Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Проблемы с призывом обостряются. "Я погибну за две минуты"

Newsweek Polska: мобилизация на Украине становится все более токсичной

© РИА Новости Стрингер / Перейти в фотобанкВоеннослужащие украинских вооруженных сил Украины
Военнослужащие украинских вооруженных сил Украины - ИноСМИ, 1920, 24.01.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украина отчаянно пытается заткнуть дыры в рядах ВСУ, но проблемы с набором на военную службу становятся все серьезнее, пишет Newsweek Polska. Мобилизация становится все более токсичной. Украинцы бегут из страны или пытаются откупиться. На фронте увеличивается количество дезертиров.
Вначале был патриотический подъем, мужчины и женщины массово добровольно шли в армию. Польша и Молдавия были полны не только беженцев, покидающих страну, но и теми украинцами, которые возвращались, чтобы взяться за оружие для защиты своей родины. Сегодня ситуация совсем иная. Многие самые опытные бригады были уничтожены в жестоких боях, поэтому Украина отчаянно пытается заткнуть дыры в рядах ВСУ.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
"Мы видим все больше и больше людей в возрасте 45-47 лет. У них начинается одышка еще до того, как доберутся до линии фронта", – пожаловался один из офицеров. Средний возраст солдата ВСУ сегодня составляет 43 года, что на 10 лет больше, чем в марте 2022 года. "Некоторые из них не способны даже стрелять, потому что боятся звука выстрела. Другие слишком много выпили за свою жизнь. Трое из десяти прибывших на фронт новичков ничуть не лучше пьяницы, уснувшего с перепою и внезапно пробудившегося в мундире", – сказал офицер, сражавшийся в районе Авдеевки. Одного новобранца инструкторам пришлось поддерживать, чтобы он мог стрелять, потому что этот новоиспеченный солдат был искалечен алкоголизмом.

Я погибну за две минуты

Проблемы с набором на военную службу становятся все серьезнее. Представитель Министерства обороны Иларион Павлюк утверждает, что многие граждане Украины больше не видят экзистенциального измерения этого конфликта, как это было сразу после начала российской спецоперации в феврале 2022 года: "Некоторые ошибочно полагают, что кто-то другой может сделать эту работу за них".
Андрей Семака, который в первые месяцы конфликта работал в вербовочном центре в Выжнице Черновицкой области, рассказывал, что каждый четвертый призывник платил примерно 1 тысячу долларов, чтобы избежать призыва. Схема всегда была одна и та же: начальник военкомата звонил врачу в ближайшую больницу и говорил: "Этому напишите, что не годен. А этому, что здоров".
Коррупция была распространена повсеместно. В июле 2023 года начальник Одесского областного военкомата Евгений Борисов был арестован по обвинению в получении взяток на общую сумму не менее 5 миллионов долларов. Всего на покупку виллы в испанской Марбелье он потратил около 4,5 миллионов. Начались расследования случаев коррупции среди военкомов, в результате чего президент Владимир Зеленский в августе уволил всех руководителей региональных военкоматов, что должно было способствовать искоренению коррупции. Однако многие военные говорят, что этот шаг был контрпродуктивным и лишь замедлил усилия по набору новобранцев. Ликвидировать взяточничество полностью так и не удалось. "Раньше желающий избежать мобилизации платил за липовый “белый билет” в Одессе 7-8 тысяч долларов, сейчас его цена выросла примерно до 20 тысяч", — рассказывает сотрудник одесской антикоррупционной общественной организации "Центр общественных расследований" Валерий Болхан.
Коррупция имеет побочные эффекты. С одной стороны, чиновники за взятки помогали здоровым мужчинам уклониться от призыва, с другой (ведь кто-то все-таки должен служить) на фронт отправляли людей с очевидными медицинскими проблемами, с которыми в армию не берут. "Разочарование растет. Бедные деревенские парни погибают, в то время как уклонисты из богатых семей в городах находят способы избежать призыва. В каждой деревне есть могилы", — говорил Андрей Ткачик из села Тухля на Западной Украине. В обществе царит мнение, что это война бедных людей. "Растет возмущение, как по отношению к тем, кто дает взятки, так и к тем, кто их берет. На фронте много солдат, которых давно следовало заменить, потому что они уже очень измотаны", – говорила Оксана Боркун из Ирпеня, муж которой погиб в бою. И хотя Зеленский лично не был замешан в военкоматовских скандалах, 77% украинцев считают его ответственным за разгул коррупции.
Кроме того, все больше молодых украинцев не намерены воевать и не испытывают по этому поводу ни малейшего раскаяния.
"Я считаю, что все, что происходит с мобилизацией, незаконно и несправедливо. Конечно, я не поддерживаю Россию. Но если я завтра получу повестку, я проконсультируюсь с адвокатом и все оспорю. Что такого дала мне эта страна, за что я ей так задолжал? И что мне делать на фронте, если у меня нет военной подготовки? Я погибну за две минуты", — объяснил Евгений, 32-летний айтишник из Киева.
Начало очередного этапа подготовки подразделений ВСУ во Львовской области - ИноСМИ, 1920, 23.01.2024
Мужчина в 25 лет на фронте уже взрослый дядька. Командир ВСУ предложил опустить возраст мобилизации еще нижеНа Украине заговорили о том, чтобы снизить мобилизационный возраст до 22 лет, пишет "Страна". Из-за нехватки личного состава в ВСУ также предлагают продлевать срок военной службы для людей с инвалидностью.

