Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что означает "победа" для Украины и для России?

TNI: Украина напрасно считает свое положение на поле боя выигрышным

© Министерство обороны РФ / Перейти в фотобанкРакетные пуски по объектам военного управления Украины
Ракетные пуски по объектам военного управления Украины
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Киев ожидает, что Москва пойдет на уступки, и явно переоценивает положение своих войск на поле боя, пишет TNI. Украине не стоит рассчитывать на них – не та ситуация. Россия будет стоять насмерть, уверен автор статьи и предполагает, что скоро она укрепит свои позиции.
Александр Гейл (Alexander Gale)
Представления сторон о том, что означает "победа", или что будет являться "приемлемым поражением", будут продолжать меняться в условиях, когда реальностью становится то, что диктует поле боя.
В условиях, когда события на Украине продолжают развиваться зачастую неожиданным образом, политики в Киеве и Москве пересматривают параметры, определяющие приемлемую победу (или поражение).
Когда в феврале Россия начала свою "специальную военную операцию", прогнозы для Киева были мрачными. В ЦРУ считали, что российские войска быстро прорвут оборону Украины и захватят Киев в течение нескольких недель. Председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли якобы предсказывал, что украинское правительство не продержится больше семидесяти двух часов.
В первые месяцы подобные оценки разделяла и Украина. Основная цель Киева состояла в том, чтобы обеспечить выживание жизнеспособного украинского правительства, управляющего, вероятно, значительно уменьшившейся территорией. С учетом высокой вероятности военного поражения украинские дипломаты даже договаривались с Западом о создании правительства в изгнании. Оно могло бы переместиться в другую, безопасную, европейскую столицу, в то время как остатки армии перешли бы к асимметричной войне против наступающих российских войск.
Несмотря ни на что, Украина в значительной степени преуспела в своих усилиях по сопротивлению российскому натиску. К концу лета Киев был уже в достаточно сильной позиции, чтобы начать контрнаступление, вынудив Россию уступить территорию, которую она захватила всего несколько месяцев назад. В начале ноября высшие российские военные чины были вынуждены признать, что их позиция в Херсоне несостоятельна, и объявили, что их войска будут отведены за Днепр для создания новых оборонительных рубежей до наступления зимы.
Успех на поле боя придал Украине смелости пересмотреть свои цели с учетом того, что полная военная победа теперь кажется хотя и отдаленно, но возможной. По сути, Киев поставил в поле своего зрения полное изгнание российских войск со всей территории, которую они заняли с февраля. Некоторые украинские официальные лица даже обсуждают вопрос о "развороте" аннексии Крыма Москвой в 2014 году и установлении своего контроля над территориями на востоке и юге Украины.
В сентябре министр обороны Украины Алексей Резников подчеркнул, что Украина будет бескомпромиссной в своих усилиях по возвращению утраченных территорий. На 17-й ежегодной встрече Ялтинской европейской стратегии (YES) он сказал: "Мы можем говорить только о полном восстановлении территориальной целостности и суверенитета Украины в международно признанных границах по состоянию на 1991 год. Это означает, что Крым — это Украина, и Донбасс — это тоже Украина".
Андрей Ермак, глава администрации президента Владимира Зеленского, сделал аналогичные заявления: "Мир наступит, когда мы уничтожим российскую армию на Украине и дойдем до границ 1991 года".
Переговоры России и Украины в Гомельской области - ИноСМИ, 1920, 25.11.2022
Уставший Запад может подтолкнуть Украину к переговорам с РоссиейИз-за спада в мировой экономике и сокращения запасов оружия в США Запад может подтолкнуть Киев к переговорам, пишет SCMP. Зеленский должен отказаться от выдвинутых им условий о "возвращении территорий" и учитывать интересы всех сторон, считает автор статьи.
Проводя аналогию с Нюрнбергским процессом, Резников также утверждал, что высшие российские должностные лица должны быть привлечены к ответственности за военные преступления, совершенные во время конфликта. "По сути, это будет Нюрнбергский процесс, на котором предстанут перед судом преступники, которые сейчас руководят Российской Федерацией и отдают преступные приказы, — сказал он. — Россия должна будет платить, ее будущие поколения должны будут платить", — добавил он. Сравнения Резникова с итогами Второй мировой войны — не такой уж тонкий намек на полное поражение российской армии и свержение правительства Владимира Путина.
В октябре Зеленский эхом повторил уверенные заявления Резникова. "Мы обязательно освободим Крым, — сказал Зеленский, — Мы вернем эту часть нашей страны не только в общеукраинское, но и в общеевропейское пространство".
