Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Нет" Украине в Европейском союзе

Do Rzeczy: вступление Украины в Евросоюз невыгодно Польше

© AP Photo / Adam SchreckПрезидент Украины Владимир Зеленский и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен
Президент Украины Владимир Зеленский и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен - ИноСМИ, 1920, 11.12.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Польше было бы намного выгоднее, если бы Украина оставалась в статусе страны, ассоциированной с ЕС, пишет Do Rzeczy. Более того, Киев нанес Варшаве удар ниже пояса, поэтому никто не удивится, если она вдруг передумает и отзовет свое согласие на расширение блока.
Последние недели в польско-украинских отношениях доминировала тема протеста польских перевозчиков. Сразу после начала российской спецоперации Брюссель разрешил украинцам осуществлять практически неограниченные перевозки по территории Евросоюза, от чего больше всего пострадали польские транспортные компании. Во всем этом деле, однако, самым удивительным является позиция правительства Матеуша Моравецкого, который вместо того, чтобы заступиться за родную отрасль, ради поддержания любой ценой корректных отношений с Киевом выбрал пассивную позицию.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
До этого произошла ссора из-за зерна, в результате чего Украина подала жалобу на Польшу во Всемирную торговую организацию. В итоге киевские власти ее приостановили, но очень нехороший осадок остался. Несмотря на все эти события, польское правительство, бесспорно, остается главным в мире сторонником присоединения Украины к Европейскому союзу. Эту позицию не изменили даже очередные скандальные выходки высших представителей украинского государства. И Матеуш Моравецкий, и президент Анджей Дуда после 24 февраля 2022 года стали почти что апостолами украинских интересов, постепенно преодолевая скептическое отношение многих лидеров к идее присоединения к их сообществу страны, которая в настоящее время находится в состоянии конфликта с Россией.

Сентябрьское отрезвление

Украина подала официальную заявку на вступление в ЕС 28 февраля 2022 года при весьма драматических обстоятельствах. Проведенные тогда опросы показали, что 95% поляков поддерживает идею принятия отстаивающей свою независимость страны как в НАТО, так и в ЕС. Обладая столь сильной общественной поддержкой, польское правительство пустилось в водоворот дипломатических манипуляций, кульминацией которых стало предоставление Украине Европейским советом 22 июня 2022 года официального статуса кандидата в члены ЕС.
Романтическая кампания в поддержку Украины, проводимая польским правительством, поначалу могла показаться успешной, еще бы – ведь со всех сторон света зазвучали льстивые дифирамбы "новому лидеру Европы" и даже "лидеру славянских стран". Шанс на отрезвление представился только в сентябре, когда предполагаемая польско-украинская дружба оказалась одной большой иллюзией. То, что на самом деле сотрудничество между двумя государствами складывалось не так радужно, можно было понять и раньше, обратив внимание на некоторые жесты и события, например, на то, как застопорилась работа над уже давно анонсированным договором о "дружбе".
После продолжавшегося полтора года фестиваля иллюзий и наивных мечтаний, сегодня пришло время называть вещи своими именами. За оказание Украине помощи в решающий момент конфликта, за предоставление убежища нескольким миллионам ее граждан и за всю огромную дипломатическую работу по защите ее интересов, за все это Польша должна заплатить потерей суверенитета в пользу Германии, которая, расширяя ЕС на Восток, требует взамен фундаментальных корректировок в европейских договорах. Проще говоря, благодарность Киева Варшаве будет заключаться в том, что она поспособствует лишению Польши независимости.
Правительство Моравецкого предоставило немцам идеальную возможность нас ограбить, принесло ее Берлину на блюдечке. Польше как крупнейшему стороннику присоединения Украины к Евросоюзу теперь будет трудно отказаться от данного обещания. Берлин же, в свою очередь, ясно дает понять, что требует от Польши, чтобы та заплатила за это максимально высокую цену. Горячим сторонником расширения ЕС за счет Украины декларирует себя Дональд Туск, от которого, впрочем, трудно ожидать жесткой позиции в отношении Германии. Как политик, лояльный Берлину, он может в лучшем случае договориться о замедлении реализации всего процесса.
Столкнувшись с угрозой потери суверенитета, поляки должны, наконец, понять, что высказанная на волне эмоциональной солидарности с украинцами поддержка их вступлению в ЕС вовсе не является хорошей идеей. Если Украина, теоретически обязанная Польше столь многим и все еще зависящая от нашей помощи, уже сегодня во взаимодействии с Германией открыто торгует нашим суверенитетом, то было бы совершенно нелепо полагать, что после присоединения к Евросоюзу она вдруг изменит к нам свое отношение и вдруг сделается нашим союзником. Украина может быть навсегда вырвана из российской сферы влияния, но это вовсе не обязательно связано с необходимостью ее включения в состав ЕС.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан - ИноСМИ, 1920, 05.12.2023
Венгрия требует снять вопрос о членстве Украины с повестки саммита ЕСОрбан призвал Евросоюз не обсуждать вопрос о вступлении Украины в блок на декабрьском саммите, сообщает Bloomberg. Дискуссии на эту тему “неизбежно кончатся провалом” из-за “очевидного отсутствия консенсуса”, считает политик.

