Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Байден должен напрячься в отношениях с Эр-Риядом, чтобы не проиграть

© РИА Новости Михаил Климентьев / Перейти в фотобанкРабочий визит президента РФ В. Путина в Японию для участия в саммите "Группы двадцати".
Рабочий визит президента РФ В. Путина в Японию для участия в саммите Группы двадцати. - ИноСМИ, 1920, 22.06.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Foreign Affairs сообщает, что в схватке Байдена с Россией за Эр-Рияд успех пока не на стороне США. В Вашингтоне принц Мухаммед бен Салман и его внутренняя политика вызывают неприятие, а развитие отношений Королевства с Москвой усложняют ситуацию. Авторы сомневаются, что Байдену удастся "перетянуть" принца на американскую сторону.
Что вы будете делать с богатым нефтью арабским лидером, с которым вы жить не можете, но и не можете жить без него? Это дилемма, с которой столкнулись президент Джо Байден и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман. С самого начала своего правления Байден держал МБС (как обычно называют в США Мухаммеда бен Салмана) на "расстоянии вытянутой руки", отказываясь иметь с ним дело из-за его жестокой реакции на политическое инакомыслие дома (заключение в тюрьму протестующих женщин и обезглавливание 81 диссидента) и за границей (приказ убить и расчленить саудовского журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году). Масла в огонь подлило решение принца вмешаться в продолжающуюся гражданскую войну в Йемене, что еще больше ухудшило и без того тяжелую гуманитарную ситуацию в регионе. Будучи преисполнен решимости вернуть ценности во внешнюю политику США и поддержать демократических лидеров, а не автократов, Байден еще в качестве кандидата в президенты заявлял, что будет относиться к Саудовской Аравии как к "изгою". Но сейчас цены на бензин в США растут, подпитывая инфляцию. Это снижает рейтинги Байдена и угрожает серьезными сложностями кандидатам от демократов на промежуточных выборах. Ключ к обращению вспять этой негативной динамики, по-видимому, находится в руках МБС, поскольку его страна является единственным производителем нефти с достаточными избыточными мощностями, чтобы успокоить нефтяные рынки.
С учетом этого Байден в июле отправится в Саудовскую Аравию. Поездка оправдывается ее сторонниками как классическая сделка в стиле "реальной политики". Польза от примирения очевидна. Для Байдена увеличение количества нефти на мировом рынке должно означать облегчение на бензоколонках для американцев. Отказавшись от возражений против того, как правит МБС, администрация Байдена уменьшит желание правительства Саудовской Аравии расширять свои связи с Китаем и Россией за счет Соединенных Штатов, что важно в эпоху острой конкуренции между великими державами. Взамен наследному принцу больше не нужно будет отвечать на вопросы об убийстве Хашогги и его обращении с критиками его режима. Изгой может превратиться в партнера.
В Саудовской Аравии высмеяли президента США Джо Байдена
В Саудовской Аравии высмеяли президента США Джо БайденаНа одном из саудовских каналов показали пародию на Джо Байдена и Камалу Харрис. Она фактически подняла на смех американского президента, пишет Haber7. Но читатели портала не удивлены и называют это доказательством того, что "мир подошел к опасной черте".
Байдену явно не нравится такой подход. Согласно журналу Politico, он изначально выступал против встречи с МБС, говоря своим помощникам, что его президентство "должно за что-то твердо стоять". Но похоже, Байден передумал. Однако его нынешняя стратегия не решает ни одного из фундаментальных разногласий с Саудовской Аравией, их просто заметут под ковер. Хотя цены на нефть могут снизиться, вряд ли это произойдет достаточно быстро для, чтобы помочь американцам этим летом или кандидатам от Демократической партии в ноябре. Между тем, критика Конгресса, вероятно, будет расти, особенно (но не исключительно) со стороны прогрессивистского крыла Демократической партии, в которой отказ от "политики ценностей" в отношении наследного принца Саудовской Аравии вызовет возмущение. Продажа оружия, уже заблокированная Конгрессом, скорее всего, так и останется заблокированной. Конфликт в Йемене будет продолжаться.
Со своей стороны, МБС может радоваться тому, что его "выпустили из чистилища", но даже если президентское рукопожатие может смягчить его уязвленное самолюбие, оно мало что сделает, чтобы убедить саудовского принца в надежности Америки. Таким образом, со временем, когда последствия войны на Украине спадут, неизбежно ослабнет необходимость даже ограниченного примирения с саудовцами, что сделает его более трудным для поддержания. Вместо этого Байдену следует подумать о более фундаментальном переосмыслении двусторонних отношений. Обеим странам нужен новый договор, направленный на противодействие серьезной стратегической угрозе, с которой они обе сталкиваются: ядерной программе Ирана.

