Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Какой урок об Украине может преподать Европе утконос

RS: ЕС рискует оказаться в глупом положении из-за ставки на победу Украины

© AP Photo / Michal DyjukПрезидент Украины Владимир Зеленский
Президент Украины Владимир Зеленский - ИноСМИ, 1920, 06.08.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Стремление одержать "победу" над Россией не сулит ничего хорошего ЕС и его отношениям с будущей американской администрацией, пишет политолог Ливен в статье для RS. Чрезмерное самодовольство сделало европейских политиков заложниками самих себя — и США, любое требование которых им придется безропотно выполнять.
Есть одно стихотворение, которое следует прочесть всем, кто хочет сделать дипломатическую карьеру. Утконос получает высокую должность в британском МИД, потому что "никогда не делал поспешных заявлений, за которые враги могли призвать его к ответу. Он ничего не заявлял, потому что никто ему никогда об этом не говорил".
Если вести речь о вооруженном конфликте на Украине, то Евросоюзу и его странам-членам пора пойти по стопам утконоса и говорить как можно меньше. В лучшем случае ЕС из-за своего нынешнего курса рискует очутиться в изоляции и выглядеть в конечном счёте довольно глупо. А в — худшем он подставит Украину, подведя ее к сокрушительному поражению.
Тем не менее, ЕС и большинство его членов в последние месяцы бесконечно рассказывают о том, как они выступают в поддержку украинской "победы". Французский президент Эммануэль Макрон объявил о "безграничной" поддержке Украины (это явное лицемерие, если учесть состояние бюджета и экономики его страны). А еще он утверждает, что Украине надо разрешить наносить удары западным оружием по целям в глубине российской территории.
Почему европейцам пора пойти по стопам утконоса? Во-первых, конечно же, причина в том, что в США в ноябре состоятся президентские выборы. Если победит Трамп, вполне возможно, что отношение Вашингтона к мирному урегулированию радикально изменится. В этом случае возникнет впечатление, что европейцы оказались в изоляции и выглядят довольно глупо. Как сообщает Financial Times, "в германском министерстве иностранных дел дипломаты поспешно готовятся к сценарию, который многие долгое время считали невероятным: к возвращению Дональда Трампа в Белый дом ... такая перспектива вызывает в Берлине серьезную обеспокоенность".
Почему очень многие представители немецкой и прочей элиты считали такой сценарий "невероятным"? Это можно объяснить только тем, что они очень сильно боялись такого развития событий и не желали даже думать об этом.
Представители французского истэблишмента, с которыми я встречался в Париже, утверждают, что Европа и без Америки сможет оказывать Украине военную помощь. Но даже самые проукраинские эксперты в Германии считают, что это невозможно. Такого же мнения придерживаются и отставные французские офицеры, занимавшие в армии высокие должности. Европейские страны пытаются развивать свою военную промышленность, но с учетом того, как сильно она ослабла, этот процесс займет несколько лет. При этом им в приоритетном порядке придется укреплять собственные вооруженные силы. А меж тем многое говорит о том, что Россия на поле боя становится все сильнее.
Вот что сказал один французский генерал в отставке:
"В глубине души большая часть французского истэблишмента сегодня осознает, что нужен мир, достигаемый посредством компромиссов. Но брать на себя инициативу этот истэблишмент не желает. Для этого нужны немцы, а их разбил паралич. А Европа в целом очень сильно расколота. Поэтому мы, как обычно, ждем американцев".
Эти слова генерал произнес до состоявшихся в июле французских парламентских выборов, в результате которых правительство Франции тоже было парализовано. Как следствие, все большую и большую власть в ЕС концентрируют в своих руках Польша и прибалтийские государства. Их патологическую ненависть к России и страх перед ней сегодня направляет в нужное русло новый шеф внешней политики Евросоюза, бывший премьер-министр Эстонии Кая Каллас. Она пренебрежительно отмахнулась от цели под названием "Россия не должна победить", и теперь требует, чтобы в качестве цели была обозначена "победа Украины".
Французские официальные лица, опираясь на некоторые оптимистические аналитические выкладки СМИ, говорили мне, что западные санкции работают и что в будущем году российская экономика скатится в глубочайший кризис. Может быть, так и случится, но пока признаков этого очень мало. На самом же деле стагнация наблюдается в экономике стран ЕС. В 2023 году рост ВВП там составил 0,4%, а российский ВВП увеличился на 3,6%. На текущий год прогнозы по росту ВВП примерно такие же. Осознав нагрузку на немецкий бюджет и огромные издержки от перевооружения немецкой армии, правительство этой страны в середине июля наполовину сократило военную помощь Украине, и теперь она составляет четыре миллиарда евро.
