Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как Китай изобретает электросеть будущего

Handelsblatt: инновации Китая в сфере возобновляемой энергии опередили Европу

© POOL / Перейти в фотобанкВоеннослужащие народно-освободительной армии Китая
Военнослужащие народно-освободительной армии Китая
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для передачи больших объемов возобновляемой электроэнергии на тысячи километров Китай использует особые линии сверхвысокого напряжения, пишет Handelsblatt. Пока Пекин ускоряет переход на зеленые технологии и активно их экспортирует, США и Европа сталкиваются с дефицитом, преодолеть который в краткосрочной перспективе невозможно.
Мартин Беннингхофф (Martin Benninghoff)
Ультравысоковольтные сети Китая соединяют источники возобновляемой энергии на больших расстояниях с крупными населенными пунктами. Теперь эта технология становится популярной и на экспортном рынке. Европа отстает.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Когда на заводе Siemens Healthineers в Шанхае производство аппаратов МРТ работает на полную мощность, требуется надежная подача больших объемов электроэнергии. Это становится возможным благодаря сложной логистической системе, которая простирается по всей территории Китая.
Европа опоздала: последний поезд в будущее ушел. Новый миропорядок определит Россия и еще две державы
До 40% всей электроэнергии, потребляемой Шанхаем, транспортируется по линиям с запада на восток — гигантским трассам, которые доставляют энергию от гидроэлектростанций в далеком Сычуане или солнечных парков в Цинхае к побережью. Около двух третей немецких компаний в Китае расположены в экономической столице и ее окрестностях: для них это имеет жизненно важное значение.
Топография Китая делает эту сложную инфраструктуру необходимой: крупные ветряные, солнечные и гидроэлектростанции расположены далеко на западе или северо-западе, часто в отдаленных горных районах или пустынных равнинах. В то же время густонаселенные центры, фабрики и мегаполисы сосредоточены почти исключительно на восточном и юго-восточном побережье.
Без линий электропередачи, транспортирующих электроэнергию на тысячи километров, возобновляемые источники энергии Китая никогда не смогли бы достичь высокоиндустриализированных центров потребления.
За последние десять лет Китай построил более трети всех таких передающих сетей в мире. Инженеры проложили 500 тысяч километров линий, в том числе линии сверхвысокого напряжения, называемые на профессиональном жаргоне HVDC и UHVDC, которые соединяют богатые энергией провинции в глубинке с агломерациями на востоке.
UHVDC, сверхвысоковольтная линия электропередачи постоянного тока — название звучит громоздко, но за ним скрывается тихая революция. Речь идет о технологии, которая позволяет транспортировать электроэнергию с минимальными потерями на тысячи километров. Менее мощная версия, линия HVDC, работает в диапазоне напряжений от 100 до 800 киловольт и передает электроэнергию на расстояния от сотен до тысяч километров.
"Строительство этих линий ориентировано в основном на солнечную и ветровую энергию, — говорит Антуан Коэн, аналитик независимого энергетического аналитического центра Future Cleantech Architects. — Угольные электростанции можно строить вблизи центров потребления, поэтому нет необходимости в высоковольтных линиях, проходящих на большие расстояния".
Действительно, в 2024 году Китай приступил к строительству новых угольных электростанций мощностью 94,5 гигаватт — столько же, сколько и в 2015 году. По мнению экологических экспертов, параллельное расширение угольных мощностей для обеспечения энергоснабжения и ограничения цен подрывает влияние возобновляемых источников энергии на климат и ставит вопрос о том, насколько "зеленой" на самом деле является китайская энергосистема в долгосрочной перспективе. Коэн считает эти опасения преувеличенными. В интервью Handelsblatt эксперт по энергетике говорит, что тенденция явно идет в сторону возобновляемых источников энергии, в том числе и в Китае.
Международная космическая станция
Из-за болезни астронавта на МКС командование досрочно перешло от НАСА к российскому космонавтуКомандир МКС от НАСА Майк Финк передал полномочия российскому коллеге Сергею Кудь-Сверчкову, пишет Scientific American. Эта мера оказалась необходимой из-за экстренной медицинской эвакуации, которая потребовалась одному из членов экипажа.
Зеленые технологии стали одними из немногих факторов роста в стране, которая по-прежнему страдает от последствий хронического кризиса на рынке недвижимости и слабого внутреннего спроса. Возобновляемые источники энергии меняют энергетическую систему Китая с рекордной скоростью. К 2024 году Китай увеличил мощность солнечной энергии на 277 гигаватт и ветровой энергии на 79 гигаватт, достигнув своей цели на 2030 год на шесть лет раньше.
Согласно планам главы государства и партии Си Цзиньпина, общая мощность должна составить 3600 гигаватт. Таким образом, возобновляемые источники энергии будут составлять более половины установленной мощности. Для сравнения: в Германии к концу 2024 года мощность солнечных и ветровых электростанций составит около 190 гигаватт.
Завод Siemens Healthineers в Шанхае также подключен к этой жизненно важной артерии, а именно к линии Xiangjiaba-Shanghai-UHVDC, линии постоянного тока сверхвысокого напряжения 800 киловольт, которая транспортирует 6,4 гигаватта на расстояние 1900 километров.
По собственным данным, компания, занимающаяся производством медицинского оборудования, получает около 30% необходимой ей электроэнергии через эту линию. "Да, мы определенно выиграли от этой технологии", — говорит сотрудник шанхайского завода в интервью Handelsblatt.
Представитель немецкого технологического концерна Bosch в Шанхае добавляет: "Насколько мы понимаем, UHVDC широко используется. Так что да, мы извлекаем выгоду из этой технологии". Bosch China получает электроэнергию из двух национальных сетей: China State Grid и China Southern Grid.
Линии HVDC теряют 3% энергии. Линии переменного тока теряют 6%.
Линии постоянного тока имеют непревзойденное физическое преимущество перед линиями переменного тока: в среднем они теряют только 3% энергии на 1000 километров, а линии переменного тока — в два раза больше. Современные системы HVDC работают с напряжением от 100 до 800 киловольт, а китайские линии UHVDC достигают даже 1100 киловольт.
Самая известная линия, Changji-Guquan, протяженностью 3300 километров, соединяет западный автономный район Синьцзян с восточной провинцией Аньхой недалеко от Шанхая и транспортирует 12 гигаватт; по данным Future Cleantech Architects, этого достаточно для покрытия средней потребности Швеции в электроэнергии.
Таким образом, Китай является не только пользователем, но и технологическим лидером с высоким уровнем масштабирования: китайская State Grid является крупнейшим оператором электросетей в мире. Государственная компания на протяжении многих лет доводила технологию UHVDC до серийного производства; компоненты, такие как преобразователи, изоляторы, полупроводниковые клапаны и коммутационные устройства, в настоящее время почти полностью производятся в стране.
Это преимущество, которое окупается в условиях глобальных кризисов поставок и геополитического напряжения. Кроме того, это соответствует стратегии Китайской Народной Республики, направленной на то, чтобы в результате многолетних усилий в области промышленной политики стать более независимой от других стран.

