Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Резкого подорожания бензина и дизельного топлива не будет, пока работает "Дружба"

SZ: "Дружба" спасает чехов и держит цены на топливо в узде

© РИА Новости Ю. Филимонов / Перейти в фотобанкНулевая отметка нефтепровода "Дружба"
Нулевая отметка нефтепровода Дружба - ИноСМИ, 1920, 11.02.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Дефицита топлива в Чехии на данный момент нет, пишет Seznam zpravy. Но цены на него будут зависеть от того, продолжит ли работать нефтепровод "Дружба". Если он прекратит работу, появится и дефицит, и высокие цены.
Эдуард Клима (Eduard Klíma)
С воскресенья действует запрет на импорт российских нефтепродуктов, в том числе дизельного топлива, мазута и авиационного топлива. Однако, как считают эксперты, резкого подорожания или дефицита в Европейском Союзе бояться не стоит.
С пятого февраля действует эмбарго ЕС на российскую нефть. Шестой по счету запрет касается нефтепродуктов, в том числе дизельного топлива, мазута и авиационного топлива, и главная цель — ограничить финансирование Россией вооруженного конфликта на Украине.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Однако скачка цен на автозаправочных станциях людям бояться не следует. "Чешская Республика не импортирует нефть из России. Эмбарго на импорт российской нефти, действующее с пятого февраля 2022 года (так в оригинале – прим. перев.), работает очень хорошо и не привело к росту цен для потребителей в ЕС. Мы увидим, как работает эмбарго на нефтяные продукты", — заявил в интервью порталу "Сезнам справы" уполномоченный Министерства иностранных дел по вопросам энергетической безопасности Вацлав Бартушка.
Что касается изменения цен на топливо в ближайшие дни и недели, предсказать его очень сложно. "На этот вопрос вам никто не ответит, потому что никто не знает", — говорит председатель Союза независимых нефтяников Чешской Республики Иван Индрачек.
Цены на топливо, по его словам, будут зависеть, прежде всего, от того, продолжит ли работать нефтепровод "Дружба". "Хранилища всех крупных европейских импортеров полны", — заверяет Иван Индрачек. Что парадоксально, цены на дизельное топливо могут даже упасть, если танкерам с ним некуда будет выгружаться из-за переполненных хранилищ.
Дефицита нам стоит бояться, по словам Ивана Индрачека, только в том случае, если по какой-то причине нефтепровод "Дружба" прекратит работу. "Мы импортируем в Чешскую Республику примерно 20% дизельного топлива. В сложившейся ситуации много неизвестных. Если "Дружба" останется в эксплуатации, мы сможем 80% спроса удовлетворить за счет собственного производства. Оставшиеся 20% можно будет легко импортировать из соседних стран, поскольку в санкционном пакете предусмотрено, что государства, которые сохранили возможность производить дизельное топливо из нефти, поступающей по "Дружбе", могут экспортировать готовый продукт только в Чешской Республику", — говорит Иван Индрачек.
Подстанция нефтепровода Дружба в Сажаломбате, Венгрия. Архивная фотография - ИноСМИ, 1920, 31.01.2023
Пресс-секретарь "Транснефти" Демин: транзит нефти из Казахстана в Германию по трубопроводу "Дружба" планируют начать в феврале
Словацкие, венгерские и польские НПЗ имеют право вывозить нефтепродукты только в Чехию, а польские — еще и на Украину. По словам Ивана Индрачека, это обеспечит нам "большие запасы, но только в случае сохранения "Дружбы".
Проблем не должно возникнуть до конца 2024 года. В конце текущего года уйдет в прошлое обязательство продавать избыток нефтепродуктов только в Чехию, но даже если в 2024 году мы не сможем договориться о других поставках, то сможем обойтись собственными запасами в хранилищах Чехии.
"Материальных резервов хватит на 90 дней потребления, но если нам недостает 20% потребления, то мы можем увеличить этот срок почти до года", — подсчитал Иван Индрачек, председатель Союза независимых нефтяников Чехии. Если нефтепровод "Дружба" прекратит свою работу, подобные меры станут весьма своевременными, как полагает Иван Индрачек.

