Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему Хрущев грозил сбросить на норвежский город атомную бомбу — эти сведения по-прежнему засекречены

NRK: Норвегия оставила засекреченной информацию о сбитом СССР американском U-2

© CC0 / Public Domain U.S. Air Force photo by Master Sgt. Rose ReynoldsLockheed U-2, идентичный сбитому во время инцидента с U-2 в воздушном пространстве СССР 1 мая 1960 года
Lockheed U-2, идентичный сбитому во время инцидента с U-2 в воздушном пространстве СССР 1 мая 1960 года - ИноСМИ, 1920, 18.10.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 1960 году Советский Союз над своей территорией сбил американский самолет-разведчик U-2, который должен был приземлиться в норвежском городе Будё, пишет NRK. Прошло более 60 лет, однако архивы по поводу этого инцидента по-прежнему засекречены.
Андреас Будален (Andreas Budalen), Ула Хельнесс (Ola Helness)
Холодная война и полет U-2: норвежские архивы по-прежнему засекречены
В 1960 году над Россией был сбит американский самолет-разведчик, и мир затаил дыхание.
Самолет U-2 вылетел, чтобы раскрыть ядерные тайны Советского Союза, а приземлиться должен был в норвежском городе Будё.
Могущественный советский лидер Никита Хрущев пришел в ярость, когда понял, что его заклятый враг Америка использует для шпионажа Норвегию. И пригрозил сбросить на маленький Будё ядерную бомбу.

Тревожный звоночек для Норвегии

К счастью, Хрущев этого так и не сделал. Однако история с U-2 стала для Норвегии тревожным звоночком.
Напрашивается вопрос: знали ли норвежские власти, что США занимаются шпионажем на норвежской земле и тем самым подвергают страну угрозе?
Могли ли США содержать в норвежском аэропорту полную солдат шпионскую базу — так, чтобы власти страны даже не подозревали, чем они там занимаются?
Один из тех, кто может ответить на этот вопрос, — историк Карл Клеве. Сегодня он работает куратором Норвежского музея авиации.
Клеве говорит, что норвежское правительство разрешило американским U-2 совершать разведывательные вылеты из Будё. Но строго за пределами советского воздушного пространства.
Однако вскоре после того инцидента министр иностранных дел Халвард Ланге заявил в Стортинге (парламент Норвегии. – Прим. перев.), что не знал, что U-2 должен приземлиться именно в Будё. А начальник главного военного аэродрома заявил, что самолет летел не в Будё, и что самолетов этого типа там вообще не видели.
Но тут — какая неожиданность! — в шпионаже признались сами американцы. Пресс-конференцию провел сам президент Дуайт Эйзенхауэр. Он взял на себя ответственность за все полеты U-2 и признал, что отдал приказ собирать информацию о противнике всеми доступными способами.
А ведь до этого министр иностранных дел Халвард Ланге заявил Стортингу, что не знал, что U-2 приземлится в Будё!
А тут сам Эйзенхауэр признался, что это была разведывательная миссия. Таким образом, министр иностранных дел оказался в затруднительном положении, ведь он уже сказал, что ничего не знал. Получается, что он либо солгал Стортингу, а это большой грех, либо он действительно понятия не имел, что происходит, и тогда получается, что его водили за нос американцы.

