Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Замедление и рост — и все на одной планете. Почему выживание мировой экономики, после Китая, зависит от Африки, а не от Индии?

Advance: рост мировой экономики в будущем будет зависеть от Африки, а не от Китая и Индии

© AP Photo / Nariman El-MoftyКаир, Египет
Каир, Египет - ИноСМИ, 1920, 23.05.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Современная мировая экономика зависит от роста, пишет Advance. Однако поддержание бесконечного роста на планете — все более сложная задача. В последние десятилетия главным двигателем мировой экономики был Китай. В будущем — вся надежда на Африку.
Мировая экономика страдает от одной очень неприятной структурной проблемы, которую мало кто из ведущих экономистов хочет обсуждать, поскольку пришлось бы затронуть и основополагающие проблемы капиталистической системы как таковой. Дело в том, что современная мировая экономика зависит от роста. Иными словами, рынки всегда должны где-то, где угодно, активно расти, должны появляться новые возможности и генерироваться новые прибыли, чтобы вся система вообще функционировала. Поддержание такого бесконечного роста на планете, которая не бесконечна, как и ее ресурсы, — все более сложная задача.
Кто-нибудь скажет, что эту проблему экономика решит самостоятельно, то есть появятся новые рынки в разных виртуальных областях, таких как, например, вездесущая технология ИИ (искусственный интеллект). Однако экономика все еще зависит от физического пространства и живых людей.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
В последние десятилетия главным двигателем мировой экономики был исключительный рост в Китае. Еще большой вопрос, как бы выглядела мировая экономика, и была бы она похожа на нынешнюю, не будь китайского экономического "локомотива".
В период с 1980 по 2020 год до одной трети мирового ВВП обеспечивалась именно за счет китайского роста. Это больше, чем у США, на которые приходилось 22% в мировом ВВП за тот же период. На Европейский Союз приходилось 12%, а на Японию — четыре процента.
Когда разразился масштабный экономический кризис после 2008 года, мир стал еще более зависим от Китая. В течение десятилетия с 2010 по 2020 год Китай обеспечивал более 40% мирового ВВП.
Конечно, этому способствовали не только большие китайские производственные мощности. Китай в целом был необходим для поддержания мировой экономики, и главную роль играло его большое население. В последнее время заговорили о том, что Китай, возможно, утратил звание самого густонаселенного государства мира, уступив место Индии. Однако в контексте мировой экономики Китай дал нечто большее, чего Индия не сможет дать еще долго. Речь о продвинутом молодом поколении рабочих, которые больше не являются дешевой рабочей силой, а превращаются в городских потребителей. Иными словами, у молодых китайцев есть деньги, чтобы их тратить, и они их тратят, создавая колоссальный новый рынок.
Но почему мы говорим о Китае в прошлом времени? Разве он не является тем фактором, который и впредь будет двигать мировую экономику вперед? Судя по всему, нет. Почему? Что изменилось? Ничего. Просто этот рыночный рост подошел к своему финалу. Китай производит и тратит, сколько может, а для вечно ненасытной мировой экономики этого уже недостаточно.
Как же так? Дело в том, что мировая экономика зависит не только от потребления, но и, как я уже сказал, от постоянного роста. А Китаю больше некуда расти. Его население достигло определенного экономического лимита. Они еще могут немного продвинуться вперед, но этого недостаточно для продолжения мирового роста. Кроме того, китайское население постепенно сокращается, что объяснимо, учитывая экономическое развитие, а также прежнюю демографическую политику. Власти попытаются остановить демографическое сокращение, но даже если добьются успеха, значительного роста численности китайцев в ближайшее время ждать не приходиться. Таким образом, Китай входит в фазу стагнации, но мировая экономика не может себе этого позволить.
Здание Конгресса США на Капитолийском холме в Вашингтоне - ИноСМИ, 1920, 16.05.2023
Как санкции США разрушают экономики, делают целые народы нищими и приводят к бессмысленной гибели людейАмериканские санкции разрушают мировую экономику и доводят целые народы до нищеты, пишет SCMP. Вашингтон принуждает своих европейских вассалов вводить ограничительные меры, но они не приносят ему желаемого результата и лишь усугубляют положение невинных граждан.
Китай постепенно стареет, и вскоре там не будет уже столько рабочей силы, которой раньше удавалось буквально выносить мир на своем горбу. Но останавливаться нельзя (даже чтобы посмотреть на замедление Китая), ведь мировой экономике требуется новый рост и немедленно, и если она его не получит, то погрузится в новый кризис, который скажется на нас всех.
Разве не такое положение рано или поздно заведет нас в тупик? Так и будет рано или поздно, но, как я сказал, никто из видных и влиятельных фигур не считает целесообразным это обсуждать. Да и обсуждения тут вряд ли чем-то помогут.
Эта проблема не похожа на климатические изменения, о которых как раз много говорят, но в то же время многие понимают, что и климатические изменения будут способствовать определенному экономическому росту, например, переходу на новые источники энергии и так далее. Если бы по какой-то причине в климатических катаклизмах не нашлось бы шанса на прибыль, сегодня мы, вероятно, пребывали бы в еще более сложной ситуации. Хотя не исключено, что в итоге мы к ней и придем, несмотря на всю напускную озабоченность, поскольку, как я уже сказал, в значительной мере энтузиазм разжигает идея нового "зеленого" роста.
