Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские подражатели заполняют рыночные ниши на месте западных брендов

© РИА Новости Илья Питалев / Перейти в фотобанкОчереди у открывшегося ресторана быстрого питания "Вкусно и точка" в Москве
Очереди у открывшегося ресторана быстрого питания Вкусно и точка в Москве - ИноСМИ, 1920, 28.12.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На смену ушедшим из России западным компаниям пришли локальные аналоги, пишет FT. Российские бренды заполнили освободившиеся ниши, сделав огромный скачок в развитии, отмечает автор статьи. "Еще одна победа для России и русских", — комментируют читатели.
Дарья Мосолова
На смену ушедшим компаниям — от Ikea и Zara до McDonald’s и Starbucks — приходят доморощенные аналоги.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Когда зимой 2021 года компания белорусского предпринимателя Мурата Шагылыджова Swed House только запустилась, бренд товаров для дома в скандинавском стиле пополнил собой список многочисленных предприятий в тени мебельного гиганта Ikea.
“Наш первоначальный замысел заключался в том, чтобы открыть небольшой магазин с предметами интерьера и домашнего декора”, — рассказал Шагылыджов. Но когда сотни международных компаний покинули российский рынок в связи с полномасштабным конфликтом на Украине, он усмотрел в этом уникальную возможность для бизнеса. “Наш проект расширился”, — сказал он.
Спустя два года новые магазины Шагылыджова открываются как в России, так и в Белоруссии. К ним выстраиваются очереди “осиротевших” покупателей, которых прельщает ассортимент, практически идентичный шведскому предшественнику.
Swed House — один из множества брендов-двойников, которые стремятся заполнить опустевшие ниши после того, как конфликт на Украине выдавил сотни международных компаний с российского рынка.
На смену американской сети закусочных McDonald’s пришел преемник под названием “Вкусно и точка”, а производителя пончиков Krispy Kreme заменил эрзац Krunchy Dream. Сеть кофеен Stars Coffee, вытеснившая Starbucks, заманивает хлестким слоганом: “Баксы уехали, а звезды остались”.
Хотя бренды-подражатели едва ли принесут российской экономике желанное оздоровление, они ослабят давление на правительство и успокоят население, привыкшее к постсоветскому изобилию доступных потребительских товаров.
“Ни одного пустующего помещения, — сказал Шагылыджов по телефону из оживленного торгового центра. — Я вижу российские бренды, такие как Gloria Jeans, Zarina. Они сделали огромный скачок в развитии”. Он говорит о производителях одежды, чья популярность резко возросла с тех пор, как компания Zara Inditex покинула страну в этом году, продав примерно половину из более чем 500 магазинов группе из Объединенных Арабских Эмиратов.
Согласно исследованию неправительственной организации с участием бизнесменов и активистов B4Ukraine и Киевской школы экономики, около 300 западных компаний покинули Россию после начала конфликта, а около 1 600 брендов продолжают работать в стране, заплатив в 2022 году 3,5 миллиарда долларов налога на прибыль. В докладе отмечается, что в прошлом году доход западного сектора потребительских товаров в России превысил 21 миллиард долларов.
В течение года компания Swed House подписала контракты с бывшими производственными площадками Ikea, превратившись из интернет-магазина в компанию со штатом в 100 человек и 10 торговыми точками в России и Белоруссии. В следующем году их количество планируется удвоить.
Однако по сравнению со шведским предшественником, в котором работало 15 тысяч человек и который за последний финансовый год в России заработал 1,5 миллиарда долларов, это мелочь.
“Учитывая размер рынка, у компании вроде Swed House уйдут годы и годы на то, чтобы заменить Ikea, у которой было всё: производственные мощности, ноу-хау и технологии”, — сказал заместитель директора по развитию Киевской школы экономики Андрей Оноприенко.
Скотт Риттер: без России Европа — огромный “Хаммер” с пустым баком
Скотт Риттер: санкции ударили по Западу бумерангомЕС выстрелил себе в ногу, когда ввел санкции против Москвы, заявил в интервью YouTube-каналу Danny Haiphong бывший офицер разведки США Скотт Риттер. В результате европейская экономика в отличие от российской оказалась в глубоком кризисе. С этим согласился и участвовавший в дискуссии экс-аналитик ЦРУ Ларри Джонсон.
