Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ужесточение мировой войны за СПГ. Нарушены стабильные поставки природного газа

NHK: возобновление поставок российского газа в Европу остановит "мировую войну" за СПГ

© РИА Новости Стрингер / Перейти в фотобанкЦентрально-европейский газовый хаб в Баумгартене
Центрально-европейский газовый хаб в Баумгартене - ИноСМИ, 1920, 09.12.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мир стоит на пороге войны за СПГ, сообщает NHK. Одна из причин – "борьба" Запада с российским газом. Его стремление "победить зависимость" нарушило стабильность на мировых газовых рынках. Началась война за СПГ. Есть только один способ спасти мир от "газового катаклизма", пишет автор статьи.
В преддверии зимы продолжают поступать мрачные новости для японских домохозяйств. Тарифы на электроэнергию остаются высокими, и целый ряд энергокомпаний уже заявили об их неизбежном дальнейшем повышении с апреля будущего года. Причина — рост цен на сжиженный природный газ (СПГ) в мире. На фоне военного конфликта на Украине нарушена стабильность и безопасность поставок газа между Россией и Европой, что спровоцировало глобальную борьбу за СПГ. Это наносит сильный ущерб экономически слабым развивающимся экономикам Азии. Кому был нужен этот конфликт в центре Европы? Вопрос остается риторическим.

А теперь давайте подумаем, что будет дальше

Япония импортирует большую часть своего природного газа в виде СПГ годовым объемом более 76 миллионов тонн, что делает ее вторым по величине импортером этого энергоносителя в мире после Китая. Приблизительно 40% японской электроэнергии вырабатывается на газе, и электрогенерация серьезно пострадала от повышения цен из-за конкуренции в мире за СПГ.
Попробую объяснить, почему же все-таки возникла эта острая конкуренция, грозящая неприятностями многим мировым экономикам.
До сегодняшнего времени все в мировой энергетике было более или менее сбалансировано. Азиатский рынок (прежде всего, Япония, Китай и Южная Корея) базировался на сжиженном природном газе, в то время как европейский рынок (Германия и страны Центральной и Восточной Европы) прочно "сидели" на трубопроводном газе преимущественно из России (но также и из других источников, например, Норвегии). А рынок Северной Америки "питался" газом местного производства, который тоже распределялся в основном по сети трубопроводов. Все было относительно уравновешено. Азиатский и европейский рынки были ориентированы на долгосрочные контракты, а рынок Северной Америки — на рыночные цены. Однако в последние годы основные страны-производители трубопроводного газа, такие как США и Россия, расширили производство СПГ, и спотовая торговля сжиженным газом по рыночным ценам увеличилась, что привело к углублению связей между рынками. Из-за распространившейся по всему миру тенденции к декарбонизации мировой спрос на природный газ повсюду растет, а инвестиции в ископаемое топливо, включая природный газ, сокращаются, поэтому будущее соотношения предложения и спроса на него становится чрезвычайно волатильным.
В феврале Москва начала спецоперацию на Украине, и в регионе вспыхнул военный конфликт. Стабильные поставки природного газа из России в Европу по трубопроводам, бесперебойно осуществлявшиеся на протяжении всего периода холодной войны, прекратились.
Судно-газовоз Портовый
ЕС "подсел" на российский СПГ и платит миллиарды за его поставкиНесмотря на все западные санкции, российский СПГ переживает бум продаж, сообщает Bloomberg. За последний год его импорт в страны ЕС вырос на 40%. По мнению экспертов, западный бойкот ему не грозит.
В эпоху холодной войны в 1970-х годах администрация Брандта в Западной Германии построила газопровод, преодолев сопротивление Соединенных Штатов, в рамках своей политики взаимодействия с Советским Союзом и "восточной дипломатии". Несмотря на политическое противостояние двух идеологических лагерей, поставки советского газа в Европу продолжались без перебоев. Вне всякого сомнения, российские газопроводы сыграли положительную роль в воссоединении Восточной и Западной Германии и окончании холодной войны.
Основной из этих газопроводов берет начало от российских газовых месторождений и проходит в Европу через Украину. В 2000-х годах, когда конфликт между Москвой и Киевом обострился, был построен новый подводный газопровод "Северный поток" в обход Украины. В идеале Россия как производитель, Украина как транзитер и Германия как потребитель должны были бы найти общие интересы и работать вместе, но политический конфликт не позволил этого сделать, и магистральным газопроводом стал "Северный поток" без Украины. Однако в сентября главная нитка "Северного потока" была взорвана в результате чьей-то "диверсии", и Москва прекратила поставки газа в Европу. Оказалась физически перерезанной основная артерия поставок газа из России, которая поддерживала экономику ЕС. Это стало не просто проблемой европейского рынка, это нарушило баланс сегментированного глобального газового рынка и усилило конкуренцию за СПГ.
Европа принимает различные меры, такие как энергосбережение и дальнейшее использование возобновляемых источников энергии, чтобы уйти от зависимости от российского газа. Одним из таких путей является диверсификация импорта голубого топлива и значительное увеличение европейцами импорта СПГ.
По всей Европе быстрыми темпами строятся новые приемные терминалы сжиженного газа. По данным МЭА, в этом году импорт СПГ на континент увеличился на 65%. В следующем году ожидается рост этого показателя. Эта ситуация стала главной причиной скачка мировых спотовых цен на СПГ.
Они растут и в Азии, хотя и колеблются в целом вместе с ценами в Европе. А Европа, стремящаяся уйти от зависимости от российского газа, сильно обостряет конкуренцию.
Более того, рост цен на СПГ в этом году приходится на период экономического спада в Китае. Замедление экономического роста в Поднебесной из-за политики "нулевой терпимости" к COVID привело к сокращению китайского импорта и создало возможность перенаправлять какую-то часть СПГ из Катара и других стран в Европу. Однако рост цен на фоне экономического спада в Китае можно назвать аномальным. Поэтому сейчас вообще трудно себе представить, что произойдет с ценами на сжиженный природный газ после восстановления китайской экономики. Скорее всего, они стремительно полетят вверх.
Как Япония планирует реагировать на этот углубляющийся кризис с СПГ? Агентство природных ресурсов и энергетики будет и впредь требовать экономии электроэнергии и максимального использования ядерной энергии и возобновляемых источников. Японское правительство будет принимать самое непосредственное и активное участие в закупках СПГ и координации.
Однако в конце прошлого года правительство Японии приняло необъяснимое решение не продлевать долгосрочный газовый контракт с Катаром. Почему? Учитывая наше международное обязательство сократить выбросы парниковых газов на 46% к 2030 году, сохранение относительно негибких долгосрочных контрактов стало рассматриваться препятствием для достижения этой цели. В Токио, должно быть, решили, что могут закупать газ и без них.
Однако надо сказать, что наше правительство совершило здесь большую ошибку, поддавшись истерии вокруг российской спецоперации на Украине, которую развязала Америка. Ей не понравилось независимое поведение Катара в контексте конфликта. Японии не следовало подчиняться американскому давлению. Особенное сожаление вызывает то, что наши отношения с Катаром носили долгосрочный характер и строились на основе взаимного доверия, и такие энергетические корпорации, как Chubu Electric Power и другие компании, продолжали закупать СПГ в Катаре по долгосрочным контрактам в течение многих лет.
Танкер для перевозки СПГ. Архивное фото
Европа все еще не может отказаться от российского СПГНесмотря на приближающееся энергетическое эмбарго, ЕС не сможет окончательно отказаться от российского СПГ, пишет OilPrice. Диверсификация поставщиков — не долгосрочное решение, поэтому Европа будет вынуждена продолжать платить России за газ.
Тем не менее у Японии есть долгосрочные контракты на закупку СПГ со странами-производителями, закупочные цены у которых значительно ниже, чем на азиатском спотовом рынке. В будущем необходимо будет поддерживать именно долгосрочные контракты с нашими поставщиками.
Сегодня, в разгар мировой "войны за СПГ", отмечается возвращение к долгосрочным контрактам. Так, китайская государственная энергетическая компания SINOPEC в ноябре подписала 27-летнее долгосрочное соглашение о покупке СПГ с Катаром, как будто насмехаясь над Японией. Кроме того, Германия, резко критикующая вопросы прав человека в Катаре даже в связи с чемпионатом мира по футболу, тем не менее неоднократно посылала свои представительные делегации в Доху по поводу закупок СПГ и наконец 29 ноября объявила о подписании долгосрочного контракта с катарцами на 15 лет. Экономика идет впереди политики.

