Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Коррупция на Украине блокирует гуманитарную помощь. Где исчезает больше всего техники

© РИА Новости Павел Львов / Перейти в фотобанкВыгрузка вещей из грузового самолета
Выгрузка вещей из грузового самолета - ИноСМИ, 1920, 31.10.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На Украине гуманитарную помощь просто разворовывают, пишет NDP. Гниющие бронежилеты в Киеве, йогурты с логотипами благотворительных организаций на львовском рынке, бесследно пропавшие автомобили для ВСУ – об этой темной стороне конфликта автор статьи узнал после визита в страну.
Торговля гуманитарной помощью и коррупция на Украине привела к ситуации, когда многие на Западе открыто заявляют о нежелании оказывать поддержку Киеву, в частности, американские республиканцы. Насколько глубоко укоренилась коррупция в менталитете украинцев? Можно ли с ней бороться, учитывая, что она затрагивает самые высокие этажи киевской власти? Приведут ли анонсированные на декабрь изменения в украинском законодательстве к полной остановке деятельности волонтеров? Не получится ли так, что благотворительностью смогут заниматься только несколько крупных организаций, связанные с правительством? (…)
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram

Малая коррупция

В 14 часов мне звонят и говорят, что в Днепре меня ждет двадцать тонн продуктов от одного из международных фондов. Но есть условие: я должен доставить все это гражданским лицам в прифронтовую зону. (…) Но проблема в том, что я нахожусь в Киеве, и до Днепра у меня семь часов пути. Склады там работают только до 16 часов. Поэтому я звоню Виталию, знакомому волонтеру из Днепра. Когда-то я помог ему, так что теперь я рассчитываю на его дружескую поддержку. Я знаю, что в организации, в которой он работает, есть офисы, склады, волонтеры и автомобили. "Если я не успею приехать, то продукты пропадут", – объясняю я по телефону рекомендованной Виталием женщине, одной из руководителей этого центра.
"Ничего страшного. Мы заберем. Но десять тонн остаются нам", – слышу я в ответ. Я буквально теряю дар речи. Отойдя от шока, объясняю, что продукты нужно отправить на фронт, они не должны оставаться в Днепре. Весь груз стоит более миллиона гривен. Я не могу просто так отдать полмиллиона. "Тогда мы ничем не можем помочь", – слышу я в ответ.
(…)
"Если вы передадите машину или беспилотник в подразделение, командир сам будет решать, куда она направится. Более чем уверен, что я его не получу. Они выбирают для себя лучшие машины, а нам дают рухлядь. Иногда эти машины вообще не регистрируют, а сразу выставляют на продажу в интернете", – слышу я от фронтовиков. Действительно, украинские интернет-барахолки забиты предложениями о продаже автобусов или внедорожников с польскими, немецкими или британскими номерами. Многие из них перекрашены в камуфляжные цвета, потому что иностранные волонтеры готовили эти автомобили специально для нужд армии и отдали их бесплатно. Однако вместо того, чтобы отправиться на фронт, машины порой попадают на аукционы, часто по сильно завышенным ценам.
Однако некоторые командиры видят и другую сторону проблемы. Мой знакомый из-под Авдеевки, который воюет с 2014 года, раздраженно рассказывает, что многие солдаты наживаются на волонтерской помощи и просят присылать им разные вещи, якобы для использования на фронте, а на самом деле оставляют их себе, например, автомобили и различную дорогую профессиональную технику, чтобы потом, когда вернутся домой, продать это имущество и начать новую, лучшую жизнь.

