Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Протесты Польши и Венгрии отражают колебания в ЕС

Toyo Keizai: Евросоюз лишил Венгрию и Польшу автономии, но они его не покинут

© AFP 2022 / JANEK SKARZYNSKIПрезидент Польши Анджей Дуда и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан в Варшаве
Президент Польши Анджей Дуда и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан в Варшаве - ИноСМИ, 1920, 25.11.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Евросоюз глубоко разочаровал Венгрию и Польшу, пишет Toyo Keizai. Жесткая конкуренция и неравенство внутри блока вызвали яростные протесты с их стороны. Теперь внутренний раскол усилился из-за антироссийской политики ЕС.
Сразу же после начала российской военной спецоперации на Украине страны ЕС, казалось, отреагировали в унисон. Они осудили акт агрессии со стороны Москвы и быстро договорились о последовательном введении санкций, начиная с первого раунда в феврале и заканчивая пятым, в рамках которого было принято решение о запрете импорта угля и другой продукции.
Однако это единство пошатнулось, когда некоторые страны стали настаивать на политике "своя экономика превыше всего". Ярким примером является Венгрия, которая объявила о несогласии с российским нефтяным эмбарго. Переговоры по шестому пакету длились более месяца, и в итоге стороны пришли к соглашению об исключении из списка санкций импорта по трубопроводам.
Можно ли говорить о том, что члены ЕС действительно разделяют общие ценности и синхронизируют свои действия на фоне последствий спецоперации?
Эта статья посвящена Венгрии, которая выступила против шестого пакета санкций, и Польше, где демократия, кажется, отступает. Я попытаюсь прояснить конфликт ценностей внутри ЕС, обсудить политические последствия украинского кризиса для континента и Европарламента, а также вывести идеальную форму дипломатии в отношении Евросоюза, которую должна проводить Япония.

Конфликт вокруг ценностей внутри ЕС

Как я отметил в начале статьи, между странами ЕС нарушена согласованность в вопросе о том, как вести себя с Россией. Хотя одной из основных причин является влияние санкций на их собственную экономику, разобщенность блока объясняется не только этим: разногласия по поводу ценностей, в основном демократии и верховенства закона, долгое время сохранялись внутри Евросоюза, и они продолжаются до сих пор.
Например, не слишком демократическая речь премьер-министра Венгрии Виктора Орбана в 2014 году, в которой он изложил свое мнение о том, что демократия не обязательно должна быть либеральной, хорошо и печально известна в Европе.
Логотип Евросоюза на здании штаб-квартиры Европейского парламента в Брюсселе - ИноСМИ, 1920, 14.11.2022
Хаотичный распад ЕС без плана спровоцирует сильнейший кризис в экономике и сфере безопасности во всем миреЕвросоюз как никогда близок к распаду, заявил Rádio Universum экс-депутат Европарламента Йиржи Паине. Этот процесс может начаться хаотически, и тогда Европа исчезнет из мировой истории. Но выход есть, считает политик.
Действительно, контроль над высказываниями, в которых критикуется правительство, с годами становится все более жестким. На парламентских выборах в Венгрии, которые состоялись в апреле 2022 года, оппозиционным партиям был предоставлен лишь небольшой отрезок времени для выступлений на государственном телевидении.
Фракция Орбана одновременно пытается захватить контроль над влиятельными независимыми СМИ, и, хотя выборы проводятся регулярно, нельзя сказать, что они честные.
Кроме того, несмотря на многочисленные обвинения в систематической коррупции — к примеру, нецелевое использование средств ЕС и конфликты интересов — уровень судебного преследования в стране остается низким по сравнению с другими государствами региона. Многие продолжают присваивать государственные средства.
Польша пытается вмешиваться в дела неудобных для правительства судей посредством снижения пенсионного возраста и дисциплинарной системы, что угрожает верховенству закона и независимости судебной власти.

Ожидания обернулись разочарованием, когда они увидели реальное положение дел в ЕС