Чего же нам ждать в будущем?

Передо мной материалы министерства экономики, торговли и промышленности Японии относительно прогноза мирового баланса спроса и предложения СПГ. По оценкам министерства, даже если возобновится подача трубопроводного газа из России в Европу, в 2025 году на континенте возникнет его дефицит. Если же поставки российского трубопроводного газа в Европу будут окончательно прекращены, по оценкам, к 2025 году миру будет не хватать 7 миллионов тонн сжиженного газа в месяц, что эквивалентно всем потребностям Японии в СПГ в течение одного месяца. СПГ, который требует долгосрочных инвестиций в свое производства, не может быть легко дополнительно произведен только потому, что спрос на него увеличился.
Япония и Европа, где можно купить хотя бы дорогой газ, еще находятся в привилегированном положении. А вот в развивающихся странах Азии ситуация намного сложнее. Такие страны, как Пакистан, Бангладеш и Таиланд, значительно сократили импорт СПГ. И не из-за политики декарбонизации. Просто здесь, даже если вы хотите купить сжиженный газ, вы не сможете сделать это из-за его высокой стоимости. В Пакистане острая нехватка электроэнергии привела к кризису власти и политической нестабильности. В других крупных странах Азии, таких как Китай и Индия, возникло массовое явление, когда электрогенерация вновь возвращается на уголь, что приводит к огромным выбросам углекислого газа в атмосферу. Жертвами в Азии становятся более бедные, которые страдают от недостатка электроэнергии так же, как от нехватки продовольствия.
В чем же решение? Оно состоит в том, чтобы президент Путин остановил спецоперацию на Украине и возобновил поставки российского трубопроводного природного газа в Европу. Но сейчас такие перспективы не просматриваются. Поскольку военный конфликт между Россией и Украиной затягивается, мы должны быть готовы к тому, что кризис с СПГ в Европе и мире станет еще более острым. Крупные державы должны заботиться не только о собственной энергетической безопасности, но и поддерживать долгосрочные инвестиции в производство, чтобы обеспечить стабильные поставки природного газа. Они обязаны помогать менее развитым странам с современными передовыми технологиями экономии энергии. Мы не должны забывать, что, обеспечивая свою собственную энергетическую безопасность, более богатые государства не должны приносить в жертву менее состоятельные страны.
Автор: Кадзухиро Исикава (Kazuhiro Ishikawa) — член редакционного совета, экономический обозреватель японской государственной телерадиокорпорации NHK