2022, 04:03
Как говорил один специалист в смежной области, доброе слово и пистолет действуют лучше, чем только доброе слово.
k
kolya.palchenko
17 апреля 2022, 04:19
Вот же мерзкая личность!
zigor.2016
17 апреля 2022, 14:29
kolya.palchenko, а он всегда таким был - этот американизированный трусонюх.
РусскийЕврей
17 апреля 2022, 06:15
Так вот он какой, Владимир Ильич Фукуяма! Думаю, статья откроет глаза на эту "гуру" русско-язычным читателям: волчий глобализм в овечьей шкуре либерализма. Весь разумный мир должен восстать против этой "раковой" идеологии если не ради себя, то ради будущего своих детей. Снимаю шляпу перед Россией, которая опять поднялась первой на защиту остального мира.
Rusofobia Zabila
17 апреля 2022, 06:25
Мммммм. Сначала говорим про то, что либерализм не может существовать без гос. подавления. А потом начинаем мерить черепа и строить лагеря. В общем нас ждёт борьба без пощады.
zigor.2016
17 апреля 2022, 14:35
Rusofobia Zabila, они сейчас на микробах и вирусах специализироваться начали. Не понимают, что со своими экспериментами могут истребить под корень все человечество и самих себя. СПИД и коронавирус их так ничему и не научил.
Добропыхатель
17 апреля 2022, 06:36
Вот Фукуяма и проболтался. Либеральный нацизм лишь камуфляжем отличается от национал-социализма, который "проходили" действительно ВЫ (Фукуяму за такие откровения могут наказать)! Да, при либерал-нацизме все народы по-либеральному равны, но некоторые по-нацистски ровнее. Украинцы имеют право, а русские Крыма - нет, Босняки имеют право, боснийские сербы - нет. Еще с последних лет прошлого века ясно, что между "Гаагским трибуналом" (по бывшей Югославии) и Гестапо практически нет разницы.
ЗМ
Загид Махачев
17 апреля 2022, 19:21
Добропыхатель, ну они же типа технократы, правда с сатанинским душком
G
Guantanamо
17 апреля 2022, 06:43
Все больше и больше убеждаюсь, что итог развития запада нацизм и фашизм с последующим колониализмом, рабовладением других этносов, народов и их геноцидом. Это видно везде. Даже в философских учениях Маркса и Энгельса везде есть нацизм, не говоря о ницше. Даже у гегеля.
СС
Сергей С.
17 апреля 2022, 13:12
Guantanamо, у Маркса и Энгельса не в учениях нацизм (в учениях как раз интернационализм, что противоположно нацизму), а в статьях на "злобу дня", в которых они (а точнее, не они, а, собственно, Энгельс) выражает свой взгляд на происходящие события и логику их развития. И да, Энгельс был выраженным националистом, очень близким к нацизму. Кроме того, надо всё-таки понимать, что нацизм Форда, к примеру, совсем не повод отказываться от конвейера.
Влад
17 апреля 2022, 06:47
Хосспади, какая же все-таки убогая либеральная бредятина, мамдорогая... Особо позабавило, что "граждане привержены идее независимой, либерально-демократической Украины". Ну да, конечно. Те из них, которые сильно "привержены", числом более 5 млн., свалили ныне в Европу подальше от "нэньки". Без виз. То есть у этих мечта сбылась. Наконец-то. Некоторые из оставшихся похватали оружие и кинулись защищать собственные националистические идеалы. Какие могут быть "либеральные ценности" у селюка с набитыми "СС"-овскими татухами? Какая еще "независимость", если это несостоявшееся государство целиком и полностью зависит от политической воли своих американских кураторов?
