Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Немцы настроились на длительный экономический кризис, и они уже ощущают его

© AFP 2022 / AXEL HEIMKENКонтейнерные суда в порту Гамбурга, Германия
Контейнерные суда в порту Гамбурга, Германия - ИноСМИ, 1920, 26.07.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Опросы, проведенные в последние дни, показывают, что немцы с ужасом ждут ухудшений в своем экономическом положении, пишет журнал "Шпигель". И связаны они прежде всего с конфликтом между Россией и глобальным Западом.
Инфляция, конфликт на Украине, пандемия… Еще никогда так много немцев, опрошенных журналом Spiegel, не оценивали свое личное положение настолько плохо. Прежде всего их беспокоят обеспечение в старости и расходы на жилье.
В конце марта, когда Россия вела активные действия на Украине, министр экономики Роберт Хабек сделал недвусмысленное заявление. Выступая в передаче Heute-journal телеканала ZDF, он рассказал об инфляции в Германии, которая впервые за несколько десятилетий превысила отметку в семь процентов. Хабек не скрывал, что санкции негативно отразятся на благосостоянии немцев. "Мы станем беднее, – заявил Хабек, – и обществу придется с этим смириться".
Немцы это заявление услышали. Уже сейчас они ощущают резкий скачок цен и настроились на то, что экономическое положение надолго останется сложным. Об этом свидетельствует и экономический мониторинг журнала "Шпигель" (Der Spiegel), который проводит для него Институт изучения общественного мнения Civey, регулярно опрашивая население страны.
Нынешнее экономическое положение 58 процентов опрошенных оценивают как самое плохое с того момента, как в мае 2017 году институт начал соответствующие опросы. Даже во время первого шока от коронавируса весной 2020 года людей, считающих так, было на 10 процентов меньше. Только четверть опрошенных считают актуальное положение хорошим.
А ведь еще прошлой осенью люди в Германии оценивали обстановку как преимущественно хорошую. Затем угрожающая волна пандемии с дельта-вирусом, а также уже тогда сильно повысившиеся цены на энергию отрицательно сказались на настроениях. В конце февраля доли позитивных и негативных оценок практически сравнялись. И вот тут начались события на Украине, и сразу резко повысились цены не только на энергию, но и на продукты питания. Показатель инфляции с марта превышает семь процентов.
Береговые объекты на территории газораспределительного центра магистрального газопровода «Северный поток — 2» в Лубмине, Германия - ИноСМИ, 1920, 22.07.2022
Немцы живут в мире грезЭнергетическая политика Германии вернула ее на несколько десятилетий назад, пишет The Economist. В разгар кризиса из-за "пагубной зависимости" от российских энергоресурсов, Берлин ведет себя "странно" и смотрит на Москву сквозь розовые очки.
Связанное с этим понижение покупательской способности немцы уже почувствовали. Этим летом значительно большее число людей оценило свое собственное положение хуже, чем когда бы то ни было с того момента, когда "Шпигель" начал свой экономический мониторинг в 2019 году. Даже во время кризиса с коронавирусом всегда было больше опрошенных, считавших, что их тогдашняя ситуация по сравнению с предыдущими пятью годами улучшилась, чем тех, кто констатировал ухудшение. Сейчас ситуация поменялась на противоположную: только 25 процентов указали, что их личное положение стало лучше, чем пять лет назад, 36 процентов оценили его как ухудшившееся.
Помимо этого немцы настроились на долговременный кризис. 71 процент опрошенных ожидает, что экономическое положение страны в следующие пять лет продолжит снижаться, только 11 процентов верят, что со временем положение выправится. Так пессимистично участники опросов никогда не были настроены с начала экономического мониторинга. По сравнению с максимальными показателями осени 2019 года есть важное отличие: тогда подавляющее большинство немцев оценивали актуальное положение как хорошее и ожидали улучшения, сегодня же они уже исходное положение считают плохим.
Однако, несмотря на явно пессимистичный взгляд на будущее экономическое развитие, опрошенные лишь изредка говорят о боязни потерять рабочее место. Этот страх находится приблизительно на том же низком уровне, что и перед пандемией, хотя Хабек предупреждает о значительных трудностях, которые может вызвать прекращение поставок газа Россией.
Это можно объяснить еще и тем, что в данный момент в повседневной жизни наблюдается скорее нехватка рабочей силы, например в системе общественного питания, в аэропортах или в области бытовых услуг.
Еще один важный момент: когда опрашиваемых просят назвать сферу экономической и социальной политики, где необходимо принять срочные меры, рынок труда немцы называют не в первую очередь. Лишь семь процентов опрошенных считают эту сферу крайне важной. Значительно чаще, чем в прошлые годы, опрошенные назвали среди неотложных проблем рост расходов на жилье. Вероятно, это происходит из-за экстремально повысившихся цен на отопление, горячую воду и электричество. Налоги и иные отчисления также все чаще называют среди сфер политики, где необходимы срочные меры. Возможно, это связано с уменьшением финансовых возможностей из-за инфляции.
Тем не менее, обеспечение в старости и экономическое неравенство чаще всего называют в числе проблем, где от политиков ждут решительных действий.
А вот одна сфера называется значительно реже, чем в прошлые годы: взаимосвязь экономики и охраны окружающей среды. То, что министр экономики из стана "Зеленых" намерен запустить угольные электростанции на полную мощность, чтобы экономить газ, судя по всему, вполне сочетается с приоритетами немцев.
Флориан Диман (Florian Diemann)