Общая опасность

Цены на бензин в США могут быть лишь краткосрочным мотивирующим фактором для поездки Байдена в Саудовскую Аравию, но в основе любого сближения двух стран должна лежать общая потребность противостоять Ирану. Для Соединенных Штатов Иран остается главным источником нестабильности на Ближнем Востоке. Поэтому Вашингтону нужны надежные и сильные региональные партнеры, чтобы сбалансировать и противостоять гегемонистским амбициям Тегерана. Саудовская Аравия может сыграть важную роль в этом отношении не из-за своего военного веса, который в ближневосточном балансе сил в целом незначителен, а скорее из-за ее огромного влияния на мировом рынке нефти и ее лидирующей роли в арабском и исламском мире.
Для Саудовской Аравии Иран также представляет главную угрозу ее интересам, особенно в том, что касается защиты своей территории, защиты своих нефтяных интересов и внутренней стабильности своих друзей в регионе. Саудовцы обеспокоены тем, что Соединенные Штаты предпочитают приспосабливаться, а не противостоять региональным амбициям Ирана. В условиях, когда Иран приближается к порогу обладания ядерным оружием, саудовцы сосредоточились на том, как вновь приобретенный ядерный потенциал мог бы защитить Иран в его еще большем "бузотерстве" в регионе.
Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад бин Салман Аль Сауд  - ИноСМИ, 1920, 21.03.2022
The Wall Street Journal (США): как Байден потерял Саудовскую АравиюСаудовская Аравия готова продавать Китаю нефть за юани вместо долларов. Это еще одна потеря для американцев из-за пренебрежительного отношения администрации Байдена к своему стратегически важному союзнику, пишет WSJ.
Это объясняет, почему МБС поднял перед представителями администрации Байдена вопрос о гарантиях безопасности, аналогичных обязательствам НАТО по коллективной обороне, согласно которым нападение на Саудовскую Аравию будет рассматриваться как нападение на Соединенные Штаты. Несмотря на свое раздражение по поводу обращения Байдена с ним, МБС надеется, что Соединенные Штаты предоставят саудовцам более надежные средства сдерживания ядерных и региональных амбиций Ирана, а также более эффективные средства защиты Саудовской Аравии от ракетных атак и атак беспилотников иранских марионеток. Это открывает двери для более фундаментального переосмысления американо-саудовских отношений.
Детальное наполнение нового договора между двумя странами потребует длительных переговоров, но основные его элементы можно выделить уже сейчас. Учитывая недоверие, которое сейчас существует во взаимных отношениях сторон, и сложность некоторых шагов, которые необходимо будет предпринять, США нужно найти постепенные подходы к саудовцам. И Байден должен попытаться разработать дорожную карту новой политики на саудовском направлении на своих переговорах в Эр-Рияде в июле.

Реалистичная сделка

Из-за отрицательного восприятия Саудовской Аравии в Конгрессе и среди американского народа принятие США обязательств перед Саудовской Аравией наподобие тех, что существуют перед НАТО, просто недостижимо, даже если бы это и было желательным. Но во время своего предстоящего визита в Саудовскую Аравию Байден мог бы публично повторить свое обязательство по предотвращению приобретения Ираном ядерного оружия и добавить более общее обещание, впервые оглашенное в 1980 году президентом Джимми Картером, о предотвращении любых попыток враждебной державы получить контроль над регионом Персидского залива.
Затем Соединенные Штаты могли бы заключить стратегическое рамочное соглашение с Саудовской Аравией, как это было сделано, например, с Сингапуром. Это соглашение предусматривает обязательство США укреплять двустороннее сотрудничество в области обороны и безопасности для борьбы с общими угрозами и содействия региональному миру и стабильности. Хотя эта комбинация слов и не даст Эр-Рияду гарантий безопасности, она обяжет Соединенные Штаты поддерживать благоприятный баланс сил в регионе и предоставит средства, необходимые Саудовской Аравии для самообороны посредством гораздо более тесного сотрудничества с США в военной области. Эти словесные обязательства могут быть подкреплены созданием официальных консультативных механизмов, совместными военными учениями, интегрированием элементов обороны и другими жесткими проявлениями приверженности Америки безопасности Саудовской Аравии. Со временем, если более высокая степень взаимности оправдается поведением Саудовской Аравии, Соединенные Штаты могли бы позаимствовать положения Закона об отношениях с Тайванем и взять на себя обязательство рассматривать нападение на Саудовскую Аравию как угрозу миру и безопасности в Персидском заливе. Точно так же Байден мог бы взять на себя обязательство предоставить Эр-Рияду необходимое вооружение, чтобы позволить Саудовской Аравии "поддерживать достаточный потенциал самообороны". Это, конечно, потребует молчаливого согласия Конгресса, которое будет возможно только в том случае, если администрация Байдена сможет четко идентифицировать действия Саудовской Аравии, оправдывающие это.
Если нынешние переговоры по ядерной сделке с Ираном провалятся, а Иран продолжит развивать свою программу создания ядерного оружия, Соединенным Штатам также необходимо будет рассмотреть вопрос о распространении "ядерного зонтика" на Саудовскую Аравию в обмен на обязательство Королевства отказаться от любого независимого приобретения ядерного потенциала, включая обогащение урана. Предоставление Саудовской Аравии какой-либо формы "ядерного зонтика" означало бы далеко идущее обязательство Соединенных Штатов ответить на возможную ядерную атаку на Королевство. Но Соединенные Штаты уже обязались не допустить приобретения Ираном ядерного оружия. Чем больше сомнений вызывает это обязательство, тем более необходимым становится "расширенное сдерживание". Здесь удачным кандидатом на роль альтернативы вполне может быть Саудовская Аравия, которая стремится к собственному ядерному оружию, способствуя разжиганию гонки ядерных вооружений на Ближнем Востоке.