И демократия, и власть закона заявлены как фундаментальные ценности ЕС во второй статье его Конституции. Для вступления необходимо соответствовать Копенгагенским критериям, которые включают демократию и закон, поэтому Польша и Венгрия приводили свою внутреннюю политику в соответствие им.
Однако после присоединения в качестве рычага для улучшения ситуации в обеих странах было приостановлено финансирование на основании седьмой статьи Конституции Евросоюза.
Тем не менее эти два государства продолжают попытки переписать фундаментальные европейские ценности.
Когда Польша и Венгрия только вступали в блок, они надеялись, что это приведет их к тому же уровню благосостояния, как в странах Западной Европы и Австрии. Их ожидания обернулись разочарованием, как только они увидели реальность внутри ЕС — жесткую рыночную конкуренцию и экономическое неравенство.
Это разочарование привело к обратной реакции среди консерваторов в обеих странах — они стали выступать против демократии и власти закона, которые продвигались после окончания холодной войны. Это усилило недовольство Германией и другими державами региона, поскольку Польша и Венгрия подвергаются политическому давлению с их стороны и лишены возможности самостоятельно принимать решения.
В результате протестов венгерское правительство Орбана и польское правительство Моравецкого продвигают политику "своя страна превыше всего". Они сужают такие понятия, как демократия и верховенство закона, превращая их в формальность и игнорируя заботу о правах человека.

Противодействие империализму сверхдержав

Таким образом, Польша и Венгрия находятся в конфронтации с ЕС. Но в то же время нельзя сказать, что они занимают пророссийскую позицию.
Еще до начала военной спецоперации Варшава предупреждала, что Россия во главе с президентом Владимиром Путиным может представлять угрозу для Европы.
Премьер-министр Орбан и правые интеллектуалы неоднократно заявляли, что Будапешт будет бороться с империализмом сверхдержав.
Часто указывается, что государства, которым они намерены противостоять, включают в себя и западные страны, такие как Германия и США, но предпосылки такого негативного отношения глубоко укоренились в памяти о советских репрессиях. Польша с Венгрией считают себя жертвой, и они не забыли историю СССР.
Но подобное самовосприятие не означает, что они едины в своей внешней политике касательно России. Премьер-министры Орбан и Моравецкий критиковали друг друга за реакцию на спецоперацию, что привело к трещинам в двустороннем сотрудничестве.
Например, Варшава четко заявила о враждебной стратегии в отношении Москвы, в то время как Будапешт придерживается двусмысленной позиции, хотя он и осудил действия Кремля. Он также с самого начала выступал против предоставления Польшей военной помощи Украине.
У Польши более долгая история с Россией. Она включает раздел ее территории Россией, Пруссией и Австрией в конце XVIII века, а затем нацистской Германией и СССР во время Второй мировой войны, и поэтому страна больше беспокоится за свою безопасность.
На таком историческом фоне мировой финансовый кризис обозначил классический разрыв между Севером и Югом, проблема миграции вызвала раскол между Востоком и Западом, а нынешняя спецоперация породила разногласия в странах Восточной Европы (болгарский политолог Иван Крастев).
Варшава, Польша - ИноСМИ, 1920, 23.11.2022
Спор ценой в 35 миллиардов евро: пойдет ли Польша на обострение конфликта с ЕСЕвропейская комиссия выделила значительную сумму на восстановление экономики Польши от последствий пандемии, сообщает ЕП. Однако эти средства Варшава так и не получила, что привело к негативным последствиям, как для финансовой системы страны, так и для ее внутриполитической жизни. Политический фактор дополнительно усугубляет кризис, что в перспективе может стать проблемой и для Украины.

Ключ к будущему — баланс интересов между ЕС и отдельными государствами-членами

Все вышесказанное демонстрирует, что Венгрия и Польша ведут дипломатию исходя из собственной логики и что их отношения с Россией не обязательно углубляются из-за выцветания демократии и конфликта с ЕС.
Для этих двух стран Германия и Европа — крупнейший в мире единый рынок — незаменимы для сохранения баланса и снижения чрезмерной зависимости от России и других крупных держав. Для них нереально выйти из-за рамок блока.
Для Евросоюза они — источник беспокойства с точки зрения общих ценностей. Но они также важны для укрепления политической основы региона с точки зрения противодействия Москве.
Ключ к будущему в том, как Европейская комиссия и другие страны ЕС смогут углубить свои экономические и политические отношения в долгосрочной перспективе посредством диалога, принимая во внимание внутреннюю ситуацию, а также геополитическую и геоэкономическую среду как в Венгрии, так и в Польше.

Японии необходимо проводить дипломатию с учетом различных аспектов ЕС

Японии важно понимать, что в ЕС есть несколько аспектов: это политическая структура против России, но также и сообщество единых ценностей и экономик. Внутри организации есть колебания из-за того, что ее члены действуют вне рамок конкуренции между сверхдержавами.
К каким странам Япония должна обращаться через ЕС и в каких именно аспектах? Необходимо проанализировать многочисленные уровни — межсистемный, европейский и национальный, а также такие факторы, как демократия, международная экономика и геополитика, чтобы проводить дифференцированную дипломатию в отношении европейских стран.
Автор: Юсукэ Исикава (Yusuke Ishikawa)