Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Насколько ужасной будет немецкая рецессия?

© AFP 2022 / SWEN PFORTNERСборочная линия на заводе Volkswagen в Вольфсбурге, Германия. Архивная фотография
Сборочная линия на заводе Volkswagen в Вольфсбурге, Германия. Архивная фотография - ИноСМИ, 1920, 12.09.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Рост цен на энергию поставил вопрос о самом существовании немецкой промышленности, пишет Der Spiegel. Читатели с ностальгией вспоминают реки российского газа. И ради чего мы от него отказались? — задаются они вопросом.
Первые предприятия прекращают работу, потребление падает: немецкая экономика неудержимо скатывается в кризис, способный надолго ослабить страну. Это — трагедия в пяти актах.
Тот, кто хочет понять, что грозит немецкой экономике, может поговорить с менеджерами из автомобильной отрасли или исследователями конъюнктуры, проштудировать данные об инфляции или курсы акций. Но, возможно, вам будет достаточно бросить взгляд на такой повседневный, но незаменимый продукт, как туалетная бумага.
Еще вовремя кризиса из-за коронавируса туалетная бумага была индикатором панических настроений немцев. Чем круче становилась кривая заболеваний, тем быстрее опустошались полки в супермаркетах. Сейчас страна вновь опасается дефицита этого трех- или четырехслойного товара, но на этот раз по совершенно другим причинам. Известная фирма Hakle, основанная почти 100 лет назад, заявила о неплатежеспособности, которую фирма, однако, собирается преодолеть собственными силами.
Эта компания, относящаяся к предприятиям среднего бизнеса — одна из первых жертв кризиса, разъедающего всю страну. Чтобы превратить древесину в туалетную бумагу, необходима энергия. И притом в огромных количествах. Фирма Hakle только на своем заводе в Дюссельдорфе расходует ежегодно 60 тысяч мегаватт-часов природного газа и 40 тысяч мегаватт-часов электроэнергии. Сейчас оплачивать такие объемы энергии предприятие не в состоянии. То есть, причина тяжелого положения компании Hakle — во взрывном росте цен на энергию и сырье.
Становится все больше панических сообщений о разных предприятиях, поступающих из всех регионов страны:
"Производителю удобрений грозит остановка производства"
"Компания Arcelor-Mittal прекращает производства на двух площадках в Германии"
"Известная сеть обувных магазинов Görtz заявила о банкротстве — под угрозой 2500 рабочих мест"
Главы концернов и лидеры профсоюзов уже не скрывают своего страха. "Самое ужасное у нас еще впереди", — говорит шеф концерна Uniper Клаус-Дитер Маубах (Klaus-Dieter Maubach), имея в виду цены на газ. Глава Конфедерации профсоюзов Германии Ясмин Фахими в интервью журналу Spiegel предупредила, что если правительство срочно не предпримет необходимых мер, то стране грозит эффект домино, способный привести к деиндустриализации Германии: "Это будет катастрофа".
Вопрос уже не в том, разразится ли кризис. Вопрос в том, насколько страшным он будет и как долго продлится.
Это трагедия в пяти актах, и она начинается с шока от цены на энергию. Его испытали в первую очередь предприятия, сильнее других зависящие от электроэнергии и газа, то есть производящие бумагу, удобрения, сталь. Они транслируют рост цен — и это второй акт трагедии — другим секторам экономики: от промышленных концернов до предприятий среднего бизнеса. Многие компании прилагают сейчас все силы, чтобы просто выжить: более 90 процентов фирм видят в возросших ценах на энергию и сырье мощный и даже экзистенциальный вызов, о чем свидетельствует недавний опрос Федерации немецкой промышленности.
Угольная электростанция недалеко от города Гревенбройх, Германия - ИноСМИ, 1920, 21.08.2022
Германию ожидает затяжная рецессия
Как правило, фирмам не остается другого выхода, кроме как переложить возросшие цены на потребителей, которым сейчас приходится придерживать деньги, чтобы оплатить ставшие вдруг огромными счета на электричество и газ. И тут поднимается занавес и начинается четвертый акт трагедии, имеющий все признаки экономической катастрофы: потребительский настрой еще никогда не был таким плохим за всю историю Федеративной республики.