Такая риторика сигнализирует о том, что Киев смещается в сторону максималистского видения своей победы. Тем не менее, еще неизвестно, сможет ли Украина продолжить свое контрнаступление, особенно с приходом зимы. До сих пор выбор более амбициозного набора стратегических целей подкреплялся некоторыми оперативными успехами.
В начале было ясно, что Путин исходил из достижения полной победы. Первоначальный план России состоял в том, чтобы быстро захватить Киев и обезглавить украинское правительство. Сопротивление ожидалось не упорным. Когда Киев оказался бы в руках России, а правительство Зеленского было бы заключено в тюрьму, уничтожено или сослано в ссылку, Кремль смог бы установить в Киеве лояльное Москве марионеточное правительство. Полная победа означала бы полное включение Украины в сферу влияния России. Новый режим в Киеве должен был напоминать марионеточное правительство Александра Лукашенко в Беларуси.
На данный момент это видение победы кажется фантазией прошлого.
˂…˃
Неясно, до какой степени Москва сократила условия, которые она считает необходимыми для победы. Путин может предполагать, что полностью мобилизованная армия могла бы обратить вспять предыдущие военные неудачи России. В октябре министр обороны России Сергей Шойгу объявил о частичной мобилизации 300 тысяч военнослужащих. Сомнительно, что Путин пойдет дальше этого и рискнет навлечь на себя политические и экономические последствия перевода России на военное положение. Остается под вопросом, сколько именно дополнительных военных сил может изменить ход военного конфликта в пользу Москвы, если командование и управление, логистика и целый ряд других проблем, преследующих российские вооруженные силы, в них сохранятся.
Наоборот, гораздо более вероятно, что Москва выдвинула свои новые условия победы, чтобы отразить более скромные цели на востоке и юге Украины. Часть публичного оправдания Путиным спецоперации заключалась в оказании помощи отсоединившимся от Украины Донецкому и Луганскому государствам, якобы для предотвращения "террора и геноцида" со стороны Киева. В сентябре Россия провела на занятых украинских территориях референдумы и официально аннексировала Луганск и Донецк вместе с Херсонской и Запорожской областями. Если Москве удастся установить прочный контроль над этими регионами, путинские пропагандисты могут создать версию победы, основанную на безопасности этих территорий.
Заместитель руководителя администрации президента, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков - ИноСМИ, 1920, 15.11.2022
Песков: Украина не хочет вести переговоры, спецоперация продолжится
На данный момент, как кажется, ни одна из сторон не готова к переговорам. Как правило, государства садятся за стол переговоров, чтобы положить конец конфликту, когда они находятся в более сильном военном положении, способные заставить своего противника пойти на уступки, или когда угрозы для них становятся настолько сильными, что мир превращается в необходимость.
Если переговоры состоятся сейчас, то Киев находится в лучшем военном положении, чтобы добиться для себя уступок. Западные союзники Украины ропщут, что Киев должен настаивать на диалоге, пока Запад владеет преимуществом. Однако правительство Зеленского непреклонно упорствует на том, что переговоров не будет до тех пор, пока российские войска полностью не уйдут с Украины. "Когда у тебя есть инициатива на поле боя, немного странно получать предложения типа: "Военным путем вы все равно ничего не добьетесь, нужно договариваться", — сказал советник Зеленского Михаил Подоляк.
В любом случае, невелика вероятность того, что Москва скоро согласится на переговоры. Россия находится в сложном положении, но оно вовсе не является необратимым, а значительные потери Кремль не остановят. Путину нужны успехи на поле боя, которые он сможет преподнести своему народу как победу. Без этого его положение во власти будет крайне шатким. Для того, чтобы Москва рассмотрела вопрос о переговорах, ей как минимум потребуется установить прочный контроль над аннексированными ею территориями на востоке и юге Украины, а также сохранить контроль над Крымом. И это только в том случае, если Путин придет к выводу, что дальнейшие военные успехи недостижимы.
Это означает, что перспектив прекращения огня пока не видно, и боевые действия будут продолжаться до тех пор, пока одна из сторон не достигнет решающего военного преимущества, чтобы добиваться благоприятного для себя исхода. Но ни одна из сторон, вероятно, не пойдет на компромиссы за столом переговоров до тех пор, пока соотношение сил существенно не изменится в ту или иную сторону.
На данный момент ожидается, что в условиях понижения температуры в зимние месяцы темп боевых действий снизится. Это даст российским и украинским политикам время обдумать свои следующие шаги и оценить свои цели. Представления сторон о том, что означает "победа", или что будет являться приемлемым поражением, будут продолжать меняться в условиях, когда реальностью становится то, что диктует поле боя.
Александр Гейл — аналитик, специализирующийся на вопросах безопасности и международных отношений. В 2020 году стал соучредителем SDAFA, онлайн-журнала по стратегии и обороне.