Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что вы знаете о русских и украинских беженцах в Египте?

© CC BY-SA 2.0 / L. Papazoglou & Co.Александрия. Открытка нач. XX в.
Александрия. Открытка нач. XX в. - ИноСМИ, 1920, 27.04.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Спецоперация России на Украине напомнила о мировом миграционном кризисе, после того как тысячи украинских граждан бежали из страны. Если обратиться к истории, станет ясно, что ситуация повторяется, пишет Al Jazeera. В прошлом веке многие русские и украинцы эмигрировали в другие страны, в том числе в Египет.
Спецоперация России на Украине напомнила о мировом миграционном кризисе, после того как тысячи украинских граждан бежали из страны. Число беженцев с каждым днём увеличивается и, по данным ООН, достигло около 2,8 миллиона человек.
Если обратиться к истории, станет ясно, что ситуация повторяется. Так, в прошлом веке многие русские и украинцы эмигрировали в другие страны, в том числе арабского мира. Одной из них был Египет.
По мнению специалистов, история русской эмиграции связана с последствиями большевистской революции 1917 года, повлекшей за собой человеческие жертвы, а также с массовой миграцией из Российской империи (в том числе украинцев из Сумской области на российско-украинской границе) во многие страны, в том числе в Китай, Турцию и Египет.
Газовоз - ИноСМИ, 1920, 15.03.2022
NoonPost (Египет): какие альтернативы российскому газу есть у европейцев?События на Украине заставили многие европейские страны приступить к поиску альтернатив российскому газу, пишет Noonpost. На примете у Европы есть несколько источников. Однако насколько они надежны? В попытках обеспечить себе энергетическую стабильность европейцы неминуемо столкнутся с целым рядом препятствий, утверждает автор статьи.
Точные данные по количеству эмигрантов, спасавшихся от конфликтов в царский и советский периоды, отсутствуют ввиду большого количества жертв и пропавших без вести в результате гражданской войны, а также железной хватки советских властей. Кроме того, среди них были не только русские, но и украинцы и представители других национальностей, хотя в документах могло быть указано, что все они — русские.
Некоторые историки говорят о двух-трех миллионах беженцев, среди которых около 600 тысяч бежали в Китай, 400 тысяч — во Францию ​​и 100 тысяч — в Турцию. Их число в Египте достигло почти 5 000 человек. Так, по данным востоковеда Владимира Белякова, к 1920 году таких людей насчитывалось 4350.

Русские в Египте

По словам российского востоковеда Владимира Белякова и академика Геннадия Васильевича Горячкина, директора Российского центра науки и культуры в Александрии, эмигранты селились в Египте в качестве беженцев в Каире в районе Эль-Аббасия, в Александрии в районе Сиди-Бишр и Исмаилии в районе Эт-Тель-эль-Кебир.
По данным историков, многие из прибывших были ранены, поскольку служили в Белой армии, воевавшей с большевиками. Большая часть прибывших не осела в Египте и уехала после лечения, которое длилось два года. Поддержку им оказывали также англичане и египтяне.
Как рассказывает Геннадий Васильевич в книге "Русская Александрия — судьбы эмиграции в Египте", по инициативе российских дипломатов и местных общин во главе с супругой главнокомандующего британскими войсками в Египте леди Конгрив был создан Каирский комитет помощи русским беженцам. К ней присоединились видные египетские общественные и политические деятели.
По словам академика, среди них выделялись ливанец и православный христианин Хабиб Лутфаллах и двое его сыновей 0151 — Георгий и Михаил.

Деятельность русской эмиграции в Египте

Однако другая часть русской эмиграции решила остаться в Египте. Они оставили лагеря и убежища и нашли свой путь в египетском обществе. Некоторые занялись коммерцией в сотрудничестве с европейскими общинами, проживающими в стране. Со временем возникло многообразное национальное общество, и это проявилось в социально-культурном движении. В него вошли русские представители культурного, художественного и научного сообщества, что подтверждается в посвящённых той эпохе сочинениях как востоковеда Белякова, так и академика Горячкина.
В Александрии русские жили в районе Сиди-Бишр, где находились культурные центры, театральные коллективы, публичные библиотеки и рестораны национальной кухни, что побудило часть эмиграции осесть здесь даже после закрытия лагеря в 1922 году.
В своей книге "Путешествие к берегам священным Нила. Русские в Египте", представляющей собой попытку исследовать положение русской эмиграции после большевистской революции, Владимир Беляков, российский академик и ведущий сотрудник Института востоковедения РАН в Москве, отмечает: "Александрия была в то время полуевропейским городом, и поэтому европейцы приветствовали прибытие русских. Они предпочитали, чтобы те работали на них вместо египтян. Особенно велик был спрос на техников, инженеров, механиков, водителей и электриков, и большое количество русских работало в трамвайной компании машинистами или инспекторами. В целом, это была самая разная работа, начиная с продажи сигарет на улице до службы в английском Военном управлении снабжения".
Жители Украины на железнодорожном вокзале в Пшемысле - ИноСМИ, 1920, 15.04.2022
Могут ли украинские беженцы стать причиной социального взрыва в Европе?После начала спецоперации России на Украине европейские страны заявили о готовности принимать украинских беженцев. Однако теперь они столкнулись с серьезными проблемами, у которых пока нет решения, пишет dikGAZETE. При этом можно не сомневаться, что кризис беженцев будет только нарастать.
Беляков также рассказывает о деятельности русских культурных обществ в Сиди-Бишре в Александрии. По его словам, число их членов достигло 151 человек. Также были организованы курсы грамотности, электротехники, бухгалтерии и другие на французском и немецком языках, и число участников составляло 260 человек.
Что касается публичной библиотеки, в ней было 546 книг, в учебной библиотеке — 343, а в читальном зале находилась стенгазета, в которой публиковались статьи, переведенные с английских и французских изданий и посвященные событиям в мире и прежде всего в России.
Это контрастирует с лагерем Эт-Тель-эль-Кебир в провинции Исмаилия, где был введен строгий режим, усложнявший жизнь эмигрантам.
В этом контексте египетский ученый Атеф Муатамад, профессор географии, имеющий докторскую степень Санкт-Петербургского университета, опубликовал сообщение в социальной сети Facebook*. По его словам, согласно трудам российских востоковедов, переведенных на арабский, лагерь Эт-Тель-эль-Кебир ("Большой холм") был самым жалким. Русские эмигранты, собравшиеся в этом лагере, называли его "Сибирским холмом", так как он напоминал ледяную сибирскую пустыню: в тот период местность была пустыней без зелени и воды.

Русские знаменитости в Египте

Русское присутствие в Египте не ограничивалось обычными беженцами, спасавшимися от войны. Среди них были и известные личности, такие как русский художник Иван Билибин. Беляков рассказал о его работах: одними из наиболее важных являются изображения исламских кварталов Каира и архитектуры начала ХХ века.
Также стоит упомянуть русского египтолога Владимира Семеновича Голенищева, которого чествовали, установив его статую во дворе Египетского музея в Каире в 2006 году; русского скульптора Бориса Фредман-Клюзеля, основавшего Высшую школу скульптуры при факультете изящных искусств в Каире, и других деятелей искусства. Владимир Беляков посвятил им целые главы в книгах о русской эмиграции.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.