Поехать ли в отпуск в этом сезоне, сходить ли в ресторан, купить ли новую мебель? "Все это траты, которые миллионам людей в Германии придется сейчас отложить", — считает исследователь конъюнктуры Себастьян Дуллиен (Sebastian Dullien), директор близкого к профсоюзам Института макроэкономики и исследования конъюнктуры. По его словам, бурно растущие цены на энергию — "гигантский макроэкономический шок". Некоторые домохозяйства уже сейчас не знают, как им оплатить следующий счет за отопление, — отмечает экономист. И это все в надежде на то, что газовое отопление вообще будут работать: ведь даже в этом нет уверенности ввиду грозящего дефицита топлива.
Потребление сокращается, первые предприятия прекращают работу, а это значит, что рано или поздно начнет расти и безработица. И вот теперь приглашаем на пятый акт экономической драмы! Для этого ужасного сценария есть определение, пробуждающее давно дремавшие страхи: рецессия. И похоже на то, что в самое ближайшее время страна в нее погрузится полностью.
Уже во втором квартале немецкая экономика выросла лишь на 0,1 процента. В том, что в ближайшие месяцы она продолжит съеживаться, у исследователей конъюнктуры и связанных с экономикой политиков сомнений нет. Вопрос только в том, удастся ли политикам смягчить последствия рецессии или же стране грозит многолетний экономический кризис, "связанный с понижением уровня благосостояния в еще невиданном масштабе", о чем предупреждает президент Немецкой ассоциации торгово-промышленных палат Петер Адриан (Peter Adrian). То есть это будет кризис, способный поглотить все жизненные силы страны, опустошить её социальные кассы и парализовать дееспособность государства. Кризис, который приведет к тому, что какие-то предприятия исчезнут и больше не возродятся. Кризис, который сделает немцев бедняками.
Где проходит грань между корпоративно-политическим сгущением красок и паникой от хорошей информированности, в наши дни определить нелегко. Но совершенно точно путинская экономическая война ударяет по Федеративной республики там, где у той самое больное место: цена на газ, увеличившаяся более чем в четыре раза, разрушает конкурентоспособность Германии и притом практически во всех отраслях промышленности.
"Нынешний газовый кризис имеет все предпосылки для того, чтобы стать чем-то вроде банкротства Lehman Brothers (спусковой крючок кризиса 2008 года), но только в энергетике", — сказал министр экономики Финляндии Мика Линтиля. Тогда инвестиционные банки, торговавшие низкокачественными ипотечными кредитами по дико запутанным бумажным схемам, спровоцировали глобальные финансовый и экономический кризис. На этот раз высокие цены на газ и электроэнергию могут вызвать системный коллапс.
Михаэль Брехер (Michael Brächer), Маттиас Кауфман (Matthias Kaufmann)
Завод BASF в Людвигсхафене, Германия - ИноСМИ, 1920, 16.04.2022
Угроза рецессии нависла над Германией Украинский конфликт уже привел к снижению промышленного производства, а также негативно отразился на покупательной способности граждан Европы. Вскоре Германия и Австрия неизбежно столкнутся с трудовыми конфликтами и требованиями поднять заработные платы.

Комментарии читателей

Michael_8VTWGTn
Кризис можно создать и на бумаге. Цитируемые в статье фирмы Hakle и Görtz находятся в критическом состоянии уже несколько лет. От высоких цен на энергию страдают все производители туалетной бумаги, и все они сумеют без проблем возместить свои возросшие накладные расходы на рынке ... То, что время дешевого трубопроводного газа прошло, наметилось еще в конце прошлого года, то есть за несколько месяцев до начала украинских событий. В ближайшие годы газ во всей Европе нельзя будут получить дешевле 15-20 центов за киловатт-час. Тот, кому это не под силу, должен подыскать себе другую бизнес-модель. Это и называется структурные изменения.
Kryptonit
Нельзя недооценивать творческую силу демократических экономик. Уже сейчас люди находят новые эффективные модели и используют свои резервы. Я нахожу, что настрой в обществе сейчас хуже, чем сама ситуация.
