Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грядёт долгая и сложная зима: энергетический кризис в Европе уже совсем близко

© AP Photo / Petr David JosekАнтиправительственная демонстрация в Праге, Чехия. 3 сентября 2022 года.
Антиправительственная демонстрация в Праге, Чехия. 3 сентября 2022 года. - ИноСМИ, 1920, 29.09.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Страны-члены ЕС спешно пополняют запасы энергоресурсов и пытаются заключать контракты за рубежом, чтобы обезопасить себя грядущей зимой. Однако, отмечает автор статьи в Independent, суровая зима может уничтожить формируемую подушку безопасности и повергнуть людей в нищету.
Рори Салливан (Rory Sullivan)
Европа спешно пытается найти новых поставщиков энергоресурсов в преддверии холодных зимних месяцев, но этого недостаточно. Счета будут неподъемные, а избежать волнений в обществе не удастся.
Этой зимой стабильность Евросоюза может оказаться под угрозой из-за масштабного энергетического кризиса, спровоцированного российской военной операцией на Украине, предупреждают эксперты. Недавно ЕС объявил, что компенсирует около 140 миллиардов евро за счет налога на сверхприбыль, который будут выплачивать энергетические компании, получающие огромные доходы. Однако сохраняются сомнения по поводу того, как блок справится с высокими ценами и с сокращением газовых поставок в предстоящие месяцы.
В ответ на западные санкции, введенные против России, Москва решила затянуть энергетическую удавку на шее ЕС, перекрыв в прошлом месяце свой главный европейский газопровод "Северный поток – 1".
Пока власти занимаются высокой политикой и энергетической дипломатией, простые граждане переживают из-за огромных счетов, из-за невозможности отопить дома и из-за нормирования электроэнергии. А малые предприятия думают о том, стоит ли продолжать работу при таких колоссальных затратах. Власти опасаются, что такая тревога перерастет в гнев и волнения. А это взрывоопасная смесь.
На фоне этих опасений страны-члены ЕС спешно пополняют запасы энергоресурсов, готовясь к предстоящей зиме. По состоянию на середину сентября их газовые хранилища были заполнены на 84% от общего объема, чего хватит на несколько месяцев. А еще они пытаются заключать контракты за рубежом. На этой неделе канцлер Германии Олаф Шольц будет подписывать газовые сделки с тремя странами Персидского залива.
Однако холодная зима может уничтожить формируемую подушку безопасности, о чем рассказал заслуженный научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований профессор Джонатан Стерн (Jonathan Stern). "Проблемы возникнут в случае прихода ранней и холодной зимы. Существенное похолодание в ноябре-декабре будет означать, что нас ждут еще три зимних месяца, а мы уже израсходовали значительную часть созданных запасов. Это будет очень плохой сценарий", — заявил он.
Если такое случится, многое будет зависеть от наличия на мировом рынке сжиженного природного газа. На него Европа начала активно переходить после начала украинского конфликта.
Северный поток - 2
Загадочные утечки на российских трубопроводах, идущих в Европу Европейские страны начали расследование утечек газа на нитках "Северного потока", сообщает CNN. Некоторые официальные лица стран Европы называют эти инциденты диверсией. Эксперты такой версии не исключают, но подчеркивают, что выводы делать пока рано.
По словам Стерна, в самом тяжелом положении этой зимой может оказаться Германия, поскольку Берлин пытается отказаться от импорта российских энергоресурсов. Страны Центральной Европы, такие как Чехия и Словакия, тоже могут серьезно пострадать, так как очень сильно зависят от поставок российского газа. Пытаясь перейти на альтернативные энергетические источники, Берлин сегодня строит терминалы СПГ, причем первый должен быть сдан в эксплуатацию в конце года.
Однако Стерн предупреждает, что такие объекты часто сдаются с опозданием. Он отмечает, что возможные задержки приведут к усилению давления на Берлин. "Строительство таких сложных и крупных объектов инфраструктуры довольно часто отстает от графика на несколько недель и даже на пару месяцев, и в этом нет ничего удивительного", — говорит он. Еще одна проблема для Германии состоит в том, где она будет брать СПГ для своих новых терминалов. "Немецкое правительство дало указание компаниям законтрактовать необходимые объемы, однако проблема в том, что предложение СПГ в мире очень ограничено", — объясняет профессор.
Тревожное время настало и для других стран, включая Францию, которая значительную часть электроэнергии вырабатывает на атомных электростанциях. Летом на многих АЭС было отмечено снижение объемов генерации, что усиливает опасения по поводу дефицита электричества и его отключений предстоящей зимой.
Стерну понятно, почему европейские руководители говорят своему населению, что преодолеют энергетический кризис этой зимой. Но он предупреждает, что они могут ошибиться в своих оценках. "Все политики уверяют, что все будет прекрасно, потому что им не нужна паника. Это вполне понятно. Они могут оказаться правы, но точно мы не знаем".
Генеральный секретарь Европейского альянса энергетических исследований (EERA) Адель Эль-Гаммаль (Adel El Gammal) также считает, что предстоящие месяцы будут очень трудными для ЕС. Однако он прогнозирует, что следующий год будет еще более трудным, когда запасы в хранилищах иссякнут. По словам Эль-Гаммаля, самой большой угрозой в ближайшей перспективе будут расходы домохозяйств на газ и электричество.