Большая коррупция

В октябре того же года в местных полтавских газетах писали о задержании коррумпированного заместителя военкома. За время конфликта он приобрел новую машину и квартиру на сумму почти 2 миллиона гривен в то время, как его заработок на тот момент составлял чуть менее 200 тысяч в год.
Другой случай. Глава одесского военкомата купил для своей мамы-пенсионерки роскошную виллу в испанской Марбелье примерно за четыре миллиона евро. Жену он тоже не обошел вниманием и привез ей – под видом гуманитарной помощи – Mercedes Benz G63 AMG 2022 года выпуска стоимостью около 250 тысяч евро. Деньги комендант "заработал" на взятках, которые он брал за то, что "освобождал кого надо" от отправки на фронт. Похожая история произошла в Умани. Там глава военкомата требовал от местных фермеров в обмен на освобождение от воинской службы переписать на него землю или просто деньги.
Президент Украины Владимир Зеленский общается с журналистами в Киеве - ИноСМИ, 1920, 19.10.2023
Зеленский потребовал от журналистов не освещать в СМИ тему коррупции на УкраинеНа неофициальной встрече с представителями СМИ Зеленский потребовал, чтобы пресса не писала о коррупции на Украине до окончания конфликта, пишет Berliner Zeitung. Журналисты возмущены: президент просто заткнул им рты, не предложив никакого способа бороться со взяточничеством.
Эти и многие другие подобные случаи привели к тому, что в середине года украинское правительство приняло решение об увольнении с должностей всех военкомов. "Проблема в том, что их не понизили в должности, не уволили, а просто перевели со всеми их регалиями в другие места, в другие части, где они теперь и командуют", – возмущаются сражавшиеся на фронте бойцы ВСУ. По их мнению, такая коллективная ответственность вместо разбора ситуации и практических выводов – это просто показуха ради соответствующей картинки в СМИ. На самом деле таких скандальных фактов очень много, коррупция на Украине распространена очень широко.
Несколько дней назад украинские пограничные службы опубликовали отчет, в котором говорится, что до 30% гуманитарной помощи исчезает в неизвестном направлении сразу же после пересечения границы с Украиной и не доходит ни до военных, ни до нуждающихся в ней гражданских лиц. Вместо этого "гуманитарка" попадает в торговый оборот. Это видно невооруженным глазом прямо на границе, где в сторону Украины стоят километровые очереди с автовозами, забитыми дорогими автомобилями: Tesla, BMW, Audi, Mercedes. Но они едут не просто так, у них в багажниках есть груз, например, две коробки с влажными салфетками или памперсами, что квалифицируется как гуманитарная помощь. Никто не проверяет, куда именно едет данный "волонтер" и почему декларирует свой груз как гуманитарный. Эта схема работает уже много месяцев и очень затрудняет доставку реальной помощи, потому что настоящим волонтерам приходится часами стоять в одних очередях с такими "коммерсантами".
(…)
Жизнь волонтеров на Украине в последнее время еще более осложнилась. Во многом потому, что изменилось их восприятие самими украинцами. "Я даже перестала говорить, что я волонтер, потому что мне стыдно. Большинство людей, когда слышат, что я перегоняю машины для армии, сразу спрашивают, сколько я на этом зарабатываю. Никто не верит, что я делаю это совершенно бесплатно. Теперь в сознании людей волонтер – это тот, кто зарабатывает на конфликте, ворует или уклоняется от службы в армии", – рассказывает Ирена, одна из украинских женщин-добровольцев, сотрудничающих, в частности, с польским Фондом UA Future.
Ее слова подтверждает волонтер Рафал Рошкевич (Rafał Roszkiewicz) из благотворительной организации "Погоня Русская". "Из разговоров с некоторыми украинцами у меня сложилось впечатление, что для них волонтер – это просто оплачиваемый работник, который возит помощь из-за границы и благодаря этому имеет освобождение от военной службы. Я не знаю, какое это имеет отношение к волонтерству. Вы спрашиваете, как это может быть, что во время военного конфликта некоторые умники хотят заработать на гуманитарной помощи? Вы считаете это предосудительным и скандальным? Я с вами полностью согласен. Я просто объясню, почему это происходит. Пример подает власть. Зачем работать даром, когда руководители на каждом шагу показывают, что эту помощь можно внаглую красть? Что можно, например, дать военным летнюю форму, оформить ее как зимнюю и заплатить в три раза больше. Что можно взять у сына Уоррена Баффета (Warren Buffet), Говарда, два миллиона 700 тысяч для мирных жителей в Авдеевке и просто их разворовать. А если это позволено власти, значит, позволено любому", – заключает волонтер.

"Политик неподсуден"