Давайте посчитаем

Но начнем с абсолютно базовых вопросов, то есть с финансов. Брюссельский аналитический центр Centre for European Policy Studies еще в сентябре прошлого года опубликовал анализ, который вроде бы говорил в пользу украинского вступления в Еворосоюз. Эксперты определили, что по самым осторожным оценкам Украина в этом случае могла бы рассчитывать на ежегодную выплату примерно 18-19 миллиардов евро из еврофондов. Если же верить утечкам, которые недавно опубликовала Financial Times, речь идет о гораздо более значительных суммах – до 26,5 миллиардов евро в год. Однако еще более вероятным представляется то, что продолжающийся конфликт вынудит ЕС раскошелиться еще больше. На практике страны-члены ЕС уже сейчас передают Киеву огромные суммы: Еврокомиссия недавно одобрила создание специального фонда для помощи Украине на 2024-2027 годы в размере 50 миллиардов евро.
Теоретически 18,7 миллиардов евро из бюджета ЕС получила в 2022 году и Польша, но следует помнить, что одновременно мы внесли в этот самый фонд ни много ни мало 7,4 миллиардов евро. Кроме того, наши взносы в общий европейский бюджет продолжают расти, и, имея в перспективе принятие в сообщество бедной Украины и балканских стран, мы должны быть готовыми к еще большим затратам. Средства, рассчитанные на основании доли страны в ВВП всего Евросоюза, составляют аж 60% всех членских взносов. Учитывая, что мы являемся одной из немногих крупных европейских стран, которая в последние годы фиксирует хоть какой-либо значимый экономический рост, в долгосрочной перспективе мы обречены субсидировать других, в том числе и прежде всего, Украину. По крайней мере, такой вывод приходится сделать, если верить упомянутой утечке из Генерального секретариата ЕС, о которой пишет Financial Times.
Парадокс всей этой ситуации заключается в том, что Украина еще не принята в ЕС, но уже получает от Брюсселя огромные финансовые средства, в то время как у поддерживающей ее за счет собственных средств и защищающей ее на международной арене Польше не было никаких гарантий, что она получит от ЕС какие-либо деньги, поскольку в течение нескольких лет обвинялась в нарушении европейских норм в области судебной системы. В перспективе такая ситуация не сулит ничего хорошего.

Миллиарды для олигархов

Львиную долю средств, которые будут поступать из бюджета ЕС на Украину, составят, конечно же, субсидии на сельское хозяйство. Учитывая, что площадь сельскохозяйственных земель в этой стране больше площади всей Польши, в год Киеву будет выплачиваться сумма примерно в 12-14 миллиардов евро (для сравнения: Польша получает около 4,6 миллиардов евро). Как я уже недавно писал на страницах „ Do Rzeczy (№39/2023), крупные сельскохозяйственные предприятия на Украине в основном принадлежат олигархам и международному капиталу. Согласие на вступление Украины в ЕС означало бы, таким образом, субсидирование кругов, которые никогда не были нашими союзниками. Действующие там в колоссальных по европейским меркам масштабах сельхозконцерны получат таким образом еще одно конкурентное преимущество относительно Польши и других стран.
Присоединение Украины к Европейскому союзу также означало бы отказ от одного из главных активов в виде нашего стратегического положения. У нас слишком редко вспоминают о том, что Польша, по всей вероятности, на протяжении многих десятилетий будет представлять для Украины важнейшее экономическое окно в мир. Формально Украина также граничит со Словакией, Венгрией, Румынией и Молдавией, но именно через нашу территорию проходят основные военные поставки, а украинский экспорт в основном осуществляется по нашим автомагистралям, железным дорогам, с использованием наших портов. Ни одно из других соседних с Украиной государств не имеет и еще долго не будет иметь адекватной инфраструктуры, необходимой для того, чтобы справиться с таким большим потоком сырья, товаров и людей, хотя бы из-за естественного барьера в виде Карпат. Польша является связующим звеном между Украиной и Германией и остальной частью континента, поэтому мы должны использовать этот актив, зарабатывать на привилегированном доступе к своему восточному соседу и ставить жесткие условия. Вступление Украины в Евросоюз гарантирует, что все связанные с нашим положением бонусы достанутся всему европейскому сообществу.