"Я считаю, что существует значительная опасность для стабильности блока. Счета в большинстве стран будут совершенно неподъемными для многих семей", — говорит он (вскоре после нашего разговора Еврокомиссия предложила ввести налог на непредвиденную прибыль). В качестве примера Эль-Гаммаль приводит Бельгию, где живет сам. Он говорит, что 40% населения страны может оказаться за чертой бедности, если не будут приняты радикальные меры по ограничению цен на энергию.
"Без решительных действий возникнет колоссальный риск обнищания значительной части общества. Конечно, это приведет к росту социальной напряженности и к политической нестабильности, и это в большинстве случаев будет на руку евроскептикам из популистских правительств", — отмечает Эль-Гаммаль.
Глава Международного валютного фонда на прошлой неделе выступил с аналогичным предостережением. Он заявил, что в случае наступления холодной зимы Европе грозят "определенные волнения в обществе". По словам Эль-Гаммаля, чтобы устранить эту угрозу, ЕС должен прийти к консенсусу в масштабах всего блока о том, какие принимать финансовые меры в условиях кризиса, причем действовать он должен так же, как во время пандемии коронавируса.
В прошлую среду Еврокомиссия сделала шаг в этом направлении, выступив с целой серией предложений, которые 30 сентября будут обсуждать министры энергетики. Согласно этим планам, блок намерен ввести 33-процентный сбор со сверхприбылей энергетических компаний. Брюссель также хочет ввести ценовой лимит в размере 180 евро за мегаватт-час для электростанций, работающих не на газе. Их прибыли резко выросли из-за мощного скачка цен на электричество, которые привязаны к ценам на газ.
Решив заткнуть финансовые дыры такими мерами, страны ЕС также намерены сократить потребление электроэнергии на 5% в периоды пиковой нагрузки, чтобы сохранить запасы энергоресурсов. (В отличие от остальной Европы, правительство Британии не призывать снижать энергопотребление и не намеревается вводить налог на корпоративные сверхприбыли.)
Весьма примечательно то, что ЕС исключил из своих предложений идею об общем ограничении газовых цен. Такую меру подвергли критике Германия, Нидерланды и Дания, заявившие, что европейские рынки в таком случае утратят свою привлекательность для зарубежных производителей. Устанавливать ценовой порог на российский газ ЕС тоже пока не собирается, намереваясь оценить его последствия.
Директор Энергетического института Университетского колледжа Лондона Каталина Спатару (Catalina Spataru) считает необходимым принятие последней меры. "Я думаю, что установление порога цен на российский газ абсолютно необходимо для внутренних потребителей, а также для малых и средних предприятий. Иначе в предстоящие месяцы мы столкнемся с дополнительными проблемами", — сказала она, отметив, что в противном случае нас ждет волна безработицы в результате банкротства многочисленных компаний.
Эль-Гаммаль согласен с ней, и отмечает, что также необходимо сдержать идущие в Москву денежные потоки. "Думаю, это должно произойти по двум причинам. Во-первых, это уменьшит нагрузку на рынок. Во-вторых, мы должны любыми средствами помешать Кремлю финансировать этот ужасный вооруженный конфликт. А в данный момент этого не происходит, к сожалению".
Военный парад, посвящённый 72-й годовщине Победы в ВОВ - ИноСМИ, 1920, 28.09.2022
Стоит ли Америке идти на Украине ва-банк?Отмахиваться от путинской ядерной угрозы — значит не понимать, что Москва не шутит, и это беспечно и опасно, считает автор статьи в TAC. Отказ Америки от дипломатии он называет безответственным шагом, который может привести к третьей мировой войне.
Однако профессор Стерн полагает, что разговоры ЕС о ценовом пороге на российский газ являются недальновидными, несмотря на их нравственные достоинства. Дело в том, что Европа в ближайшие несколько лет будет нуждаться в российском газе. "Мы справедливо критикуем Путина, осуждаем его, награждаем всевозможными эпитетами. Но проблема вот в чем. Нам надо довести до максимума поставки российского газа, пока мы не переживем следующие две или три зимы", — говорит он.
"Конечно, мы хотим покарать Россию и сократить импорт энергоресурсов из этой страны. Но хотим ли мы усугублять ситуацию для самих себя? Ведь на самом деле это не поможет Украине. Но это создаст более сложную обстановку в Европе. Я опасаюсь, что настанет такой момент, — а в некоторых центральноевропейских странах он уже настал — когда граждане скажут: „Неужели санкции действительно необходимы? Не лучше ли ослабить их и получать побольше энергоресурсов?“"
Энергетический кризис в Европе также создает проблемы для достижения целей, связанных с климатическими изменениями, потому что такие страны как Германия спешат создать новую инфраструктуру для ископаемого топлива. "Если ввести в эксплуатацию крупные объекты, вырабатывающие парниковые газы, можно будет попрощаться с целевыми показателями на 2030 год, а может, и на все последующие годы", — предупреждает Стерн.
Эль-Гаммаль, возглавляющий в своем центре экологические исследования, говорит, что масштабы кризиса требуют срочных ответных действий. "Может, на какое-то время забыть о климатических мерах? Мы можем об этом подумать, но только при очень строгих условиях. Затем это надо будет ввести в правовые рамки, строго ограничить по времени и открыто за этим следить".
Европа должна найти необходимый баланс между энергетической безопасностью, доступностью цен и энергоресурсов, и экологической ответственностью, говорит Спатару. По ее мнению, чтобы добиться этого, надо вкладывать деньги в возобновляемые источники и повышать энергоэффективность за счет совершенствования изоляции. "Если мы приложим усилия сейчас, нас будут благодарить все — наши дети, наши внуки. В противном случае они скажут, что мы ничего не делали, причинив им экологический и финансовый вред", — заявила она.