В этом году СМИ распространили информацию о том, что в Министерстве национальной обороны Украины "произошли нарушения" в области тендеров, в частности, на приобретение формы и продуктов питания для украинских солдат. В общей сложности примерно на 100 миллионов долларов. К удивлению общественности, ответственный за эти "нарушения" министр обороны Украины Алексей Резников еще несколько месяцев занимал эту высокую должность. Его уволили лишь в сентябре 2023 года, причем сразу же появились предположения, что его могут назначить послом Украины в Великобритании. Однако недавно "Украинская правда" написала, что "хотя доказательств коррупционных действий Резникова нет, политическая ситуация в Великобритании пока не способствует этому выдвижению".
Громким было и дело бывшего председателя Верховного Суда Украины Всеволода Князева. Сообщалось, что антикоррупционные службы задержали его с поличным, когда он получил взятку в размере почти полумиллиона долларов от одного из бизнесменов, имя которого не разглашается. Судья подозревается в коррупционных действиях на общую сумму почти 3 миллиона долларов. Двое судей были задержаны, обыски прошли в домах восемнадцати представителей украинской Фемиды. Расследование идет, хотя уже давно – с мая – информации о нем почти нет.
(…)
Это не единственный политик из партии президента Владимира Зеленского, о котором идет дурная слава. Анатолий Гунько был пойман на получении взятки в размере 85 тысяч долларов. Интересно, что именно депутат Гунько возглавлял комиссию Верховной Рады Украины по расследованию коррупции на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях Национальной академии сельскохозяйственных наук. По мнению следователей, именно за помощь в сдаче в аренду земли этой Академии Гунько и получил взятку.
Солдаты украинской армии во время военных учений на полигоне под Житомиром - ИноСМИ, 1920, 30.01.2023
Ревизоры из США призвали украинцев анонимно им сообщать о воровстве американской помощиНа фоне громких отставок в украинской власти и коррупционных скандалов в Киев прибыли "ревизоры" из США, пишет "Страна". Они обратились к населению с просьбой сообщать им о нецелевой растрате американской военной помощи.
(…)
Словно этого было бы мало, черные тучи сгустились и над самим президентом Зеленским. Несколько недель назад украинские журналисты осторожно рассказали, как зарабатывают на конфликте самые близкие соратники "легенды Украины". Дело получило огласку благодаря подконтрольным Порошенко СМИ. Среди хорошо устроившихся при нынешней власти деятелей упоминается, в частности, близкий к президенту Алексей Кирющенко, директор комедийной программы "Слуга народа", получивший выгодные заказы на поставку электроэнергии в Киев и совладелец компаний, производящих беспилотники для армии. Еще один "человек президента", кинопродюсер Артем Кулибаев тоже занялся "беспилотным" бизнесом. Помимо этого, Кулибаев снимает патриотические пропагандистские фильмы. За три таких картины он получил в общей сложности около полумиллиона евро. (…)
США говорят "нет" коррупции на Украине
Эти случаи, а также покрытое тайной исчезновение на Запорожье более 260 автомобилей для армии, истории о пропаже польских автоматических винтовок, которые, как говорят, потом всплыли на черном рынке в Польше, неофициальные сведения о разграблении таможенных складов на польской стороне, откуда за одну ночь улетучились почти полтысячи дронов – все это вызывает огромное беспокойство за океаном. В середине этого года США потребовали от украинской власти окончательно разобраться с коррупцией, объяснив ей, что от этого, в частности, зависит дальнейшая помощь Украине. "Видимо, сначала Украине придется разобраться с этим вопросом, и только после этого ей снова откроют кран с деньгами. Очень многие американцы, включая меня, обеспокоены тем, что происходит с деньгами наших налогоплательщиков. Этот вопрос особенно активно поднимают республиканцы, но я думаю, что каждый из нас серьезно задумывается об этом", – говорит мне американский адвокат, связанный с Белым домом.
(…)

Новые правила на границе с Украиной. В чем дело?

"Я точно больше не поеду на Украину", – зарекается Кшиштоф из Вроцлава, который в начале конфликта лично эвакуировал не одну сотню человек в Польшу. Позже, когда потребности изменились, он почти каждую неделю, по выходным, загружал в автобус помощь, которую ему удавалось собрать, и ехал на восток к детям, военным и больным. "Это для меня немыслимо – просить у кого-то разрешения помогать людям. Так нельзя. Для меня это конец всей этой истории", – говорит волонтер. В чем дело и что его так возмутило?
С 1 декабря 2023 года на Украине начинают действовать новые правила перевозки гуманитарной помощи через границу. Если в двух словах, упрощенная процедура, которая была запущена в феврале 2022 года для облегчения поставок "гуманитарки", прекращается. Об этих изменениях говорилось еще в прошлом году, причем ходили слухи, что их добивается президентская пара, контролирующая крупный фонд United24. Говорится также о сильном лобби таких гигантов гуманитарного рынка, как "Красный крест" или "Врачи без границ". В прошлом году на столь резкие меры власти не решились, поэтому изменения вводят только сейчас. "Международного Красного Креста на фронте я не видел. Зато я видел их в самой дорогой гостинице Киева. Они сказали, что на восток не поедут, потому что там негде хорошо поесть и переночевать", – рассказывает один из американских волонтеров, которого я встречаю в Краматорске.
(…)
"Знаете, какой город является самым коррумпированным на Украине?", – спрашивает меня знакомый офицер из Киева. Я наугад называю Винницу, Николаев, Краматорск, Харьков, поскольку знаю, что там с гуманитарной помощью происходило много странных вещей. "Нет. Это Львов. Потому что именно туда в начале конфликта шла вся гуманитарка. При этом во Львове царил такой хаос, что там легче всего было спрятать все концы в воду. Больше всего от этой ситуации выиграли власти. Тамошнего мэра даже прозвали "Андрий 10 процентов Садовый", – говорит мой собеседник, которому я вынужден верить на слово, поскольку никаких доказательств этому у него нет. (…)