“Происходит своего рода национализация российской экономики, — сказала научный сотрудник российского отделения Евразийского центра Карнеги* Александра Прокопенко. — Правительство считает, что предприятиями должны управлять только люди с российскими паспортами”.
“Это не лучший подход, ведь наличие того или иного паспорта еще ни гарантирует ни навыков, ни должного отношения к бизнесу, но такова сегодняшняя реальность”, — добавила она.
Хотя каталог Swed House значительно скромнее, чем у Ikea, он тщательно воспроизводит атмосферу своего западного аналога, предлагая минималистские предметы домашнего обихода со скандинавскими названиями вроде Doftfarmaljus и Pappershanddukshållare, наряду с товарами, напоминающими оригинальный ассортимент Ikea.
“Тарелку изобрела не Ikea, — заметил Шагылыджов. — И если зайти, скажем, в магазин телевизоров, то тоже увидишь тысячи очень похожих вариантов. Единственное, чем они будут отличаться — это логотипом”.
Таможенные документы показали, что владеющая торговой маркой Swed House компания “Мердем” импортирует одеяла и постельные принадлежности через предприятие в Калининграде, прежде, судя по всему, поставлявшее аналогичную продукцию Ikea.
“Ikea не имеет ничего общего со Swed House, — заявили Financial Times в группе Inter Ikea. — Но мы видим, что они пытаются воспользоваться ситуацией и переманить клиентуру Ikea”.
Swed House импортирует пластиковые изделия через дистрибьютора в Гонконге. Чтобы заполнить другие пробелы, фирма обратилась к российским компаниям: так, массу простых моделей мебели для нее производит ТДК (Татарстанский деревообрабатывающий комбинат).
Это может стать для ТДК долгожданным спасением: его таможенная отчетность свидетельствует о резком падении экспорта после ввода в прошлом году санкций ЕС против российской древесины и американских — против самой компании.
Помимо попутного ветра в виде ослабленной конкуренции и резких скидок на аренду, Шагылыджов упомянул непосредственную поддержку местных властей. Когда в Санкт-Петербурге открылся первый магазин Swed House, рассказал он, городские власти пригласили предпринимателя на чай, попросив “держать их в курсе любых проблем” и пообещав вмешаться, если что”.
Обеспечивая клиентуре легкий доступ к привычным потребительским товарам, российские компании-эпигоны выполняют важную функцию для правительства, не жалеющего усилий, чтобы скрыть внутренние последствия своей специальной военной операции на Украине.
“Правительству необходимо любыми средствами создать впечатление, что “санкции нас не затронули”, и что “у нас есть своя, замечательная промышленность”, — говорит антрополог-обществовед и специалист по России Александра Архипова**. — Цель заключается не столько в том, чтобы доказать, что “наша борьба священна”, сколько убедить в том, что “ничего плохого не произошло””.
В то же время Кремль ввел целый ряд ограничений против иностранных компаний, пытающихся избавиться от местных “дочек”. Он потребовал, чтобы сделки с участием недружественных стран — то есть тех, кто ввели против России санкции, — заключались сугубо с одобрения Москвы.
А для этого требуется “огромное количество документов”, рассказал совладелец российского подразделения британской косметической компании Lush Дмитрий Азаров. “Когда этот закон только вступил в силу, никто не знал, что делать. Мы подали целых три заявки, но ни одна из них даже не дошла до правительственной комиссии”.
Хотя Lush Russia все еще существует как юридическое лицо, в 2022 году компания свернула все поставки. В результате Азарову, которому принадлежит 65% акций дочерней компании, достались 48 магазинов, где нечем торговать.
Через пять месяцев после закрытия Lush Азаров запустил аналогичную косметическую сеть Oomph, чтобы хоть чем-нибудь заполнить пустующие полки магазинов с нерасторжимой арендой.
“Мы договорились с одними арендодателями и заплатили сумасшедшие штрафы другим, — сказал он. — Иначе мы бы просто обанкротились, платя аренду сверх штрафов за то, что ничего не продали”.