вася васин
17 апреля 2022, 23:56
Влад, ...и европэйских Тоже. Там очень любят приезжающих к ним Урсул, Жозепов и Борек. Но а по Особенному любят их там-когда эти еврогастролёры не просто наезжают попиариться, а при этом обещают Украине много деньгаф и аружья!
v
vxh6a
17 апреля 2022, 06:50
"Основой либеральных обществ являются терпимость к различиям, уважение прав личности и верховенство закона. " И где он это в современных "либеральных демократиях" и у "либеральных партий" видел??? __________________________________________________________________________________ Национал-социализм предполагал, что социализм существует только для одной "богоизбранной" нации, а остальные народы должны быть ее (бесправными) рабами. ___________________________________________________________________________________ Судя по изложенному в статье предложению автор предлагает что истинного (классического) "либерализма" достойны только богоизбранный (американский) народ, а для других народов "либерализм" будет означать безоговорочное (рабское) служение "богоизбранному" (американскому) правительству без права на какое-либо личное мнение и интересы. Все имеющие иное мнение подлежат уничтожению. А самое большое опасение у автора вызывает возможность уничтожения марионеточных проамериканских парамилитарных образований (особенно на Украине), так как это подорвет веру в служение марионеточных режимов "богоизбранному" (американскому) правительству.
SS
SERGE SU-KHAN
17 апреля 2022, 06:50
Этот вот дятел, что только не вещал... Ничего не сбылось! Сидел бы уже тихо на пенсии и не позорился.
М
МПронин
17 апреля 2022, 06:54
Это не философия, это клиническая картина мозаичного сознания, в которое сквозь его фильтры реальность уже не пробивается. Только хардкор, только радикальный национал-либерализм, бессмысленный и беспощадный.
ЗМ
Загид Махачев
17 апреля 2022, 06:58
Фукуяма запутался
Пограничник Василий
17 апреля 2022, 07:29
Нацинал- либерализм? Фашизм в новой уапоковочке? Так он уже цветет махровым цветом на землях западлюков лет сорок!
Serg.ham
17 апреля 2022, 07:29
Только тупой демагог может написать про конец истории. И нужно быть ещё более тупым чтобы читать то, что пишет этот тупой демагог.
Ольга Платонова
17 апреля 2022, 09:39
Serg.ham, он историк, а не философ. Философ никогда не стал бы делать таких категорических утверждений. У Запада была эйфория от конца СССР. Книжка пришлась кстати. Фукуяма уловил момент и хорошо заработал и вошёл в историю. Правда, сейчас его место в истории все ближе к списку болванов.
АД
Алексей Денисенко
17 апреля 2022, 07:51
...что ее граждане готовы умереть за либеральные идеалы... _______________________________________________________________ Идеалы Украины все видели. Если применить такие идеалы к Франции, то получится Франция без французов. А если уж украина взяла курс на дерусификацию, то нужно доводить дело до конца, до полного конца...
Ольга Платонова
17 апреля 2022, 07:55
Опять эти ярлыки: "либерализм", "демократия"... Это просто термины - отмычки для взламывания Западом ресурсных стран. Что за ними скрывается - мы видели последние 30 лет: 10 войн, 6 млн. убитых американцами. И ни одной санкции.
Го
Губернатор о.Борнео
17 апреля 2022, 07:57
Помер твой либерализм. Приказал долго жить. А ты и не заметил.
М
МПронин
17 апреля 2022, 08:18
Конец истории в устах Фукуямы: от либеральной демократии к либеральному национализму (1992-2022).
Evil cynic
17 апреля 2022, 08:40
Затейливо... аффтору снежинки бы из бумаги вырезать - цены бы не было кружевам. Интересно, сколько за такое масло масляное платят?)
Ольга Платонова
17 апреля 2022, 09:42
Evil cynic, на конце истории он хорошо заработал. Но, видимо, деньги закончились. И он снова впаривает пиплу то, что Запад хочет слышать. "Пипл схавает", как говорится.
KB
Karl Brulov
17 апреля 2022, 08:44
Свои лже идеи этот псевдоученый-экономист втирает по миру. Национал - либерализм - - это тот же фашизм, как его не оправдывай, и на Украине именно он.. Категорически осуждаю этого человека за такие гнусные античеловеческие антидемократические идеи построения тоталитарной фашистской экономики в духе третьего рейха
Ф
Фотон
17 апреля 2022, 08:54
Шутник он, у него и вид какой-то несерьёзный. На заводе просто работать не хочет.
Vovan
17 апреля 2022, 09:03
Думаю основная мысль в самом конце - пнуть Трампа и Путина приплести. "украинская демркратия" это конечно жесть.
m
m.f
17 апреля 2022, 09:09
Ну надо же, Фукуяма обнаружил, что Истории ещё не конец!)) Переобулся пиндосовский Япончик, когда уже правда глаза ему выколола. Хрен тебе, а не универсалистский либерализм в националистическом обличье.
