Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему нефть снова дороже 120 долларов за баррель?

Нефтяная качалка - ИноСМИ, 1920, 02.06.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Частичным запретом на поставки нефти Европа демонстрирует сплоченность и готовность "наказать" Россию, пишет The Economist. Но есть причины сомневаться в успехе этого шага: несмотря на санкции, российский нефтяной экспорт продолжает расти.
Ужесточение нефтяного эмбарго ЕС против России — это лишь одно объяснение.
В 1970-е годы арабские государства с помощью "нефтяного оружия", как они называли эмбарго, наказывали западные страны за поддержку Израиля. 30 мая главы 27 стран-членов ЕС согласились направить это оружие на самих себя в рамках очередного витка санкций против России, введенных за ее военные действия на Украине. Этот санкционный пакет предусматривает отключение крупнейшего российского банка "Сбер" от системы международных платежей SWIFT, а также запрет на закупки российской нефти и нефтепродуктов, таких как дизтопливо, который вводится в конце года. ЕС заявил, что "временное" исключение сделано для нефти, поставляемой по трубопроводам. Когда прозвучала эта новость, цена марки Brent превысила 120 долларов за баррель, а это самый высокий показатель с марта.
В принципе это очень важное решение. Демонстрируя единство и готовность к экономическим трудностям ради наказания России, блок разрывает одни из немногих остающихся торговых связей с Кремлем. Он также ставит под угрозу важнейший источник валютных поступлений в российскую казну. ЕС является для России крупнейшим рынком нефти, поскольку приобретает у нее около половины всего объема ее нефтяного экспорта.
Но есть причины сомневаться в том, что этот шаг лишит Кремль иностранной валюты. Для начала эмбарго распространяется только на ту нефть, которая доставляется морским путем танкерами. Такова цена единства: исключить трубопроводную нефть из санкционного пакета было необходимо для достижения компромисса с Венгрией, которая больше других симпатизирует России и очень сильно зависит от трубопровода советской постройки "Дружба". 65% потребляемой в стране нефти Венгрия импортирует из России.
Танкерная нефть составляет примерно такую же долю от общего объема европейского импорта из России. Но запрет, скорее всего, окажет лишь ограниченное воздействие на нефтяной рынок. Многие танкеры уже подверглись добровольным санкциям, введенным разными странами Запада. Портовики отказываются разгружать суда с российскими грузами, а ведущие нефтяные компании опасаются за свою репутацию и не принимают поставки. Западные страховые компании не хотят выписывать страховые полисы. Безусловно, их могут частично заменить морские страховщики из стран-союзниц России, но карманы у них не такие глубокие.
Важный вопрос заключается в том, останется ли нереализованной российская танкерная нефть, попавшая под санкции. Пока российский нефтяной экспорт только увеличивается, несмотря на санкционное давление. По данным аналитиков из банка JPMorgan Chase, после начала спецоперации на Украине экспорт российской нефти вырос. Значительная ее часть идет в Индию, которая санкции против Москвы не вводит.
Нефтяная качалка - ИноСМИ, 1920, 31.05.2022
ЕС единогласно принял решение о запрете на импорт двух третей российской нефти, но "обошел стороной" ВенгриюЕС объявил о частичном эмбарго на импорт нефти из России. Но ничего, кроме насмешек и недоумения, у читателей "Гуаньча" это заявление не вызвало. Они назвали фон дер Ляйен "убийцей Евросоюза" и предупредили об "ужасающих" последствиях.
Другой вопрос — запретит ли Европа со временем импорт трубопроводной нефти из России, которую труднее перенаправить в другие страны. Польша и Германия сказали, что прекратят импорт через трубопровод "Дружба". Однако трудно представить, что Венгрия даст согласие на более масштабный запрет. Премьер-министр популист Виктор Орбан и раньше демонстрировал свою готовность блокировать решения Евросоюза. Благодаря существенным скидкам на российскую нефть (марка Urals продается значительно дешевле, чем Brent), венгерская нефтяная компания MOL получает "космические" прибыли.
Пусть вводимое эмбарго и является частичным, но объем предложения на нефтяном рынке настолько мал, что цены все равно резко подскочили. Спрос на нефть огромен, поскольку пандемия пошла на спад, и потребители снова начали ездить и летать, а правительства принимают меры по защите избирателей от возросших затрат на энергию. В последние дни коронавирусные ограничения ослабил Китай, и это еще больше увеличило спрос. Также растут цены на промышленные металлы, такие как железо и медь.
Между тем Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и ее союзники, в число которых входит Россия, не проявляют особого желания увеличивать добычу. На своем заседании, которое состоится 2 июня, это объединение вряд ли внесет какие-то изменения в свои планы постепенного увеличения поставок до того уровня, который был перед пандемией (правда, появились сообщения, что ОПЕК обдумывает идею исключить Москву из намеченных производственных показателей, поскольку это позволит Саудовской Аравии и другим странам добывать больше нефти, компенсируя сокращение добычи в России).
Соедините дефицит поставок и возросший спрос, и вы получите повышение цен для потребителей на автозаправках. Ситуацию усугубляет нехватка перерабатывающих мощностей в Америке, из-за чего цены на бензин и дизтопливо растут даже быстрее цен на нефть. Франсиско Бланч (Francisco Blanch) из Bank of America отмечает, что из-за роста курса доллара увеличиваются затраты в Европе и на развивающихся рынках. Все это — весьма неприятные новости в условиях усиливающейся инфляции. Согласно опубликованным 31 мая цифрам, к началу мая годовой рост инфляции в еврозоне составил 8,1%. Это больше, чем ожидали экономисты.
Арабские эмбарго 1970-х годов стали кратковременной неприятностью для Запада, но они дали толчок повышению топливной эффективности, что в конечном итоге привело к снижению его зависимости от нефти. Сегодня европейские страны тоже возлагают надежды на то, что кратковременные трудности потребителей стоят долговременного укрепления энергетической безопасности.