История побега

Юлия, жительница Киева, работает в зарубежной IT-компании. "Раньше у меня в команде было восемь парней, пятеро из них нелегально покинули страну", — рассказывала она. Когда один из ее бывших коллег опубликовал в социальных сетях фотографию, на которой он потягивает пиво в Берлине, ее возмущению не было предела: "Что за мерзавец!", — воскликнула она.
По данным Евростата, с начала конфликта около 768 тысяч украинских мужчин в возрасте 18-64 лет уехали в страны ЕС. Это не считая граждан Украины, проживающих за пределами ЕС, тех, кто жил за границей до февраля 2022 года, а также украинцев, проживающих в Европе незаконно: предполагается, что это примерно половина зарегистрированных.
Представившись украинцем, желающим покинуть страну, репортер Би-би-си переписывался с контрабандистами в социальных сетях. Он быстро нашел несколько профильных групп в Telegram, в которых участвовало от ста до тысячи человек. "Отправляешь сообщение администратору группы, он быстро отвечает и предоставляет список услуг. Масштабы этого нелегального бизнеса, похоже, довольно велики", — рассказал он. Варианты побега, которые ему предлагали, включали: "приписку" нескольких детей к уже имеющимся, что позволило бы ему покинуть страну, фиктивное трудоустройство в качестве волонтера, предоставление за соответствующую плату маршрута, который позволил бы ему обойти пограничный контроль. Самым дорогим был "белый билет", освобождающий от призыва по болезни.
Украинские власти поймали более 20 тысяч уклонистов, пытавшихся бежать с Украины. В начале конфликта большинство беглецов использовали поддельные документы, в которых говорилось, что они освобождены от призыва, поскольку являются опекунами инвалидов или имеют троих и более детей. Некоторые прятались в транспортных средствах, покидающих Украину через официальные пограничные переходы. Однако по мере того, как службы разгадывали эти уловки, методы беглецов менялись. Сегодня они пытаются преодолеть границу пешком или вплавь.
Погранотряд в Мукачево контролирует участок границы с Румынией и Венгрией протяженностью более 300 километров. Его облюбовали беженцы и контрабандисты. В 2022 году местные пограничники выловили из реки тела 19 человек, которые утонули, пытавшись переплыть границу. Пятерых нашли замерзшими в лесах.
"Люди пытаются незаконно пересечь границу по разным причинам, – рассказала пресс-секретарь Пограничной службы Лея Федорова. — Часто они идут на это по экономическим соображениям: мужчины в возрасте до 27 лет, которые по возрасту еще не подлежат призыву в армию, хотят любой ценой найти работу за границей. Другие хотят присоединиться к находящимся за границей семьям, чтобы увидеть, как растут их дети. Есть, конечно, и те, кто просто убегает из страха перед мобилизацией, что, конечно, неправильно. Тем не менее, мы в первую очередь сосредоточены на выявлении банд контрабандистов, которые организуют нелегальные пересечения границы".
Украинские суды довольно мягко относятся к задержанным нарушителям границы. Это преступление носит административный, а не уголовный характер, если не задействованы фальшивые документы. За его совершение грозит три дня под стражей в ожидании суда и не очень высокий штраф — в пересчете на польскую валюту от 350 до 900 злотых. А вот контрабандисты могут получить пять лет тюрьмы, но, как правило, им назначается условный срок.
С начала конфликта увеличилось и количество дезертиров. "Некоторые солдаты открыто заявляют, что не пойдут воевать, потому что в тюрьме безопаснее, чем на фронте. Помимо официальных случаев дезертирства, во всех без исключения подразделениях армии имеются скрытые дезертиры — солдаты, сержанты и офицеры, симулирующих болезни", — говорит майор ВСУ.
С начала военных действий было вынесено более 800 приговоров за дезертирство, проводится несколько тысяч расследований по этому поводу. Сейчас судьи стали гораздо строже относиться к дезертирам, чем до начала конфликта. Раньше большинство разбирательств заканчивалось досудебными соглашениями между обвиняемым и прокурором. Дезертиры получали условные сроки. Сегодня большинство получает пять лет тюрьмы.
Президент Украины Владимир Зеленский во время пресс-конференции в Киеве - ИноСМИ, 1920, 12.01.2024
Окровавленная и изнуренная: попытки Украины провести дополнительную мобилизацию наталкиваются на трудностиУкраинский парламент отправил на доработку законопроект о мобилизации, пишет Politico. Этот план спровоцировал в стране серьезный скандал, и политики не решаются брать на себя ответственность за него. Сам Зеленский старается от него откреститься, отмечается в статье.
Много расследований связано с дезертирством с линии фронта. Один солдат сбежал из своего подразделения со штурмовой винтовкой и четырьмя магазинами патронов. Он решился на это после того, как в марте 2022 года в результате ракетного обстрела погибли десятки его товарищей. Этого дезертира заочно приговорили к восьми годам.
Многие из осужденных говорили о страхе смерти. Солдат штурмовой бригады признался, что покинул подразделение, "не желая участвовать в штурме города Лиман без надлежащей поддержки". Он получил пять лет тюрьмы.