Чтоб я так жил
17 апреля 2022, 09:18
Либерализм - это фашизм и есть, ибо стремление к личной свободе любой ценой в форме цель оправдывает средства, последние 3000 лет человечества колечил Землю и приносил только горе и смерть. Нужно избавляться от холуйско-буржуазных предрассудков типа "нация". Национальный - значит принадлежащий пахану, прикрепленному к территории. Пахан может быть избираемым, но "интересы" наций всегда антогонистичны. Если одной "выгодно", то другая обманута или ограблена.
Ольга Платонова
17 апреля 2022, 09:45
Чтоб я так жил, мы - Российская цивилизация. Что нам выгодно, выгодно и остальным. А вот Западная цивилизация возникла и развивалась как цивилизация насилия. Перелезла на другой континент и уничтожила там великую цивилизауию индейцев. И так идёт до сих пор. Все беды на планете - от Запада.
Чтоб я так жил
17 апреля 2022, 09:20
То что Фукуяма - идиот, было известно ещё с "Конца истории". Холуй-подпевало, который выдает желаемое за действительное. Впрочем, как и вся буржуйская обслуга - интеллигенция. Науиная с нобелевских лауреатов по экономике - нууу, туупыее.
Чтоб я так жил
17 апреля 2022, 09:23
У кого калибр юольше, а рука быстрее, у того и Свободы больше. Потому что, типа, все люли разные. Каждый сверчок знай свой вершок "свободы". А если у тебя есть кинжал, как говорил Абдулла, возьми себе все что сможешь.
K
KalikP
17 апреля 2022, 09:32
Либеральный нацизм мы наблюдаем во всей красе и в полный рост на территориях, т.н. запада. И чем быстрее человечество изживёт эту мимикрировавшаую заразу, тем больше у него шансов на будущее...
l
litovec11
17 апреля 2022, 09:33
Нации формировались случайно, и рано или поздно люди поймут, что глупо жить не как удобно, а в зависимости от национальности, формы носа, черепа, языка и так далее. Например, заголовки в завтрашних СМИ "Литовец победил русского и стал чемпиона мира по профессиональному боксу" - глупость, так как Станёнис победил Бутаеве, потому, что оказался сильнее и выносливее, а не потому, что литовец в трусах с украинским флагом. Рано или поздно люди будут мирно жить без границ, не вспоминая национальность, нацию и другие глупости.
Влад
17 апреля 2022, 12:00
litovec11, >>>" Рано или поздно люди будут мирно жить без границ, не вспоминая национальность, нацию и другие глупости." ________________ И достроят таки Вавилонскую башню... Ну да, ну да...
Rusofobia Zabila
17 апреля 2022, 19:58
litovec11, интересно слушать это от жителя государства, которое одним из первых предало интернациональный союз народов. Ты часом не засланный лично Путиным казачок? Моргни дважды если что.
Ф
Фотон
17 апреля 2022, 20:20
litovec11, это верно, только своим националистам это не говорите. Они взбесятся.
A
Armitage
17 апреля 2022, 09:38
Может всё проще, просто миру не нужны идиоты наподобие него.
A
Alexxandro
17 апреля 2022, 10:03
Президент России Владимир Путин заявил, что Украина не имеет своей собственной национальной идентичности, отличной от России, и что страна рухнет сразу же, как только начнется операция. --- дочитал только до этой брехни, дальше читать не вижу смысла. У этого неприличного слов "философа" выражена верно только одна мысль - фашизм/нацизм есть высшая форма существования либерализма.
kluatr
17 апреля 2022, 10:32
Троцкизм бессмертен.
Лена Крымская
17 апреля 2022, 10:37
Что за каша в голове у него?!