Ускорение за счет государственного планирования

В то время как в Китае государственное планирование ускоряет процессы, Европа и США сталкиваются с дефицитом. Спрос на подводные кабели для морских ветряных электростанций и межсистемных соединений (кабели, соединяющие между собой электросети разных стран или регионов) резко вырос. По данным Future Cleantech Architects, мощности европейских лидеров рынка Prysmian, Nexans и NKT забронированы до 2030 года. Срок ожидания кабелей HVDC в настоящее время составляет от двух до трех лет, тогда как раньше он составлял от 12 до 18 месяцев.
Еще более серьезными являются политические препятствия: средний срок получения разрешения на прокладку линии максимального напряжения в Европейском союзе составляет восемь лет, в Китае реализация проекта занимает полтора года. В результате Европа инвестирует миллиарды евро в морские ветряные электростанции и трансграничные сети, но при этом борется со структурным отставанием, которое трудно наверстать.
Как и в других отраслях промышленности и сырьевом секторе, Китай рано начал создавать систему от разработки до выхода на рынок. Уже в 1980-х годах были построены первые линии постоянного тока напряжением 500 киловольт, такие как линия Gezhouba-Shanghai, которая транспортирует гидроэлектроэнергию из провинции Хубэй в центральном Китае в Шанхай.
Однако они быстро достигли пределов пропускной способности. Когда около десяти лет назад правительство запустило программу West-to-East Power Transmission, стало ясно: политические цели в области возобновляемых источников энергии могут быть достигнуты только при условии расширения сети. И это необходимо: в период с 2019 по 2024 год доля электроэнергии в общем энергопотреблении выросла с 28,4 до 32,4%, а доля ветровой и солнечной энергии — до 18%.
В то же время только в 2023 году Китай инвестировал около 40 миллиардов долларов США в высоковольтную технику. К концу 2025 года более 200 миллиардов долларов США должны быть вложены только в передающие сети — инвестиции, которые трудно представить в других крупных промышленных регионах, таких как США и Европа.
Бум HVDC — это не только национальный проект, но и часть глобальной стратегии, которая вписывается в экспортную экономику Китая. Китайская Народная Республика продает технологию UHVDC в Юго-Восточную Азию, на Ближний Восток и в Бразилию, где электроэнергия транспортируется из бассейна Амазонки в крупные населенные пункты.
Запад в отчаянии: экономика России не рухнет. Даже если упадут цены на нефть