Токсичная мобилизация

Всеобщая мобилизация пока не объявлялась, она сейчас как бы приостановлена: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет должны отметиться в военкомате, им нельзя покидать страну. Они считаются мобилизованными только в случае получения персональной повестки.
В декабре министр обороны Рустем Умеров объявил, что беженцы призывного возраста, находящиеся в Европе, будут призваны на военную службу. Если они не явятся добровольно, им будут грозить некие санкции. "Мы пока обсуждаем, какие применить меры к тем, кто не явится добровольно", — добавил он.
Германия уже заявила, что не намерена выдавать украинских беженцев призывного возраста. А среди украинцев, живущих в Польше, это известие вызвало беспокойство. "С этого момента я не собираюсь ехать на Украину. Неизвестно, чем это может для меня кончиться, хотя теоретически я освобожден от призыва. Мне есть, что терять", — говорил киевлянин Николай, который живет в Польше 10 лет.
В декабре президент Зеленский заявил, что командование ВСУ попросило мобилизовать еще 500 тысяч человек. Одновременно в парламент был внесен законопроект о призыве. Он снижает возраст призыва с нынешних 27 до 25 лет, сокращается список заболеваний, дающих основание на освобождение от службы, ужесточаются меры наказания для тех, кто не встает на учет в военкоматах, предполагается рассылать электронные повестки. Однако 11 января после того, как законопроект не получил поддержки большинства, правительство отозвало его для дальнейшей работы. В качестве причины был назван чрезмерный радикализм некоторых предложений (резервистам, которые саботировали свои обязанности, предлагалось запретить покидать Украину, продавать недвижимость, заключать кредитные договоры, планировалось приостановить действие полагающихся им государственных льгот).
Появились и другие сомнения: да, Киеву требуется больше людей на поле боя, но власти также нужно заботиться об экономике и налогах. Как выразился президент: "мобилизация дополнительных 450-500 тысяч человек обойдется Украине в 500 миллиардов гривен (12 миллиардов евро), и я хотел бы знать, откуда эти деньги возьмутся". Во время визита в Эстонию он добавил: "Если вы находитесь на Украине и не на фронте, но работаете и платите налоги, то вы также защищаете страну. И это очень нужное дело".
По мнению многих, аргументы экономического характера — это не более, чем оправдания. Экономика Украины с начала конфликта находится в упадке и функционирует только благодаря западной помощи. Как отмечает журналист Павел Казарин: "Чтобы вести войну, нашей стране нужны деньги – именно они удерживают экономику на плаву. Ей нужно оружие, потому что без оружия нельзя говорить о сопротивлении. И солдаты. Если первые два ресурса могут предоставить нам наши союзники, то люди, способные защищать страну, живут только на Украине".
Есть еще одна проблема: новый проект мобилизации очень непопулярен и политически токсичен. И ни парламент, ни президент не хотят брать на себя за него ответственность. Именно поэтому Зеленский продвигал его как требование военных, а не как собственное предложение. Он не хочет злить граждан.
Виктор Кевлюк, полковник в отставке, который курировал реализацию мобилизационной политики в некоторых регионах Украины с 2014 года и до начала конфликта, говорит, что Украина сама себе вредит. "Россия продолжит мобилизацию после президентских выборов в марте. Между тем наше правительство только симулирует мобилизацию".
Россия еще не выиграла этот конфликт. Однако Путин не тот человек, которым он был после восстания Пригожина – он снова стал уверенным диктатором, который жаждет победы любой ценой. Крупные пакеты помощи от ЕС и США оказались в подвешенном состоянии после вето Виктора Орбана и противодействия части американских республиканцев. Это имеет ключевое значение. "В зависимости от того, что произойдет в этом году, особенно что касается западной поддержки, Украина может вернуть себе преимущество к 2025 году. Или без достаточной западной помощи начнет проигрывать конфликт", — подчеркивает американский военный аналитик Майкл Кофман (Michael Kofman).
Колебания Киева по поводу мобилизации происходят в самый худший момент из возможных.