Согласно опросам общественного мнения, сторонников продолжения военных действий на Украине среди европейцев становится все меньше — а число тех, кто поддерживает установление мира путем компромиссных решений, увеличивается. Это, в свою очередь, является отражением усиливающегося внутриполитического кризиса в Европе. Выборы в европейский и французский парламент показали, насколько сильно выросла поддержка правых популистских партий.
Выборы также продемонстрировали, что участвующие в них политические силы в основном послушно идут за НАТО и ЕС и поддерживают Украину после начала российской военной операции. Вместе с тем большинство из них открыто заявляют о своем стремлении добиться мира путем компромиссов и выступают против увеличения помощи Украине. В Германии в сентябре в трех землях состоятся выборы. Если избиратели активно поддержат правую популистскую партию "Альтернатива для Германии" и антивоенный левый "Союз Сары Вагенкнехт", то давление на правящую коалицию наверняка усилится — и ей придется задуматься о смене курса в отношении Украины.
Один французский журналист сказал мне: "Крысы бегут с тонущего корабля, это верно. Но кто-нибудь слышал, чтобы крысы бежали на тонущий корабль?" Откуда у европейского истэблишмента такая решимость и дальше оставаться на борту непригодного для плавания судна, если на небе сгущаются тучи, а американский капитан не знает, каким из двух курсов следовать?
Велосипедист проезжает мимо могил украинских солдат, погибших во время боевых действий, на Лесном кладбище в Киеве - ИноСМИ, 1920, 06.08.2024
Украина исчезает на наших глазах. Тревожные цифрыДемографический кризис опустошает Украину, пишет Interia. В стране на три случая смерти приходится только одно рождение. Прогнозы экспертов однозначны: надеяться Киеву уже не на что.
Во-первых, налицо видно то, что в научных кругах называют " зависимостью от выбранного пути" (хотя для обозначения этого явления есть и менее приличные слова). В первые месяцы вооруженного конфликта шок от начала военных действий, уверенность в американской поддержке и вера в то, что Россию можно решительно разгромить, в своем сочетании породили нежелание даже думать о какой бы то ни было сделке с Москвой. Публично пригвоздив себя к этой мачте, европейские официальные лица и "эксперты" сейчас уже не могут открыто менять курс.
Вполне возможно, что это знакомый исторический синдром. Серьезность европейского внутреннего кризиса и отсутствие идей относительно его урегулирования порождают желание "победить" на Украине. Экономический застой и старение населения усиливают нагрузку на бюджет в таких сферах как здравоохранение и социальное обеспечение. Рождаемость в ЕС одна из самых низких в мире, а иммиграция вызывает колоссальную социальную напряженность и вынуждает людей поддерживать популистов правого толка. В Британии мы видим признаки начинающегося этнического конфликта.
Таким образом, ЕС подает всему миру негативный пример, показывая, что союз в плохой форме. А это постепенно сводит на нет его усилия по распространению европейских ценностей — а ведь долг выполнения этой миссии лежит в основе идеологии Евросоюза. По логике вещей, это должно сформировать стремление к миру с Россией, чтобы сконцентрироваться на неотложных внутренних проблемах. Но нет. Подсознательно "победа" на Украине вытесняет все это и возрождает веру европейской элиты в себя и в европейский проект.
В конце концов, эти европейские синдромы не имеют большого значения. Никакая американская администрация, в том числе и администрация Трампа, не выйдет из НАТО и не выведет американские войска из Европы. Этот континент слишком ценен для Вашингтона из-за военных баз, экономического сотрудничества против Китая и представления Америки о себе самой как о "лидере свободного мира". С другой стороны, российский истэблишмент не намерен идти на колоссальный риск, нападая на НАТО. И, что бы ни говорил Макрон, ни одна европейская страна (за возможным исключением Польши) не станет воевать с Россией из-за Украины.
Поэтому что бы ни случилось, Европа надежно защищена от внешних демонов. Но не от внутренних. Если следующая американская администрация радикально поменяет политику в отношении Украины, европейский истэблишмент послушно подчинится. Все, что для этого нужно — получить порцию публичного унижения от Вашингтона. А в этом европейский истэблишмент настоящий эксперт.
Анатоль Ливен — директор Евразийской программы Института ответственного управления им. Куинси. Ранее он работал профессором Джорджтаунского университета в Катаре и на кафедре военных исследований Королевского колледжа Лондона.