Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Газоснабжение в ЕС. Германия находится в крайне плохом положении

© AP Photo / Matthias RietschelТехник на компрессорной станции в Сайде, Германия
Техник на компрессорной станции в Сайде, Германия - ИноСМИ, 1920, 29.07.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Германия в большой степени зависит от поставок российского газа и в случае их прекращения окажется неподготовленной к зиме, заявил эксперт из бельгийского аналитического центра Брейгель Симоне Тальяпьетра в интервью Tagesspiegel. Кроме того, он указал на необходимость продления срока эксплуатации местных АЭС.
Альбрехт Майер (Albrecht Meier)
Tagesspiegel: Господин Тальяпьетра, государства ЕС приняли чрезвычайный план, согласно которому они обязались – пока на добровольной основе – сэкономить 15 процентов потребляемого ими газа. Может ли Германия в данной ситуации рассчитывать на то, что такие страны как Нидерланды и Бельгия будут снабжать её зимой газом?
Симоне Тальяпьетра: Чрезвычайный план по газоснабжению действительно служит тому, чтобы поддержать такие страны как Германия, которые в случае полного прекращения поставок российского газа пострадают больше других. Однако соглашение содержит и много исключений. Конечно, нельзя просто так потребовать от стран, независящих от российского газа, что они сократят потребление газа своими промышленными предприятиями и домохозяйствами больше, чем это необходимо на национальном уровне. Поэтому в конечном итоге вопрос о том, будет ли реализовано это соглашение, будет зависеть от доброй воли государств ЕС. Это выяснится, если дело дойдет до настоящего кризиса снабжения.
– То есть, одного чрезвычайного плана ЕС недостаточно?
– Не предусмотрены компенсационные выплаты со стороны ЕС. Например, если добыча газа на нидерландском месторождении Гронинген будет продлена, то из-за опасности возникновения землетрясений в этой местности стране необходимо выплачивать компенсации. Страны ЕС, способные проявить солидарность при газоснабжении, должны иметь стимулы для этого. Надеюсь, что этот вопрос встанет на повестку дня в сентябре.
– Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис (Kyriakos Mitsotakis) предложил выплачивать компенсации и промышленным предприятиям, которым, возможно, в ближайшее время придется сократить потребление газа. Это разумное предложение?
– Я ожидаю, что подобные инициативы в ближайшие недели будут исходить и от других стран-членов ЕС. На следующем саммите ЕС осенью этот вопрос должен стоять в центре внимания.
– Вы сказали, что Германия особенно сильно зависит от российского газа. А разве к Италии это не относится?
– Да, но между этими двумя странами большая разница. Италия располагает несколькими терминалами для приема СПГ, кроме того через газопроводы она связана с Алжиром, Ливией и Азербайджаном. Благодаря этой инфраструктуре Италии во время правления премьер-министра Марио Драги (Mario Draghi) удалось быстро уменьшить зависимость от российского газа. В ближайшие месяцы Италия усилит импорт газа из Алжира. А Германия в прошлом не сумела диверсифицировать источники энергии вне поставок российского газа.
– Это значит, что другими странам ЕС в недавнем прошлом диверсификация удалась лучше, чем Германии?
– Помимо Италии еще одним положительным примером может служить Польша. Она построила газопровод в Норвегию – Baltic Pipe. Кроме того, инфраструктура СПГ Польши устроена так, что страна может обходиться без газа из России.
Туалетная бумага
Die Zeit: недостаток российского газа может привести к нехватке туалетной бумаги в ГерманииЕсли поставки российского газа в Германию полностью прекратятся, то придется замедлить и производство всех сортов бумаги, в том числе и туалетной. Это сложно и экономически невыгодно, пишет болгарская "Дума" со ссылкой на немецкую Die Zeit.
– К странам, обладающим значительными возможностями для хранения сжиженного газа, относится и Испания. Однако страна плохо связана с европейской газопроводной сетью. Почему?
– В прошлом, прежде всего, Франция препятствовала этому. Отсутствие газопроводной связи между Испанией и Францией – пример того, насколько велики еще бреши в европейской сети. Одной из главных задач ЕС в ближайшие месяцы и годы должно стать устранение этих брешей.
– Учитывая, сколько исключений предусмотрено в чрезвычайном газовом плане ЕС, многие наблюдатели предполагают, что цель, которую поставил себе ЕС, а именно сэкономить 45 миллиардов кубических метров газа, не будет достигнута. Вы не ожидаете, что Еврокомиссия в ближайшее время выдвинет новые предложения для сокращения энергопотребления?
– Еврокомиссия может призвать страны – члены ЕС улучшить координацию между собой на добровольной основе. Именно это произошло при принятии чрезвычайного плана по газу. Но договоры ЕС ограничивают возможности Еврокомиссии. Нельзя забывать, что энергетическая политика относится сферам ответственности национальных государств.
– Нужно ли производить закупку газа на общеевропейском уровне? До сих пор Германия выступала против этого?
– В последнее время Германия изменила свою позицию по этому вопросу. Так как Германия сейчас сама испытывает немалые трудности при закупке газа, например, в Катаре, то и для Берлина европейская перспектива обретает все большее значение. Созданная Европейской комиссией энергетическая платформа может стать крайне важной при общих закупках, если мы будем исходить из огромной величины нашего рынка и захотим добиться наилучших условий. Мы должны воспользоваться мощью нашего общего рынка, чтобы достичь оптимальных соглашений с максимальной пользой для наших потребителей.
– Движение наблюдается и в дебатах вокруг немецкой атомной энергетики. Следует ли продлить срок эксплуатации местных атомных электростанций, чтобы избежать возможного дефицита энергии?
– Германия находится в крайне плохом положении – как крупный потребитель газа со сравнительно большой долей российского импорта и малой диверсификацией. Поэтому, скорее всего, будет недостаточно, если Германия в случае полного прекращения поставок из России снизит потребление газа на 15 процентов. Для этого потребуется снижение более чем на 25 процентов. Трудно себе представить, что в такой ситуации кто-то захочет прекратить производство атомной энергии. Федеральное правительство поступит правильно, если проявит гибкость в этом вопросе, если оно ожидает гибкости и в других сферах, например, при сохранении добычи газа в Нидерландах. Поэтому продление сроков эксплуатации АЭС в Германии должно стать частью общеевропейских усилий по преодолению этого беспрецедентного энергетического кризиса.
Симоне Тальяпьетра (Simone Tagliapietra) – старший научный сотрудник брюссельского аналитического центра Bruegel. Он специализируется на климатической и энергетической политике ЕС.