Ассоциированная страна

Наиболее выгодным с точки зрения польских интересов решением будет предоставление Украине статуса ассоциированной страны с возможностью присоединения к Шенгенской зоне. Такой статус в настоящее время имеют Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн. В этом случае польские компании и граждане получат доступ к украинскому рынку, а Украина сможет постепенно адаптировать свои в настоящее время весьма низкие нормы общественно-политической жизни к стандартам, действующим на остальной части континента. Статус ассоциированной страны позволил бы Киеву сохранить некоторое влияние на политику общеевропейского рынка, а само его получение произошло бы возможно гораздо раньше, чем полноправное членство. Таким образом, украинцы получили бы гарантии ассоциации с Западной Европой в не очень отдаленной временной перспективе, что в значительной мере удовлетворило бы их желания. Вступление Украины в ЕС имело бы для Польши роковые последствия еще и по той причине, что, будучи обнищавшей, истощенной и выживающей за счет предоставляемой США и Брюсселем финансовой капельницы, она была бы особенно склонна к все большим политическим уступкам франко-германским властям Евросоюза. Польше и сейчас с величайшим трудом дается создание коалиций против самых губительных идей евробюрократов, а в случае присоединения Украины это было бы сложнее, чем когда-либо. Вступая в Евросоюз в качестве полноправного члена, наш пребывающий в состоянии военного конфликта сосед получил бы значительное количество должностей и мандатов, еще больше размывая реальное влияние Польши на европейскую политику. В контексте хотя бы нарастающей радикализации реализуемой Брюсселем "Зеленой повестки" пригласить Украину в ЕС – значит напрашиваться на еще большие неприятности.
Президент Украины Владимир Зеленский во время визита в Румынию - ИноСМИ, 1920, 04.12.2023
Бюджетный спор в ЕС грозит лишить Украину спасательного круга в 50 миллиардов евро Украина рискует не получить обещанные Евросоюзом 50 миллиардов евро, сообщает Financial Times. Причины — в бюджетном кризисе в Германии и усилении правых в регионе.
Особенно важным аргументом против присоединения нашего восточного соседа к Евросоюзу является, наконец, то, что это еще больше усложнит процесс возможного выхода из ЕС Польши. Расширение Союза за счет приема в его состав других государств не совпадает с интересами Польши, поскольку с каждым таким расширением усиливается потенциал европейского сверхгосударства, которое находится в процессе постоянного строительства. Если через 10-20 лет Украина окажется в ЕС, то единственным соседом за пределами ЕС останется Белоруссия. В таких условиях перспектива Полексита станет еще более проблематичной.

Лоббирование в ущерб себе

Принципиальная ошибка польского правительства с самого начала заключалась в том, что оно с большим рвением приступило к лоббированию членства Украины в ЕС, никогда не требуя ничего взамен. Совсем иначе на все это смотрит Виктор Орбан, который постоянно торгуется с Киевом и Брюсселем, требуя в обмен на поддержку вступления, в частности, предоставления языковых прав венграм Закарпатья или освобождения замороженных фондов ЕС. При этом венгерский премьер не дает со своей стороны никаких обещаний, давая понять, что будет выдвигать новые условия.
Ведет ли Орбан себя как бесчувственный к украинской трагедии эгоист? Возможно, но поляки должны наконец понять, что точно так же в течение очень долгого времени по отношению к нашей стране ведут себя – вопреки благостной картинке – украинские власти. Польша просто обязана "бездушно" посчитать, во сколько ей обойдется вступление Украины в ЕС, взвесить все за и против, имея в качестве приоритета собственный суверенитет и защиту сфер влияния, и только после этого заявлять о своей поддержке. К сожалению, правительство Моравецкого поставило на карту все: сначала он радостно на все согласился, а только потом проверил чек.
На вопрос о вступлении Украины в ЕС Виктор Орбан отвечает вопросом: а какая у Украины территория? А какое у нее население? Подобные вопросы действующим в Польше каноном беззаветной дружбы с Украиной, к сожалению, не предусмотрены. При этом данный канон содержит ложный тезис, будто бы объектом нападения стала страна, по сути, похожая на Польшу, приверженная аналогичным идеалам политической жизни. На самом деле причиной сентябрьского краха мнимой польско-украинской дружбы было как раз то, что тамошние элиты крайне цинично решили, что поступающая им из Польши помощь уже не будет иметь такого большого значения, как до сих пор, и сделали ставку на долгосрочное сотрудничество с силами, которые явно хотят Польше навредить. Наивный идеализм польского правительства лишь побуждал другую сторону к все более смелым действиям. Как видно, украинцы вовсе не ошиблись в своей оценке, поскольку из Варшавы продолжают поступать заверения о дружбе. Для Польши такой крайне расчетливый партнер в ЕС – слишком большой риск. Правительство Моравецкого уже выдало Украине карт-бланш на вступление,однако, учитывая условия, выдвинутые по этому поводу Германией, у нас еще есть время взять это согласие назад. Вся Европа понимает, что Украина нанесла Польше удар ниже пояса, и никто не удивится, если Варшава вдруг передумает. Но передумает ли?
Автор: Якуб Возинский (Jakub Wozinski)