Открытие новой сети ресторанов быстрого питания Вкусно и точка в Москве - ИноСМИ, 1920, 16.10.2023
Я попробовал бургеры в российском ресторане, заменившем McDonald’s, и они не уступают по вкусуРоссийская сеть быстрого питания "Вкусно — и точка" предлагает не менее вкусные бургеры, чем ушедший из страны McDonald’s, заключил автор статьи на JDN. По его мнению, ребрендинг, осуществленный при поддержке властей, прошел успешно. Теперь Москва намерена осваивать новые рынки.
Компания, предлагающая, как и Lush, экологически чистые и малоотходные средства по уходу за телом, которые не тестируются на животных, имеет семь магазинов, и в ней работают 100 из 600 человек из штата бывшей британской фирмы.
“Невероятно сложно уволить столько людей — и одного-то человека непросто”, — признался Азаров.
“Мы знаем, что Дмитрий создал собственный бренд, и желаем ему всего наилучшего”, — ответили в компании Lush по электронной почте.
Азаров родился в Донбассе на востоке Украины — в регионе, с 2014 года ставшем предметом российских притязаний. Более двух десятилетий он работает в обеих странах попеременно.
“Каждый бизнесмен по природе своей хочет строить, — сказал он. — Когда я вижу, как что-то, плод чьего-то труда, рушится, для меня это сущий кошмар”.
Статья написана по материалам Криса Кука из Лондона и Барни Джопсона из Мадрида
Комментарии читателей
BouncyCzech
Международное лицензирование и франшиза потребительских брендов — своего рода культурный налог, хотя и уплачивается добровольно.
Johan Bernard
Ловко сработано!
User 40
Флаг им в руки! По моему опыту (я несколько лет назад был в Москве в командировке), москвичи обожают западные бренды и продукты. Единственным истинно русским продуктом, который я там попробовал, была водка, довольно средняя по сравнению со спиртными напитками из Центральной и Восточной Европы. Да, и еще ужасный русский эль — пожалуй, отвратительнее пива я в жизни не пил...
FakeCharmer
То есть только западные монополии могут травить нас своей химической дрянью?!
User_2021
Надо же, целое поколение предпринимателей мгновенно разбогатело! Такая возможность выпадает раз в жизни.
Sean Citizen
Как и природа, рынки не терпят вакуума. Эрзац-продукты, может, не то же самое, что оригинал. Но основная часть западного производства все равно давно уже передана на откуп в Китай и другие азиатские страны. Российские компании получают свои якобы “эрзац”-товары от тех же поставщиков и по тем же стандартам, что и оригинал. А Китай не будет ни вводить санкций, ни соблюдать западное эмбарго.
Пускай немного потрепанная, но российская экономика выдержала этот шторм.
Мне кажется, что есть лишь два способа закончить конфликт на Украине. Либо Запад вооружит Украину настолько, что это ослабит военный потенциал России, либо более мощный противник сомнет саму Украину. Как бы то ни было, экономические санкции на результат не повлияют.
Указатель на ресторан быстрого питания McDonald’s в городе Брэндон, штат Миссисипи - ИноСМИ, 1920, 03.05.2023
В США оштрафовали рестораны McDonald's за использование детского труда
Open your eyes
Еще одна большая победа для России и русских.
Русские получат те же товары, а западным компаниям “пришлось” бросить прибыльный бизнес производства в богатой стране (особенно в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и т. д.)
Короче, для среднестатистического Дмитрия ничего не изменилось, а Запад лишился огромной прибыли, которая теперь идет прямиком в карманы российских правителей...
Mill Reef
Молодцы русские! Если бы такой динамичный капитализм развернулся, скажем, в Кот-д'Ивуаре или Аргентине, все были бы в восторге.
UserJP1976
Гамбургеры и кофе... было бы что копировать!
Occam
А теперь срочно опубликуйте статью о том, какое это барахло и ширпотреб, какие русские несчастные и обездоленные, и что их страна в принципе обречена. А то тутошняя русофобская публика занервничала.
Censors hate this one user!
У них нет корреспондентов на местах. До смерти боятся арестов. Поэтому статьи и клепают фантазеры.
*данная организация выполняет функции иностранного агента
**данное лицо выполняет функции иностранного агента