В Норвегии не знали

В конце концов премьер-министру Эйнару Герхардсену удалось убедить русских, что правительство не знало о запланированной на 1 мая посадке U-2. Правда, при этом пришлось признать, что страна не контролирует собственный аэродром. Началось расследование, чтобы получить ответы на важнейшие вопросы.
"На что конкретно американцы получили разрешение? Кто этим занимался? Кончилось все поливанием вооруженных сил грязью. А в конце концов все и вовсе застопорилось. Обвинений никому не предъявили и даже не выставили козлом отпущения. Возможно, решили особенно глубоко не копать, учитывая наши отношения с США. Да и пресса тоже решила не углубляться", — заключает Клеве.
А что он сам считает?
На самом деле, есть немало признаков того, что ни Эйнар Герхардсен, ни другие члены правительства действительно не знали, чем на самом деле занимаются американцы, отвечает Клеве.
"С самолетами U-2 норвежские власти имело дело дважды. Первый раз, когда они впервые прибыли в Будё в 1958 году, а второй раз два года спустя", — говорит он.
В январе 1960 года ЦРУ спросило, может ли Америка вернуться и воспользоваться базой в Будё, как в 1958 году.
Начальник разведки Вильгельм Эванг передал запрос начальству, а министр обороны Нильс Хандал — в правительственный комитет по безопасности, где заседали премьер-министр Эйнар Герхардсен и министр иностранных дел Ланге.
Ответ правительства оказался утвердительным. Единственное условие — строго держаться международного пространства.
"Норвегия не хотела повторения прошлого полета U-2 1958 года. Тогда вместо того, чтобы лететь обратно в Будё, он вошел в воздушное пространство Финляндии, пролетел параллельно советской границе и даже совершил небольшой маневр в сторону Ленинграда, чтобы спровоцировать русских и посмотреть на их реакцию, — говорит Клеве. — Американцы пообещали, что это больше не повторится".
Постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя - ИноСМИ, 1920, 01.02.2022
Читатели The Times о споре в СБ ООН: в отличие от Хрущева российский посол не стучал по трибуне ботинкомРоссия на чрезвычайно напряженном заседании СБ ООН обвинила Запад в разжигании войны на Украине, пишет The Times. США в ответ заявили, что провокации исходят от Москвы. Читатели издания оценивают ситуацию по-разному. "Байден напрашивается на войну, чтобы отвлечь публику от внутренних провалов", — считает один из них.

Сюрприз

По соглашению с американцами от 1960 года в Будё прибудет один или несколько U-2. Когда именно, американцы не уточнили — это будет зависеть от погоды и ветра.
— Как вы думаете, что именно Эйнар Герхардсен и правительство знали о планах американцев?
— Никаких официальных документов о том, что правительство было в курсе, нет. Было лишь оговорено, что полеты будут проходить в международном пространстве. Герхардсен мог, конечно, получить устное сообщение, но нет оснований это предполагать. Вообще, в отношениях с русскими он старался напряжения не нагнетать. И потом, не стоит забывать, Герхардсен — первый лидер из блока НАТО, отправившийся в Советский Союз на встречу с Хрущевым. Едва ли Герхардсен вдруг захотел сломать все, что сам же и построил.

Допустил ошибку

Но в дальнейшем премьер-министр сам осложнил себе жизнь.
— Десятью годами позже в интервью норвежскому NRK и Шведскому радио Герхардсен заявил, что вообще ничего не знал про U-2 — это просто нелепица.
— Разве не наивно было со стороны правительства рассчитывать, что американцы будут уважать воздушное пространство России?
— Да, может быть. Но вообще удивительно, что ЦРУ было готово зайти так далеко. А ведь этот инцидент немало нашумел и обсуждался даже в США.
Но даже если сам Герхардсен и правительство действительно были не в курсе, могли ли об этом знать другие?

Засекреченные документы

В 2007 году в программе NRK рассказывалось о совершенно секретном документе ЦРУ, впоследствии обнародованном.
По словам военного историка Криса Покока, из него следует что норвежские власти знали, что США в 1960 году вели шпионаж с норвежской земли.
"Из документа ясно, что тогдашний глава норвежской разведки полковник Вильхельм Эванг был в курсе, что вылетевшие из аэропорта Будё U-2 совершат незаконные шпионские полеты в советском воздушном пространстве", — сказал тогда Покок.
Клеве тоже не исключает, что Эванг знал: "Единственный, кто мог знать, — это начальник разведки Эванг. У него был прямой контакт с американцами. Правда, потом он уверял, что был не в курсе".
Клеве пытался найти ответ в норвежских архивах, но безуспешно.
После того инцидента с U-2 прошло уже много лет, однако архивы норвежской разведки по-прежнему засекречены. В Норвегии одни из самых строгих правил в мире насчет секретных документов.
Поэтому до сих пор доподлинно неизвестно ни кто разрешил полет, ни кто вообще о нем знал.