Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Интернированный в Сибирь на три года и два месяца выжил только потому, что хотел вернуться в Японию

© CC0 / Public DomainИнтернированные японские солдаты возвращаются из Сибири. Майдзуро, Киото, 1946 год
Интернированные японские солдаты возвращаются из Сибири. Майдзуро, Киото, 1946 год - ИноСМИ, 1920, 20.08.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кадзухару Цуцуми провел в советском лагере в Сибири три года и два месяца, пишет Yahoo News Japan. Он рассказывает, с какими тяготами ему пришлось там столкнуться и что помогло ему с ними справиться.
Война в Тихом океане закончилась 77 лет назад. С тех пор Япония ни разу не воевала, но конфликты не стихают. Телевидение Сага обращается к воспоминаниям людей, а также размышляет о войне и мире.
Приводим опыт 92-летнего Кадзухару Цуцуми (Kazuharu Tsutsumi) из города Сага, который после войны на три года и два месяца был интернирован в чрезвычайно холодной Сибири.
"Я знал, что в армии суровые условия, поэтому решил выдержать, как бы тяжело там ни было. В Сибири было невыносимо каждый день идти на работу при температуре 40 градусов ниже нуля. Болел живот. Холод и голод. Это было самое трудное", – рассказывает Цуцуми.
Ветерану 92 года. В армию его призвали в марте 1943 года. Отправили в Маньчжурию на северо-востоке Китая, находившуюся под контролем Японии. Цуцуми служил в сухопутных войсках. После более чем двух лет обезвреживания мин и других учений в августе 1945 года СССР нарушил Пакт о нейтралитете и вторгся в Маньчжурию, взяв многих японских солдат в плен. В то время Япония уже находилась на грани поражения.
Цуцуми попал в плен. Как и других военнопленных его отправили в СССР и заставили заниматься тяжелым трудом: строительные работы и производство продуктов питания в лагере под названием "Куйбышевка". Это было так называемое сибирское интернирование.
Пленные немецкие солдаты и офицеры. - ИноСМИ, 1920, 24.07.2022
Историки о военнопленных: "Из-за постоянного недоедания были случаи каннибализма"Немецкие историки рассказывают, как тема военнопленных советско-германской войны замалчивалась в обеих странах. На свет выплывают тяжелые темы: немцы замалчивали, что до 1956 года в СССР задерживались не невинные "честные солдаты", а преступники. А вот тему отношения в СССР к бывшим советским военнопленным историки, похоже, упростили.
"Нас отправляли на работу, если мороз был до 40 градусов. Можно было легко замерзнуть насмерть. Открыто было только лицо, которое жалил мороз. Температура опускалась до 45-47 градусов. Иногда до 50. При таком морозе не хотелось дышать. Но приходилось, поскольку иначе я бы умер. Когда такой ледяной воздух попадал в легкие, казалось, что меня кололи иголками", – вспоминает Цуцуми.
Питание заключенных, которые ежедневно выполняли тяжелую работу, было на удивление скудным.
"350 граммов черного хлеба на весь день. Из существенного только это. Также давали пустую похлебку. Ночью постоянно снилась еда. Как только я клал ее в рот, то просыпался. Накатывало разочарование. Весной появлялись одуванчики. Мы рвали их листья и клали в суп. Было горько. И при этом нас заставляли выполнять тяжелую работу. Кто выдержит такое?".
В таких условиях Цуцуми провел три года и два месяца. В ноябре 1948 года он наконец вернулся в Японию. Возвращение пленники называли по-русски – "домой".
"В Находку прибыло судно под японским флагом. Я был счастлив. Плакал. До сих пор накатывают слезы. Я был так счастлив".
Цуцуми прибыл в киотский порт Майдзуру. Спустя пять лет и восемь месяцев он оказался в Японии.
"Женская ассоциация принесла нам вареный картофель. Мне казалось, что это самое вкусное, что есть на Земле. До сих пор помню этот вкус. Это было лучше любых деликатесов".
Цуцуми выжил благодаря желанию вернуться в Японию. Сохранились многочисленные письма, которые он писал своим родителям с поля боя, а также телеграмма, которую он отправил, когда прибыл в Майдзуру.
На железнодорожной станции Хаката его встретила мать, которая получила телеграмму.
Из 575 тысяч японцев, интернированных в Сибири, 55 тысяч умерли от голода и болезней.
<...>