"Фронтовые" селфи из безопасного Львова

Львовские рынки и небольшие магазинчики уже давно заполнили товары, явно поступающие на Украину с гуманитарной помощью. В начале конфликта здесь можно было купить шлемы, бронежилеты, армейские ботинки, форму, все, что душе угодно. Стараниями СБУ контрабанду в какой-то мере удалось ограничить, но полностью победить не удалось, что подтверждают истории, опубликованные организацией "Погоня Русская" в соцсети. "Очень рекомендую посетить рыбный рынок Львова. Там есть молочный отдел, где можно купить любые йогурты. Малиновый с логотипом Польской гуманитарной акции? Клубничный с наклейкой организации Caritas? Пожалуйста, на любой вкус и по доступной цене. В придорожной забегаловке под Ровно мне к кофе дали сливки из польской сети Biedronkа. Эти сливки продаются только в Польше, так что они совершенно точно попали на Украину в качестве гуманитарной помощи и оттуда уже попали к перекупщикам. Мой приятель нашел в магазине продукты, на которых был наклеен логотип его организации – накануне он пожертвовал их одному украинскому фонду", – пишут волонтеры.
Пункт пропуска через украинско-польскую границу Угринов-Долгобичув - ИноСМИ, 1920, 24.10.2023
Скандал на Украине. 1/3 иностранной гуманитарной помощи не дошла до армииГуманитарная помощь из-за рубежа, предназначенная для служащих ВСУ, не достигает пунктов назначения, сообщает TVP Info со ссылкой на данные таможни Украины. Из девяти тысяч грузов исчезла треть, и это только верхушка айсберга.
Я, в свою очередь, помню, как гуманитарной помощью торговали в Артемовске (Бахмуте), но по совершенно другим причинам. В отличие от Львова, там шли настоящие боевые действия. С танками, самолетами и бомбами. Поэтому, если у кого-то было несколько лишних пар носков, он их продавал или обменивал на консервы. Еще в январе 2023 года на импровизированном рынке там можно было найти чаи, сласти и еду со всего мира. Местные мужики за мешок консервов рубили старикам дрова или ходили в магазин – таковы были реалии фронтовой жизни.
Зато относительно безопасный Львов, с работающими вовсю кабачками, открытыми торговыми галереями и уличными музыкантами долгое время (как и Тернополь, Ровно, Луцк и другие города Западной Украины) был забит волонтерами со всего мира. Многие просто боялись ехать дальше, но хотели как-то помочь. Другим нужны были только красивые фото для спонсоров. И сегодня некоторые организации предпочитают скидывать товар во Львове, экономя на топливе и логистике, а фотографии из серии "где-то на Украине" делать на львовских складах. Выглядят эти снимки достаточно привлекательно, так что волне достойны занять свое место в Instagram *с красивым описанием.
К сожалению, из-за всего этого довольно много техники не попадало и не попадает туда, где она действительно необходима. "В начале конфликта, когда я возвращался из Польши, чтобы сражаться в рядах ВСУ, – говорит Саша из спецназа, – я встречал на КПП этих „терминаторов”. Новые ботинки, полная экипировка, баллистические очки, бронежилеты высшего класса, шлемы – как будто собрались воевать с самим Путиным. Я просил их дать нам что-нибудь из экипы, чтобы мы отвезли ребятам на фронт, которые бегают там в кроссовках. Эти гады так ничего и не дали".
(…)
Директор одного из крупнейших фондов, действующих на Украине с самого начала конфликта, который попросил не называть его имени, говорит мне: "И все-таки, несмотря на всю эту коррупцию (…), я верю в Украину. Я работал в Уганде, Таиланде, Южной Америке и во многих других странах мира, где существует коррупция, и, сравнивая то, что происходит на Украине, и что творилось там, скажу честно, здесь проблем все равно гораздо меньше". (…)
*деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская, прим. ред.
Автор: Петр Кашувара (Piotr Kaszuwara)