Взаимность саудовцев

В то время, когда Байден ведет прокси-войну с Россией, противостоит Китаю в Азии и борется с американцами, которые устали от войн на Ближнем Востоке, взятие на себя Америкой новых обязательств в области безопасности перед правителем Персидского залива, который крайне непопулярен на Капитолийском холме, будет очень трудным делом. Чтобы сделать его имеющим ценность для Байдена и повысить шансы президента на продвижение этого проекта перед Конгрессом и американской общественностью, MBS необходимо будет предпринять несколько ответных шагов, которые продемонстрируют его готовность быть надежным партнером.
Во-первых, Саудовская Аравия должна будет взять на себя более формальное бессрочное обязательство использовать свою избыточную добычу нефти для стабилизации цен на нефть на разумных уровнях, расторгнув соглашение о квотах добычи с Россией, которое ограничивает количество нефти, которую Саудовская Аравия может поставлять на рынок. Также КСА должна пообещать снабжать Европу нефтью на альтернативной России основе. Такие действия станут стратегическим вкладом в эффективность западных санкций против России, улучшив репутацию МБС в Вашингтоне.
Соединенным Штатам также необходимо добиться от Саудовской Аравии соглашения о прекращении ее войны в Йемене. В начале апреля МБС договорился о двухмесячном перемирии с хуситами, которое только что было продлено. Он также руководил созданием президентского совета, которому поручено добиваться прекращения конфликта в Йемене путем переговоров. К сожалению, у хуситов мало стимулов для сотрудничества в этом процессе, поскольку они все еще верят, что могут добиться успеха на поле боя. Возобновление бомбардировок хуситов со стороны Саудовской Аравии в ответ на возобновление ими военных действий усугубит продолжающийся гуманитарный кризис, разожжет гнев в Конгрессе США и ничего не сделает для прекращения войны. Ничто из этого не отвечает интересам Саудовской Аравии, поэтому МБС необходимо начать подготовку — при содействии США — одностороннего ухода Саудовской Аравии из Йемена.
Такой подход возложит на хуситов ответственность за продолжение войны и поможет спасти репутацию Саудовской Аравии в Соединенных Штатах. Это также послужило бы оправданием для действий Саудовской Аравии в целях самообороны, если хуситы продолжат атаки по территории Королевства. Выйдя из войны в одностороннем порядке, саудовцы избегут зависимости от Ирана в том, что он якобы посадит хуситов за стол переговоров, и, следовательно, помешают ему получить с этого какие-то дивиденды. Готовность Эр-Рияда закончить войну таким образом послужит дополнительным основанием для администрации Байдена взять на себя обязательства по защите Саудовской Аравии, в частности, путем предоставления ей оружия и технологий для отражения атак хуситов.
В обмен на обязательства США в области безопасности MBS также необходимо будет предпринять дальнейшие шаги по нормализации отношений Саудовской Аравии с Израилем. Речь идет о взаимных правах на пролеты самолетов, прямых рейсах для израильских и палестинских граждан мусульманского вероисповедания для совершения паломничества в Мекку, прямых телекоммуникациях, участии Саудовской Аравии и Израиля на региональных встречах и взаимном открытии торговых представительств. Это помогло бы укрепить израильско-арабское стратегическое партнерство, которое нашло выражение в "Соглашениях Авраама" ("Соглашения Авраама" были подписаны в 2020 году между Израилем и арабскими странами — ОАЭ, Бахрейном и Марокко — при поддержке США с целью установления дипломатических отношений — Прим. ИноСМИ) и саммите в Негеве в марте 2022 года, на котором Египет оказался в сфере действия соглашений. Эти шаги к нормализации еще больше узаконили бы военную роль Израиля в арабском мире и облегчили бы стратегическое сотрудничество в регионе против Ирана.
Президент США Джо Байден - ИноСМИ, 1920, 24.03.2022
Foreign Policy (США): Байден должен наказать Саудовскую Аравию за поддержку РоссииСаудовская Аравия играет важную роль на нефтяных рынках, однако она сделала выбор в пользу России, а не США, пишет FP. Авторы статьи советуют Байдену переосмыслить отношения с ней и не умолять саудовцев качать больше нефти. Им нужно показать, насколько рискованно для них лишиться "единственного стабильного партнера" в сфере безопасности.
Принятие значимых шагов по нормализации отношений с Израилем изменит отношение к Саудовской Аравии членов Конгресса, которые считают, что интересам США служит прежде всего содействие безопасности и благополучию Израиля. Однако, чтобы оправдать такие шаги перед королем Салманом и его подданными, наследному принцу потребуется прогресс в урегулировании израильско-палестинского конфликта. Для Израиля Саудовская Аравия является жемчужиной в процессе нормализации. Соединенные Штаты могли бы использовать готовность Саудовской Аравии начать нормализацию отношений, чтобы побудить Израиль предпринять ответные шаги по отношению к палестинцам. Среди них могли бы быть такие, как замораживание поселенческой деятельности за пределами израильского барьера безопасности и передача большей территории Западного берега под контроль палестинцев, что помогло бы восстановить доверие и обеспечить основу для возможных переговоров об окончательном статусе мирного договора между израильтянами и палестинцами. Открытое участие Саудовской Аравии в этих усилиях, наряду с Египтом и Иорданией, могло бы во многом способствовать достижению окончательных компромиссов, необходимых для урегулирования израильско-палестинского конфликта.
Наконец, для того, чтобы Байден и его избиратели смогли преодолеть свое отвращение к нарушениям прав человека, совершенным во время фактического правления МБС, наследному принцу необходимо прекратить подавлять мирное политическое инакомыслие и продолжать сдерживать религиозный истеблишмент страны, ограничивая прерогативы религиозной полиции, предоставляя равноправие женщинам и продвигая образ реформистского, инклюзивного и терпимого ислама на международном уровне. Он также должен повторить свое публичное признание того, что берет на себя ответственность за убийство Хашогги и позаботится о том, чтобы подобное больше не повторилось.

