Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Бюджетные проблемы Китая

PS: Китаю необходимо стимулировать экономику

Шанхай - ИноСМИ, 1920, 29.10.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Китаю необходимо устранить политику нулевой терпимости к COVID-19, а также финансовые диспропорции и ограничения. Например, рассмотреть возможность финансирования большей доли инвестиций в инфраструктуру за счет средств общего государственного бюджета и выпуска государственных облигаций, пишет PS.
Когда рост ВВП Китая оказывается ниже целевого показателя, сменяющие друг друга правительства полагаются на один и тот же инструмент – государственные расходы на инвестиции в инфраструктуру для стимулирования экономики. Но успех налогово-бюджетного стимулирования требует правильного понимания всех деталей его реализации.
Выделяются две проблемы. Первая – финансирование. Полагаясь на бюджетные расходы для поддержки достижения официальных намеченных темпов роста, китайские политики в то же время обеспокоены растущим коэффициентом правительственного левереджа и риском злоупотреблений на уровне местных органов власти. Поэтому неохотно финансируют инвестиции в инфраструктуру за счет общего государственного бюджета.
Вместо этого власти используют другие "бюджетные средства", в том числе облигации специального назначения местных органов власти (SPB) и доходы от продажи прав на землю. Такое финансирование дополняется "средствами, собранными собственноручно", получаемыми в основном за счет выпуска муниципальных облигаций, банковских займов и государственных предприятий. Одной из поразительных особенностей структуры финансирования является то, что чем дороже источник, тем выше его доля в общем объеме финансирования.
Таким образом, общий государственный бюджет, ничего не стоящий с точки зрения инвесторов, составляет небольшую долю. По моим оценкам, в 2021 году эта доля составляла 10,2%, а вклад центрального правительства – всего 0,1%. Средства, привлеченные от продажи гораздо более дорогих муниципальных облигаций, превысили 30% от общего объема финансирования инфраструктуры. Опора на средства, привлеченные через рынок капитала и коммерческие банки, делает китайские инвестиции в инфраструктуру намного более затратными, чем это необходимо. И хотя выбранный Китаем подход защищает соотношение дефицита центрального правительства к ВВП, он ложится тяжелым бременем на бюджеты местных органов власти, особенно потому, что инвестиции в инфраструктуру, как правило, убыточны и не способны генерировать большие денежные потоки.
Но финансовое положение центрального правительства Китая намного сильнее, чем у местных органов власти. Фактически, центральное правительство постоянно имеет профицит бюджета, который в 2021 году составил комфортные 5,1% ВВП. Между тем, местные органы власти совокупно имели дефицит бюджета в размере 9,1% ВВП. Эта базовая модель сохраняется, даже если учитывать бюджетные трансферты местным органам власти.
Военнослужащие Народно-освободительной армии Китая на военном параде по случаю 70-летия окончания Второй мировой войны - ИноСМИ, 1920, 02.03.2021
Carnegie Moscow Center (Россия): не только экономика. Как Китай наращивает силовое влияние в Центральной АзииДолгое время считалось, что в Центральной Азии у Китая с Россией есть некое разделение труда: Пекин занимается экономикой, Москва – военными вопросами, пишет автор. Но теперь эта позиция не согласуется с амбициями Поднебесной, и она пытается решать все проблемы собственными силами. Значит ли это, что Китай пытается вытеснить Россию из региона?
В то время как перекладывание бремени финансирования инвестиций в инфраструктуру на местные органы власти действительно препятствует риску злоупотреблений, высокие затраты, сложность и непрозрачность существующей структуры финансирования приводят к тому, что долги местных органов власти достигают неприемлемого уровня, и в конечном итоге центральному правительству это дорого обойдется.
Второе серьезное препятствие на пути эффективного осуществления экспансионистской фискальной политики в Китае заключается в негибкости местных органов власти, занимающихся выпуском SPB. Когда они были введены, SPB приветствовались как прозрачный способ финансирования инвестиций в инфраструктуру. И поскольку они относительно дешевы – по крайней мере, по сравнению со средствами, собранными собственноручно, – местные органы власти приняли их. Но, опасаясь, что местные органы власти будут неправильно управлять выпуском облигаций SPB, центральное правительство ввело строгие правила их выпуска и использования. Во-первых, местные органы власти не могут выпускать SPB напрямую. Вместо этого они должны сообщать о своих инфраструктурных проектах и бюджетах правительствам провинций, которые затем отбирают предложения для представления центральному правительству.
После одобрения проекта центральным правительством власти провинции выпускают облигации SPB и распределяют собранные средства соответствующей администрации более низкого уровня. Однако к тому времени, когда средства поступят в соответствующие местные органы власти, они могут уже не соответствовать потребностям проекта, и ни местные органы власти, ни ответственные за строительство фирмы не смогут ничего поделать с этим несоответствием.
Привлечения средств с рынка для заполнения пробела, как правило, не допускается. Усиливая жесткость нынешних рамок, выделенные средства должны быть использованы в том же году, когда выдаются средства от SPB, что во многих случаях невозможно. И SPB должны быть погашены за счет доходов, полученных от финансируемых ими проектов. Из-за отсутствия гибкости значительная часть средств, привлеченных через SPB, в последние годы не была потрачена. Китай прав, реагируя на рост ниже целевого уровня фискальной (и монетарной) экспансией. Но принятие решения о направлении политики – лишь первый шаг.
Оставляя в стороне неэкономические жесткие ограничения, такие как политика нулевой терпимости к COVID-19, Китай должен также устранить финансовые диспропорции и ограничения. В частности, центральному правительству следует рассмотреть возможность финансирования большей доли инвестиций в инфраструктуру за счет средств общего государственного бюджета и выпуска государственных облигаций, а также ослабления правил финансирования через SPB.