Важно и для экспорта китайских технологий

Развивающиеся страны, такие как Бразилия, Индия или Индонезия, извлекают выгоду из той же логики, что и Китай: в этих странах тоже необходимо преодолевать большие расстояния между источниками ресурсов и центрами потребления, там тоже не хватает сетей переменного тока, растет спрос и политические амбиции.
Такие проекты, как SunCable (4200 километров от Австралии до Сингапура) или Xlinks (3800 километров от Марокко до Великобритании), показывают, что HVDC — особенно подводные линии — становятся ключевой технологией глобальной энергетической трансформации. Кабели по-прежнему в основном поставляются из Европы, а преобразователи и системная интеграция — все чаще из Китая.
И технологическое преимущество Европы сокращается: исторические сети препятствуют радикальному перепланированию, местное сопротивление со стороны экологических групп или групп жителей блокирует крупные проекты, а децентрализованные источники энергии снижают потребность в чрезвычайно длинных линиях.
Однако морские ветряные электростанции находятся все дальше от побережья в открытом море, емкость хранилищ не соответствует темпам развития, а потребность в электроэнергии для промышленности и электромобилей растет. По мнению энергетических экспертов, без расширения UHVDC энергетическая система Европы достигнет физических пределов.
Также ясно, что политические системы Китая и Европы несопоставимы. В то время как Китай, будучи авторитарным государством с однопартийной системой, может игнорировать волю граждан, в демократических странах серьезные изменения должны иметь поддержку большинства. Принудительное переселение, как в Китае, в этих странах недопустимо, тем более что демократические процессы могут повысить степень принятия населением серьезных изменений в природе и ландшафте.
Илон Маск - ИноСМИ, 1920, 13.01.2026
Почему Илон Маск заявляет, что накопления на пенсию станут "неактуальными" в ближайшие 20 лет?Пенсионные накопления потеряют свою актуальность уже через десять лет, приводит слова Илона Маска Business Insider. По мнению бизнесмена, благодаря инновациям вырастет производительность, а следом и объем ресурсов, так что высокий доход станет доступен каждому человеку. Однако переход к этому утопическому миру будет непростым, предупреждает Маск.
Мировой бум UHVDC создает новые зависимости: высокопроизводительные полупроводники для преобразовательных станций в дефиците, алюминий, медь, сталь и никель становятся дороже, а сроки поставки трансформаторов сегодня в два раза дольше, чем в 2021 году. Китай смягчил многие из этих проблем благодаря местному производству, массивной государственной координации и колоссальным эффектам масштаба. Западные рынки все больше отстают, поскольку расширение должно быть одновременно более быстрым и более дорогостоящим.
Китайская модель демонстрирует три элемента, которые, по мнению экспертов, будут иметь решающее значение в будущем:
  • Системное планирование вместо отдельных проектов
  • Скорость благодаря государственной координации
  • Интеграция как стратегический приоритет

Политический курс в пятилетнем плане

К этому добавляется преимущество в области экспорта и стандартизации: Китай может предлагать компоненты UHVDC и технические стандарты по всему миру, часто по более выгодным ценам, чем западные поставщики, и таким образом завоевывать рынки. В предстоящем пятилетнем плане, который будет утвержден весной 2026 года Всекитайским собранием народных представителей в Пекине, возобновляемые источники энергии и их сети также должны играть центральную роль.
Преимущество UHVDC является результатом географической необходимости, политического приоритета и промышленного потенциала. В то время как Европа обсуждает энергетический переход, Китай его осуществляет: километр за километром, гигаватт за гигаваттом, преобразовательная станция за преобразовательной станцией.
Электромагистрали через Тибетское нагорье и линия до Шанхая — это больше, чем просто инженерные достижения. Они показывают, как будет выглядеть энергетический мир будущего: он будет принадлежать странам, которые не только производят электроэнергию, но и могут безопасно транспортировать ее на тысячи километров. Китай выступает в этом качестве пионером.