Быть смелее

Следует признать, что принятие Америкой на себя новых обязательств по обеспечению безопасности на Ближнем Востоке может выглядеть как отказ от усилий трех последних президентов по прекращению участия США в ближневосточных конфликтах. Тем не менее, без поддержки Соединенными Штатами более стабильного ближневосточного порядка Америка будет снова втянута в тамошние конфликты раньше, чем воображают себе уставшие от войны американцы. И все потому что события на Ближнем Востоке напрямую затрагивают интересы безопасности США. Более того, кризис на Украине и развитие ядерной программы Ирана в совокупности создали тот момент повышенной напряженности, когда серьезные корректировки в американо-саудовских отношениях становятся возможными и необходимыми.
Саудовской Аравии придется пойти на тяжелые жертвы для достижения нового соглашения, разорвав свой нефтяной пакт с Россией и свое растущее сотрудничество с Китаем и вернувшись на американскую орбиту со всем, что это будет означать для политики МБС внутри страны и за рубежом. Тем не менее, чтобы справиться с многочисленными нынешними кризисами на Ближнем Востоке и за его пределами, Соединенным Штатам нужен ответственный партнер в лице Саудовской Аравии, а Саудовской Аравии — надежный партнер в лице Америки. Настал момент, когда Байден должен предпринять что по-настоящему серьезное в своих отношениях с Саудовской Аравией или остаться дома.
Авторы: Стивен Кук — старший научный сотрудник Совета по международным отношениям США, возглавляет направление ближневосточных и африканских исследований.
Мартин Индик — главный научный сотрудник Совета по международным отношениям, специализируется по Ближнему Востоку. Дважды работал послом США в Израиле. Был специальным представителем США на израильско-палестинских переговорах в 2013-2014 годах.