https://inosmi.ru/20220512/podlodki-254115588.html
Как Финляндия стала нацистской "лабораторией" по разработке подлодок
Как Финляндия стала нацистской "лабораторией" по разработке подлодок
Как Финляндия стала нацистской "лабораторией" по разработке подлодок
| , 12.05.2022
2022-05-12T11:48
2022-05-12T11:48
2022-05-12T12:06
tekniikka&talous
общество
финляндия
германия
турку
подлодки
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/05/0c/254116015_0:0:1201:676_1920x0_80_0_0_51116aa9b06d7093f39dd6ca142edf5e.jpg
Кауко Оллила (Kauko Ollila)Финское судостроение не было лишь побочным продуктом выполнения репарационных обязательств по итогам Второй мировой войны. В конце периода существования автономного Княжества Финляндского в финском судостроении, главным в котором было строительство деревянных парусников, стали использовать металл.Судостроительная компания Crichton-Vulcan из Турку участвовала во многих интересных проектах, которые позволили Финляндии заполучить самых взыскательных клиентов.Уильям Крайтон (William Crichton) — шотландец, который в годы Крымской войны попал на службу к врагу своей родины — в царский Санкт-Петербург. В 1862 году он купил долю в механической мастерской Ericsson & Cowie в Турку.Российский флот — крупный заказчикВ конце 19 века российский флот был крупным заказчиком броненосцев на верфи города Турку.Цусимское сражение и поражение в Русско-японской войне положили начало краху Российской империи, однако Турку еще какое-то время получал заказы на строительство судов. После Первой мировой войны и революции 1917 года число заказов сократилось, и в новоиспеченной независимой стране произошла реструктуризация судостроительной сферы.Верфь Rosenlew в городе Пори прекратила свою деятельность сразу же — в 1918 году. Вскоре Crichton объединился с моторостроительной мастерской Vulcan в Турку. В 1929 году Crichton-Vulcan стала независимой частью Koneja Siltarakennus Oy. Позже на базе этих компаний возникла Wärtsilä.У бедной страны было 1500 километров извилистой морской границы, проходящей по архипелагам. В 1927 году был принят закон об охране морской границы, в соответствии с которым границу стали патрулировать броненосцы Ilmarinen и Väinämöinen. Позже на эти цели было выделено еще три "большие" подлодки и две подлодки меньшего размера.Броненосцы были первыми в мире морскими транспортными средствами, работавшими на дизеле и электричестве. Они и четыре из пяти подводных лодок были построены компанией Crichton-Vulcan в Турку.Работа под немецким прикрытиемМолодое финское государство хотело производить лучшие в мире военные суда — и в итоге начало сотрудничать с нидерландским конструкторским бюро NV Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw. Фактически это бюро финансировалось морскими силами Германии.Согласно Версальскому мирному договору, заключенному после Первой мировой войны, Германии запрещалось иметь наступательное морское вооружение. Дело в том, что ранее немецкие подлодки затопили половину тоннажа британских торговых судов.Однако Германия очень хотела разработать свои собственные подлодки — и последствия нам хорошо известны.Финляндия, ее военно-морской флот и Crichton-Vulcan стали лабораторией для возрождающейся Германии.Горный советник, хорошо понимавший русский менталитетАллан Стаффанс (Allan Staffans, 1880–1946) был финским техником, горным советником и руководителем верфи, ключевой фигурой в проектах военно-морского флота и в последующих вопросах военных репараций. До Первой мировой войны он успел поработать на Россию десять лет.При нем верфь Crichton-Vulcan была основательно модернизирована. Прекрасное знание русского языка и понимание русского менталитета позволили ему еще до войны получить от Советского Союза несколько заказов на строительство кораблей.Спорный проектДо того, как Crichton-Vulcan построила три 400-тонных тральщика, эта тема вызывала много споров во внутренней, внешней и торговой политике.Среди прочих в министерстве обороны Финляндии работал немецкий морской офицер, а на верфи Crichton-Vulcan вкалывали около сотни немецких специалистов, выполнявших львиную долю заказов по строительству военных судов.В действительности класс судов Vetehis, создание которого завершилось в 1930–31 годы — помимо броненосцев Väinämöinen и Ilmarinen в этот класс вошли подлодки Vetehinen, Vesihiisi и Iku-Turso — служил прототипом для более масштабного немецкого проекта.Однако позже Германия выбрала для этой задачи тип судна почти вдвое большего размера.А Сталин уже знал...Всевозможные попытки шпионажа и оказания давления сейчас выставляются в СМИ как исключительный современный феномен. Однако Советский Союз косвенно провоцировал забастовки на верфи в Турку с марта по декабрь 1927 года — и таким образом замедлил создание класса Vetehis. Строительство судов значительно усложнилось.В 1932 году советские агенты заполучили чертежи крупных судов. Лейтенант Вилхо Пентикяйнен (Vilho Pentikäinen), служивший в Генеральном штабе Сил обороны, стал перебежчиком и передал фотографии чертежей через границу — правда, вскоре его схватили.Опытный разведчик, кроме всего прочего, был ночным дежурным в Генеральном штабе.Vesikko в роли учебной подлодкиЕще более важным звеном к успеху немецких сил была подлодка CV-707, или Vesikko, построенная Crichton-Vulcan после создания больших судов. За штурвалом этого 250-тонного финского судна получали навыки выполнения своих будущих обязанностей многие немецкие капитаны.Vesikko, единственный экземпляр финского подводного флота, сейчас находится в Суоменлинне. Остальные подлодки были проданы на металлолом в связи с требованиями мирных соглашений.В состав подводного флота военно-морских сил Финляндии также входило судно Saukko водоизмещением менее 100 тонн, построенное на хельсинкской верфи Hietalahti и изначально спроектированное для Ладоги. Измученная поломками маленькая подлодочка все время была в морской воде — и так и не узрела Ладогу.
/20220508/nato-254088826.html
/20220426/nato-253967513.html
/20220222/finlyandiya-253146606.html
финляндия
германия
турку
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/05/0c/254116015_0:0:1201:900_1920x0_80_0_0_049393a70d8d7e61bedaec0133fe81b4.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
tekniikka&talous, общество, финляндия, германия, турку, подлодки