Анатолий Смирнов
17 апреля 2022, 10:47
Либерализм не идея, а инструмент. Фукуяма сам признаёт, что там нет "ядра". Инструмент гибкий и подлый, лживый насквозь, т. к. построен на лжи и мечтах. Предлагают мечту, но лгут изначально. "Верховенство закона, равноправие, свобода личности" предусматривается только для очень определённых лиц.
e
eugene.ardaev
17 апреля 2022, 12:12
Зачем этого придурка переводят? И без него ясно, что эволюционировавший до идиотизма либерализм с трудом прививается среди здравомыслящего населения, и медленно но верно перетекает в либеральный фашизм - насильное навязывание либеральных догматов. На этом пути уже запрещают культуру и наверняка скоро будут костры из книг (хотя в инете можно и без костров - просто выключить "вредных авторов"). "Сильная либеральная нация" - вероятно, это то, что представляют собой нынешние хуторяне. Для создания такой "нации" нужна соответствующая вера, какая-то религия, со своими святыми, культом, священным писанием и ритуалами. В Хуторянии пытаются использовать старо-новое язычество, но как-то не очень успешно. Не может же культ Мэрилин Монро или Илона Маска стать основой для сплочения. В общем, в ситуации всеобщего интеллектуального распада Запада там будет примерно так же, как в Римской империи времён распада - всё сразу, и культ Митры, и культ Осириса, и криптохристанство, и вера в Юпитера, Марса и Венеру и т.д. и т.п. Фукуяма придурок и фантазёр, ничего у них не получится, потому что пик Западом пройден.
rnel
17 апреля 2022, 12:27
В общем решили возродить нацизм на общую идеологию
TajPro Media
17 апреля 2022, 12:41
Что за дурачок этот японец
ПИ
Прасковья Иванова
17 апреля 2022, 13:03
Этот Фукуяма сломался - несите нового.
Oscar Essen
17 апреля 2022, 13:21
Нашли оракула, обыкновенное трепло
Александр Ясень
17 апреля 2022, 13:36
Мужик по-прежнему топит за борьбу. Но предлагаемая Россией многополярность куда ближе к его голубой мечте, чем то, что пытается починить он сам. Просто в роли личностей там национальные государства. Уважать другие культуры и их интересы, договариваться, а не уничтожать культурную идентичность. Вполне себе либерально. И чего ему не нравится?
zavatoni
17 апреля 2022, 14:01
И надо было столько слов писать? Френсис читайте/смотрите «классику» своих предшественников. Рональд Рейган в 1975 году: " Если фашизм когда-нибудь придет в Америку, он придет во имя либерализма " ("If Fascism Ever Comes to America, It Will Come in the Name of Liberalism"). И это сказал не такой «продвинутый» философ.
zigor.2016
17 апреля 2022, 14:23
...мир вернется в эпоху агрессивного и нетерпимого национализма....\\\ Уже вернулся, если судить о подконтрольной США марионетке - Украине.
zigor.2016
17 апреля 2022, 14:39
Нацистский режим на Украине должен быть уничтожен, а нынешняя Украина прекратить своё существование.
Опанас Абрамыч
17 апреля 2022, 14:51
Вот и Фукуямушка наш подрядился доказывать необходимость нацизма. Нос по ветру держит.
СС
Сергей С.
17 апреля 2022, 15:04
Что-то вспомнились слова Ленина про буржуазную интеллигенцию🙂
p
pkratov2020
17 апреля 2022, 18:57
После слов о "либерально-демократической Украине" перестал читать. Сплошное жонглирование понятиями по большевистскому принципу партийности. Предлагаю свой термин для этой идеологии - либерал-фашизм.
panpetroff
17 апреля 2022, 20:55
Миру нужен другой Фукуяма
вася васин
18 апреля 2022, 00:20
...японо-американский, теперь УЖЕ либерал-националистический "гуру" всяких недалеких, около, и про-западных глобалистов... Как Это Всё может сочетаться в одном хамелеоне-приспособленце, якобы философе по имени Френсис Фукуяма? "Плавильного котла народов" там не получилось-теперь решили зайти "с другого боку"-с националистического. Ведь еще немного, и оправдают гитлеров и геббельсов-извратив всё, и вывернув наизнанку-в угоду "гегемонии и мирового господства" Запада... И призовут пересмотреть итоги 2МВ, и Нюрнбергского трибунала-осудив вместо нацизма, так ненавидимый ими, Но... победивший тогда "советский сталинизм". Очень Это им мешает!!!
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем