Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Грузия на передовом рубеже борьбы между Россией и Западом. Сохранит ли она свою демократию?

The Guardian: правительство Грузии разворачивается в сторону России

© Sputnik / Стрингер / Перейти в фотобанкФлаг Грузии перед парламентом в Тбилиси
Флаг Грузии перед парламентом в Тбилиси - ИноСМИ, 1920, 17.07.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На Западе обеспокоились состоянием демократии в Грузии, пишет The Guardian. По мнению экспертов, ее нужно как можно скорее спасать… от России.
Натали Точчи (Nathalie Tocci)
Правительство этой страны разворачивается в сторону России, и октябрьские выборы могут стать для нее последним шансом застолбить себе путь в ЕС
Во всей Европе и на Западе усиливается поляризация. Нагляднее всего это проявляется в бывшей советской республике, Грузии. Недавно там был принят "русский закон", под копирку позаимствованный у Москвы и заставляющий грузинские общественные организации регистрироваться в качестве иностранных агентов, если они получают из-за рубежа более 20% своего финансирования. Сделано это было, несмотря на массовые протесты и масштабное применение силы полицией. Закон будет введен в действие этим летом, как раз вовремя, чтобы парализовать гражданское общество и усилить давление на оппозиционные партии в преддверии чрезвычайно важных парламентских выборов, которые состоятся 26 октября.
На фоне протестов правящая партия "Грузинская мечта" подняла забрало и показала свое истинное лицо. Выступая в апреле с изобилующей преувеличениями речью, магнат с миллиардным состоянием и серый кардинал этой партии Бидзина Иванишвили повел массированное наступление на либеральный Запад, изложив немало конспирологических теорий о "глобальной партии войны", которой заправляют масоны, предатели, иноагенты и прочие. Евросоюзу понадобилось слишком много времени, чтобы дистанцироваться от правительства в Тбилиси, которое нагло стряхнуло пыль с отложенного после прошлогодних протестов русского закона и приняло его, сделав это спустя всего несколько недель после того, как Грузии в декабре предоставили статус кандидата.
Европейские лидеры и институты власти осудили этот закон и силовые действия полиции против демонстрантов, которые весной снова мобилизовали свои усилия, чтобы остановить принятие закона, но на сей раз не сумели это сделать. По мнению гражданского общества и оппозиции, европейская критика звучит слишком робко. Один из лидеров оппозиции сказал мне несколько дней назад в Тбилиси: "Когда ты в комнате со змеей, ты не ведешь с ней разговоры, не пытаешься понять ее "законные озабоченности". Я был потрясен, увидев по телевидению, как посол ЕС разрезает ленточки вместе с руководителями "Грузинской мечты", в то время как я находился в больнице с сотрясением мозга, полученным в результате действий полиции".
Теперь ЕС ужесточил свою позицию. Несколько дней тому назад он официально приостановил процесс вступления Грузии и заморозил финансовую помощь для министерства обороны этой страны на сумму 30 миллионов евро. Между тем ЕС согласился продолжить переговоры о вступлении с Украиной и Молдавией.
Но этого мало. Пока грузинскому правительству удается усидеть на двух стульях. Когда русский закон вступит в силу, ЕС должен рассмотреть персональные санкции и запреты на въезд в отношении представителей правящего режима из политических, деловых кругов и средств массовой информации. А если в случае победы "Грузинской мечты" на выборах авторитарное давление продолжится, ЕС следует отменить свободное и безвизовое передвижение грузин по Европе.
Оппозиция знает, что осенние выборы станут борьбой не на жизнь, а на смерть. Как сказал мне один ученый и видный деятель оппозиции, "Грузия уже потеряна, и это наш последний шанс возродить страну". Лидеры оппозиции проводят тактические дискуссии о том, как создать сплоченный альянс во избежание раскола между оппозиционными партиями во время голосования, помня о пятипроцентном избирательном пороге, не пройдя который, партия не может быть представлена в парламенте. Оппозиционеры знают, что не должны упустить этот шанс. Не исключено, что это для них последняя возможность восстановить в Грузии либеральную демократию.
Однако исход голосования неясен. Равенство возможностей на политическом игровом поле отсутствует. На стороне "Грузинской мечты" финансовые средства, программы социального обеспечения, полиция, отлаженная пропагандистская машина и репрессии против гражданского общества. Сигнал понятен: война или мир. Согласно повествовательной концепции правящей партии, подстрекаемая лицемерным Западом оппозиция во главе с безответственным политиком Михаилом Саакашвили в 2008 году попала в устроенную Россией западню, а когда Москва вторглась в Грузию, Запад бросил ее на произвол судьбы. Играя на страхах граждан, усиленных болезненными воспоминаниями о конфликте в 2008 году, правительство представляет себя в качестве "партии мира". А оппозицию, которая твердо поддерживает украинское сопротивление против России, оно изображает как "партию глобальной войны". Скрывая свои все более тесные связи с Москвой, "Грузинская мечта" предстает в образе твердыни, выступающей против войны с Россией, в которой невозможно победить.
Оппозиции тоже есть что рассказать. О Европе и свободе, о России и репрессиях. Она заявляет, что ее победа на октябрьских выборах — это единственный путь для Грузии, который не даст ей еще глубже увязнуть в постсоветском авторитарном болоте. Массовые демонстрации против русского закона, проведенные в прошлом и нынешнем году, говорят нам о том, что это убедительный довод, способный мобилизовать людей и вернуть Грузию на верный путь к демократии и членству в ЕС.
Но сделать это будет нелегко. "Грузинская мечта" пользуется мощной и сплоченной поддержкой России. А на стороне оппозиции — расколотый и растерянный Запад. Разногласия на Западе как в зеркале отражают ситуацию в Грузии. "Грузинская мечта" не сможет победить на выборах, занимая однозначно антизападные и антиевропейские позиции. Грузины знают, что свобода и независимость их страны (от России) связана с Западом. Но какой он — этот Запад? Открытый, демократический и законопослушный? Или закрытый, националистический и консервативный в социальном плане? Если это Запад Виктора Орбана, Марин Ле Пен, Джорджи Мелони и Герта Вилдерса в Европе, и Дональда Трампа по другую сторону Атлантики, Иванишвили будет очень комфортно занимать прозападные позиции. Наверное, Владимиру Путину тоже.
Протесты в Тбилиси против закона об иноагентах - ИноСМИ, 1920, 30.05.2024
"В Грузии майдан" — чешский блогер из страны, чья судьба решается сейчасМы стали свидетелями попытки очередной цветной революции и "майданизации" общества в Грузии, заявил в интервью PL блогер Ладислав Ветвичка. Грузины рвутся в ЕС, но их там никто не ждет. Они хотят дотаций, а получат приказы и запреты. Чтобы улучшить дела в стране, Евросоюз им не нужен, считает чех.
Крошечная Грузия — это микромир борьбы за либеральную демократию на Западе. Грузинские демократы долгие годы умоляли своих западных партнеров очнуться и осознать ту угрозу, которую представляет Россия. Но когда Запад начал открывать глаза, став свидетелем полномасштабной военной операции России на Украине, грузинское правительство повернулось к Москве, совершив трагический виток в своей истории. По иронии судьбы, произошло это в тот момент, когда Грузия, оседлав волну политики расширения Евросоюза и подстегиваемая вооруженным конфликтом на Украине, еще на один шаг приблизилась к вступлению в ЕС.
В более старых демократических странах, где сильнее институты, демократия способна выстоять (какое-то время), если на выборах победят диктаторы, националисты и популисты. А в молодом и пока слабом демократическом государстве по соседству с Россией демократию надо спасать и поддерживать. В противном случае она потерпит крах.