Нельзя забывать, что по сути это — ломка вследствие отказа от ископаемого природного газа. До того, как "все стало Украина", расходы на импорт энергоносителей составляли около 25 миллиардов евро. Эта сумма в среднем удвоилась, то есть дополнительная нагрузка — около 25 миллиардов евро. Но даже если она будет составлять 50 миллиардов, то для такой экономики, как немецкая, это не так уже и много. Проблема — в неравномерности нагрузки. В то время как некоторые отрасли даже получают большие прибыли, другие по миру идут. Поэтому во время кризиса политики должны принять меры для выравнивания нагрузки (например, ввести ценовой потолок для бурого угля и возобновляемых источников энергии). Если 50 миллиардов распределить равномерно, то с этим можно будет жить.
RainerNeoGugeLoe
Ну, что это за нытье! Все компании, в особенности в автомобилестроении, не настроились вовремя на энергетический переход. Десятилетиями они получали прибыли и распределяли их среди акционеров, вместо того чтобы инвестировать в будущее. Кроме того, все делали ставку на дешевый русский газ. Уже с 2014 году можно было догадаться, что события будут развиваться именно так. Но никто не отреагировал или не захотел реагировать. Если бы в последние 10 лет мы сумели бы создать разумный конгломерат различных видов энергий, то сегодня у нас таких проблем не было бы. И политики виноваты в этом лишь отчасти. Жадные лоббисты — вот корень зла.
Здание бундестага в Берлине, Германия - ИноСМИ, 1920, 05.08.2022
Правительство Германии может отменить санкции против России в связи с энергетическим кризисом и рецессиейАбсурдная политика Германия поставила страну под угрозу энергетического коллапса. Страна больше не может обогащаться за счет дешевого российского газа. При этом зима не за горами. По мнению автора статьи, энергетический кризис может заставить немцев задуматься об отмене санкций.
mod_rewrite
Статья выдержана в очень пессимистическом тоне, который однако разделяется не всеми экспертами.
Нынешняя инфляция, подгоняемая, прежде всего, ценами на энергию, базируется преимущественно на психологических рыночных эффектах. Сейчас есть ощущение дефицита энергии, которое способствует росту цен в значительно большей степени, чем это можно было бы ожидать, исходя из спроса. Поэтому этот эффект проходящий. Отсутствующие поставки из России можно будет заменить, на это уйдет какое-то время и понадобятся деньги, но если последовательно делать ставку на развитие возобновляемых источников, то цена на электричество и все другие расходы, с ней связанные (то есть, все) вновь снизятся.
Patrik74
Интересно, что в 70-е годы уже была похожая ситуация, Тогда было принято разумное решение экономить энергию, чтобы как можно меньше зависеть от заграницы. Но затем за дело взялись те, "кто разбирается в экономике".
Sabine
Во-первых, никто никуда неудержимо не скатывается.
Во-вторых, стоит оглянуться назад. Если мы сравним нынешний кризис с кризисом в 70- годах, то сейчас Германия находится в лучшем экономическим положении, в том числе благодаря наличию евро и Европейского союза.
О действительной проблеме вообще по-настоящему не говорят. Самая большая, важная и насущная проблема нашего времени — это все еще климатическая катастрофа. Эту проблему нам нужно решить. Если нам это не удастся, то все другие проблемы и успехи не будут иметь значения.
Svenovic
Я тоже не понимаю, почему все так проклинают рецессию. Да, не всегда светит солнце, и если начинают идти дожди, то к этому нужно быть готовым.
Конечно, многие магазины закроются, но после рецессии откроются другие, новые. Люди и их покупательские предпочтения меняются. Неразумно тратить огромное количество денег налогоплательщиков, чтобы зацементировать статус-кво. Потребитель все расставит по местам!
Loewengrube
Всего этого можно было избежать, если бы слушали внешнеполитических экспертов, а не пророссийских шефов концернов; если бы развивали возобновляемую энергетику вместо того, чтобы всеми средствами ее блокировать; если бы не сдерживали инвестиции ради так называемого "потолка госдолга", хотя было ясно, что в будущем это обойдется намного дороже и что стоило бы потратить деньги в нужный момент. Но во всем этом мы можем винить только самих себя. В течение 16 лет избиратели в массе своей ничему не хотели учиться и просто продолжали выбирать ХДС/ХСС, а не зеленых. А сегодня политики ХДС ощущают последствия своих действий меньше других.