В конце концов, для экономики не столь важно, где и от чего будет расти новый рынок. Ей также неважно, подорвет ли это какие-то старые отрасли промышленности, а важно только, чтобы баланс в итоге показал рост.
Но где же найти это пресловутый новый мощный рост, который настолько необходим, если мы хотим сохранить мировую капиталистическую экономику?
Индия? Многие называют ее "будущим Китаем". Индийские власти, конечно, надеются, что в их стране повторится китайский успех, но гарантий нет. Почему? Прежде всего, в связи с тем фактом, что Индия вскоре окажется в такой же ситуации, как и Китай. Численность ее население все больше приближается к плато, а после начнет постепенно сокращаться. Даже если индийцы и начнут богатеть, этого не хватит для долговременного удовлетворения мирового экономического роста, чьи аппетиты тоже постоянно растут!
Так где же найти новое спасение? В этих уже отчасти панических поисках многие все чаще смотрят в сторону Африки.
Что же такого привлекательного в Африке для сторонников сохранения мировой экономики в нынешнем ее виде? В первую очередь, снижающийся уровень смертности и высокая рождаемость. По современным оценкам, это приведет к тому, что к 2050 году население Африки вырастет с нынешних 1,4 миллиардов до 2,5 миллиардов человек.
К тому моменту экономические державы, такие как Китай, Южная Корея, Япония и Европейский Союз, столкнутся с серьезными проблемами, вызванными нехваткой рабочей силы и плохой демографической ситуацией вообще. А в Африке будет много молодых рабочих рук, и поэтому она может стать в будущем необходимой для мировой экономики.
Президент Чада Идрис Деби - ИноСМИ, 1920, 03.05.2023
Китай и Россия плохи для Африки? Вопрос поставлен неверноВ Африке усиливается присутствие России и Китая, и это настораживает Запад, пишет FP. Москва и Пекин предлагают то, в чем континент остро нуждается: экономическое и финансовое сотрудничество, а также обеспечение безопасности правящего режима.
Неумолимая статистика будет формировать мир в ближайшем будущем, и цифры говорят нам о многом. Общий коэффициент рождаемости в Восточной Азии уже упал до 0,8 — 1,3 в зависимости от страны. В Европейском Союзе одна женщина в среднем рожает 1,5 ребенка. В США сейчас эта цифра чуть выше — 1,7. В Латинской Америке — 1,9, а в Индии — 2.0 на фоне непрерывного снижения.
Таким образом, нигде в мире в ближайшие десятилетия не останется места без серьезных демографических проблем — за исключением Африки.
Коэффициент рождаемости в Африке держится очень высоко по сравнению с остальным миром, и одна женщина в среднем рожает 4,3 ребенка, что более чем вдвое больше, чем в остальном мире.
Конечно, если Африка продолжит развиваться в экономическом плане, эта цифра будет снижаться. Особенно если африканские женщины получат доступ к более качественному образованию. Уровень образования во многих регионах Африки остается крайне низким, особенно среди женщин. Например, в Черной Африке всего четыре из десяти девочек старшего школьного возраста посещают среднюю школу. В половине из 54 африканских стран менее одной из пяти женщин закончили среднюю школу, а в 11 государствах, таких как Гана, Мозамбик и Нигер, показатель еще ниже: менее одной из десяти.
В текущем году один из трех рожденных на Земле детей родится в Африке. Значит, в 2040 году один из трех людей от 15 до 24 лет будет родом из Африки. К 2050 году у Африки будет в пять раз больше рабочей силы, чем у Европы, и даже больше, чем у Индии и Китая вместе взятых!
Все это факты, которые не изменить, но пока мы все еще не знаем одного: что будет с Африкой к 2050 году? Будут ли этот континент намеренно сдерживать от развития, чтобы он служил "инкубатором" для рождения новых рабочих? Я не удивлюсь, если подобные негуманные планы поддержат некоторые радикальные поклонники современной экономики.
Или, может, Африка будет интенсивно развиваться и тогда уже самом станет локомотивом и новым рынком? Может ли она стать "новым Китаем" вместо Индии? Это будет зависеть от массы вещей и, прежде всего, от того, сможет ли Африка наконец освободиться от неоколониализма, который явно намеренно тормозит ее развитие (иначе не получить африканских ценных ресурсов), или, может, ей удастся подняться, несмотря на мощное эксплуататорское давление?
Тут следует напомнить о том, что в 1980 году Китай был очень бедной страной, даже менее развитой, чем Африка сегодня. В 1980 году весь ВВП Китая составлял 423 миллиарда долларов, то есть примерно как у Нидерландов! В то же время ВВП на душу населения в Китае составлял 431 доллар в год, а это вдвое меньше, чем сейчас в Эфиопии.
Африке предстоят годы глубокой трансформации. Ее значение, несомненно, возрастет, и она станет абсолютно незаменима для мировой экономики. Однако в то же время Африке грозит сверхэксплуатация всего, чем она располагает, начиная с природных ресурсов и рабочей силы и заканчивая рождаемостью.