Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Китай после политики нулевой терпимости к COVID-19

Project Syndicate: правительство Китая и компартию страны ждет тяжелое испытание

© РИА Новости Анна Раткогло / Перейти в фотобанкВ Пекине завершился XX съезд Компартии Китая
В Пекине завершился XX съезд Компартии Китая - ИноСМИ, 1920, 10.12.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Власти Китая сделали разворот на 180 градусов от стратегии нулевой терпимости к COVID-19, которую Пекин почти неукоснительно соблюдал в течение почти трех лет, пишет Project Syndicate. Автор статьи считает, что хотя в экономике эта перемена и даст положительные результаты, но правительство и компартию ждет тяжелое испытание.
Цянь Лю (Qian Liu)
Пекин — Способность Китая реализовывать основные стратегии всегда впечатляет, и разворот на 180 градусов от стратегии нулевой терпимости к COVID, которую он почти неукоснительно соблюдал в течение почти трех лет, не является исключением. Практически в одночасье правительство начало разрушать некогда повсеместные центры тестирования на COVID-19. Государственные СМИ настойчиво подчеркивали, что симптомы штамма "омикрон" очень легкие. Жители многих городов были внезапно освобождены от карантина — например, жители Гуанчжоу теперь могут перейти из домашнего карантина в караоке-бар в течение двух часов.
Поскольку жесткие пандемийные правила уйдут в прошлое, китайцы смогут вернуться к чему-то похожему на жизнь до ковида. Снова ходить в свои офисы, делать покупки в универмагах, обедать в ресторанах, посещать парки и храмы — и все это без ежедневных тестов на вирус и страха заточения в карантинный центр.
Но Китай не может просто забыть о пандемии. Уровень вакцинации остается низким, особенно среди пожилых людей: только 40% населения старше 80 лет получили три дозы (включая бустерную). А пропускная способность больниц Китая — 3,4 койки интенсивной терапии на 100 000 человек — значительно ниже уровня развитых стран. В Соединенном Королевстве коек в три раза больше, в Соединенных Штатах — в 7,5 раза, а в Германии — в 10.
Это означает, что следует ожидать огромного роста числа инфицированных и умерших, и что система здравоохранения будет испытывать растущее давление. Безусловно, это серьезная проблема, Китай должен противостоять ей, чтобы реинтегрироваться в мир после COVID. Лучше вскрыть нарыв сейчас, чем позволить ему гноиться.
Однако вскрытие это будет болезненным, особенно учитывая глубоко укоренившееся недоверие многих китайцев к западным вакцинам и лекарствам; правительство Китая и правящую в стране Коммунистическую партию (КПК) ждет тяжелое политическое испытание. Хотя нынешнюю ситуацию правительство может повернуть себе на пользу, утверждая, что соблюдает волю народа. Действительно, протесты, вспыхнувшие в китайских городах в последние недели, по-видимому, дали властям ту самую причину, которой им как раз не хватало, чтобы отказаться от политики, успех которой они чересчур долго и интенсивно рекламировали (по крайней мере, внутри страны).
Мобильный пункт тестирования на коронавирус в Пекине, Китай - ИноСМИ, 1920, 02.12.2022
Почему Китай до сих пор застрял в кошмаре "нулевой терпимости" к COVIDКитай оказался в ловушке собственной политики "нулевой терпимости" к коронавирусу, пишет Wired. Люди вышли на улицы с требованием ослабить карантин. Но долгосрочного решения проблемы у Китая нет. Страна злоупотребляет карантинами и не в силах защитить население массовой вакцинацией.
В начале 2020 года агрессивные карантины в Китае эффективно взяли COVID-19 под контроль, выиграв время для остального мира, чтобы провести аналогичную жесткую политику и остановить распространение вируса. К сожалению, мир не воспользовался этой возможностью. Поэтому в 2020 и 2021 годах страны страдали от череды следующих друг за другом вспышек массового инфицирования. Но хотя число погибших в других странах росло, стратегия нулевой терпимости к COVID позволяла Китаю жить без вируса.
Затем появился "омикрон" с его уникальными характеристиками — гораздо более заразный, но вызывающий, как правило, более легкие симптомы. Это должно было заставить Китай скорректировать свой подход. Но как примет это китайская общественность? Отказ от политики нулевой терпимости к COVID было бы трудно оправдать перед населением, которое, с подачи властей и с безоглядным доверием к ним, годами считало COVID смертельным, а решение Запада добиваться коллективного иммунитета — бездушным, бесчеловечным пренебрежением к жизни людей. Также было бы трудно объяснить это всем тем членам КПК, которые неустанно отстаивали политику партии.
Да, "омикрон" был другим. Но правительству страны, придающей такое большое значение сохранению лица, требовалось нечто большее. Это и обеспечили протесты против карантина, вызванные накопившимся глубоким разочарованием. И хотя число случаев заболевания возрастет, а система здравоохранения будет перегружена, голоса людей были услышаны.
Это не означает, что правительство Китая допустит новые протесты. Напротив, оно будет действовать решительно, ужесточая политику. Власти уже запретили многие платформы социальных сетей, опасаясь, что те могут способствовать восстанию наподобие "арабской весны" десять лет назад. Тот факт, что людям все же удалось организовать протесты во многих городах, сподвигнет власти ввести еще более строгий контроль за социальными сетями.
На состоявшимся в октябре 20-й съезде КПК было заявлено, что "развитие является главным приоритетом партии в управлении и реконструировании Китая". Но экономика буксует. ВВП страны вырос всего на 3% за первые три квартала этого года, что является самым низким показателем (за исключением 2020 года, с момента начала пандемии) с тех пор, как Дэн Сяопин начал "реформы и открытость" более 40 лет назад.
Акция против антиковидных ограничений в Пекине . Архивное фото - ИноСМИ, 1920, 30.11.2022
Великий хаос в Поднебесной. Возможно, жесткий режим борьбы с вирусом — увертюра к экономическому и политическому взрыву в КитаеНа фоне очередных антиковидных ограничений в Китае начались волнения, пишет Advance. В протестах появились лозунги против председателя Си Цзиньпина и против Коммунистической партии. Автор статьи рассуждает, чем все это может закончится, и склоняется к "кровавому" варианту.
Движущие силы китайского роста также изменились. В 2019 году частный сектор внес наибольший вклад в экономический рост страны, а экспорт сократился. Сейчас тенденция роста расходов населения отрицательна, не в последнюю очередь из-за удара, который карантин нанес как по доходам, так и по потребительскому доверию.
Когда правительство может в любой момент приказать закрыть целый город, производители не могут должным образом работать или планировать. Прибыль так называемых крупномасштабных промышленных предприятий упала на 3% в период с января по октябрь по сравнению с прошлым годом. В Пекине она упала на 43,6%. Экономика Китая катится с обрыва.
Лидеры Поднебесной хорошо понимают, что стагнация экономики пошатнет доверие людей к правительству и подорвет легитимность КПК. Таким образом, при выборе между восстановлением экономического роста и сохранением уже непопулярной политики нулевой терпимости к COVID, рост выигрывает. Хорошей новостью является то, что экономика Китая способна восстановиться на удивление быстро.
Цянь Лю — экономист из Китая