Другие санкции

Санкции против российской нефти действуют еще с декабря прошлого года, а теперь добавились новые. Декабрьское эмбарго включало запрет на импорт нефти на танкерах в страны-члены ЕС, страны "Большой семерки" и Австралию. Теперь добавился запрет на импорт нефтепродуктов, включая дизельное и авиационное топливо.
Точно так же, как и при декабрьском эмбарго на нефть, цены на нефтепродукты, экспортируемые в страны вне ЕС и "Большой семерки", будут ограничены. В отличие от единой цены на нефть, потолок которой установлен на уровне 60 долларов за баррель, ценовые ограничения на разные нефтепродукты будут различаться.
Ценовой потолок на "премиальные" нефтепродукты, включая дизельное и авиационное топливо, ЕС установил на уровне ста долларов за баррель, а для более дешевых видов, таких как деготь и мазут, цена ограничена 45 долларами за баррель.
Но как ЕС проконтролирует, что государства за пределами Европы и вне "Большой семерки" будут соблюдать эти ограничения? Как и в случае сырой нефти, с помощью эксплуатантов танкеров и страховщиков. Они сосредоточены преимущественно на Западе, и 23 из 25 крупнейших мировых страховых компаний имеют штаб-квартиру в ЕС или странах "Большой семерки". Значит, они будут вынуждены подчиняться установленным правилам, которые предусматривают, что страховщики не имеют права страховать танкер, который перевозит нефтепродукты стоимостью, превышающей установленный ценовой лимит. То же касается и эксплуатантов танкеров.
"Предложений на мировом рынке хватает, и сейчас просто будут перенаправляться потоки", — полагает Иван Индрачек. В Европу также импортируются нефтепродукты из Индии, Объединенных Арабских Эмиратов, Китая и США.
Нефтеперерабатывающий завод и нефтепровод Дружба - ИноСМИ, 1920, 25.01.2023
Пойдет ли "Дружба" на металлолом? Государственная компания обдумывает дальнейшую судьбу нефтепровода после того, как его отсоединят от РоссииПо "Дружбе" в Чехию пока еще поступает нефть, однако судьба нефтепровода после 2025 года туманна, пишет Lidovky. В Праге решают, что делать с миллионами тонн труб, проложенных под землей. Один из вариантов — оставить их просто гнить. Но есть и другие предложения.

Самые низкие доходы от нефти за последний год

Но действуют ли санкции на самом деле, или это лишь политический жест? По данным Министерства финансов Российской Федерации, заработок от продажи нефти и газа сейчас минимален с августа 2020 года. Среднемесячная стоимость российской нефти марки Ural упала, по данным того же министерства, на 42%, как сообщило агентство "Рейтер".
Из-за спада доходов от продажи энергоносителей Министерству финансов России придется утроить продажи своих валютных резервов за рубеж до 8,9 миллиардов рублей ежедневно на протяжении следующего месяца.
Все это благодаря давлению западных союзников на Россию и ее экспорт энергоносителей. Евросоюз заблокировал продажу российской нефти, импортируемой по морю в ЕС, а на нее приходилось до 90% проданной в ЕС российской нефти. Также страны-члены ЕС снизили свою зависимость от российского газа с 40% до 15, как передало агентство "Рейтер". В ближайшие дни начнет сказываться эффект от нового эмбарго на оставшиеся нефтепродукты.
По прогнозам аналитиков Московского кредитного банка, дефицит бюджета в этом году может увеличиться до пяти с половиной триллионов рублей, то есть до 3,8% ВВП Российской Федерации. Пока российский бюджет на 2023 год предполагает утрату двух процентов ВВП, и даже небольшой рост дефицита, как сообщает "Рейтер", повлечет падение рубля, сокращение расходов и увеличение налогов или кредиты.
Тем не менее аналитики предупреждают, что российская статистика, вполне вероятно, искажается, чтобы было непросто оценивать последствия санкций.
Подписание соглашений по дорожным картам высокотехнологичных направлений  - ИноСМИ, 1920, 08.02.2023
Вице-премьер России Новак: без российских нефтепродуктов в Европе вырастут цены на топливо

Последствия для Запада?

Западные санкции, однако, сопряжены с некоторым риском. Как кажется сейчас, те санкции, которые направлены против российских энергоносителей, пока не влекут за собой особых негативных последствий. Это подтвердил и уполномоченный Министерства иностранных дел по вопросам энергетической безопасности Вацлав Бартушка.
Больше всего в связи с санкциями на нефть и нефтепродукты в ЕС опасаются последующего дефицита, вызванного неравновесием на мировом рынке. Если Россия не найдет других покупателей для своих нефтепродуктов, например для дизельного топлива, за пределами ЕС, то может перестать их производить. При таком развитии событий произойдет шок спроса, ведь дизельного топлива будет меньше, чем желающих его купить, и тогда его стоимость вырастет. Пока с сырой нефтью этого не произошло, потому что Россия не в состоянии безболезненно менять свою добычу. Ожидается, что и в области нефтепродуктов ситуация будет то же.
Как передает агентство "Блумберг", есть несколько способов, чтобы "обойти" эмбарго или хотя бы смягчить его последствия. К их числу, например, относится закупка сырой нефти и ее последующая переработка и продажа уже "безобидного" дизельного топлива обратно в Европу, как хочет поступать Индия. Другой вариант, например, — закупить российскую нефть, которую затем в танкерах смешать с другой нефтью и продавать как нероссийскую.