«Ени Чаг» (19.02), комментируя заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что США действуют на сирийской территории не путем формирования общего согласия, а через опасные односторонние шаги, которые все больше выглядят как часть линии на создание некого квазигосударства на крупной части сирийской территории, приходит к выводу: Россия, наконец, обратила внимание на опасные процессы, которые происходят на севере Сирии под руководством США в направлении создания «террористического государства» или «государства-сателлита».
Это заявление с критикой в адрес США прозвучало одновременно с визитом госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Анкару и означало сигнал в адрес Турции, заключает «Сабах» (19.02). Подчеркивается, что достигнутые в ходе этого визита договоренности между Анкарой и Вашингтоном, в частности, о возможном совместном контроле над сирийским Манбиджем, должно быть, заставили русских думать, что турки будут действовать против их интересов.
Что сделает Россия в условиях, когда Турция открыто демонстрирует волю к восстановлению отношений с США? — задается вопросом автор «Карар» (19.02). Сохранит ли Россия свою снисходительную позицию, благодаря которой Турция смогла ввести войска в Африн и начать военную операцию «Оливковая ветвь», или же она будет чинить препятствия, полагая, что Анкара снова сближается с Вашингтоном?
Силы, связанные с режимом Асада, договорились с курдскими Отрядами народной самообороны (YPG) о защите Африна и готовятся войти в этот регион, информирует «Сёзджю» (20.02). Подчеркивается, что это решение не могло быть принято без ведома России, поскольку «без разрешения России дамасское правительство не может сделать ни шагу в своей стране». Также предполагается, что этот ход России мог быть обусловлен сформировавшимся у нее представлением о том, что Турция о чем-либо договорилась с США.
Поскольку «ходы Асада в Сирии — это по сути ходы России», отправка сил Асада в Африн — на самом деле сигнал Анкаре со стороны России, добавляет автор «Т24» (21.02). Это решение, по выражению «Карар» (20.02), могло быть принято с целью торга или угрозы, а, возможно, и с желанием расширить зону доминирования дамасского режима. Отмечается, что в итоге Турция снова станет фактически граничить с дамасским правительством на юге и в таком случае будет вынуждена еще больше сближаться с Вашингтоном («Карар», 20.02).
Россия вдруг изменила свою позицию и в некотором смысле погрозила Турции пальцем, пишет журналист «Ени Чаг» (20.02). В то время как Сирия готовится воссоединить принадлежащий ей город со своими территориями, для России, пообещавшей всему миру отстаивать целостность Сирии, тревоги Турции и ее опасения по поводу курдов не обладают первостепенным значением, комментирует «Биргюн» (20.02). Поскольку ни Россия, ни Сирия не пойдут на уступки, золотой серединой, которая позволит избежать серьезного кризиса в российско-турецких отношениях, может стать только согласие Турции на ввод сил Асада в Африн.
Возможный договор дамасского режима с YPG по поводу обороны Африна, по мнению автора «Миллиет» (21.02), следует понимать с нескольких точек зрения. Во-первых, этот договор демонстрирует влияние Асада и стоящей за ним России на эту организацию и показывает, что они в любой желаемый момент могут мобилизовать YPG. Во-вторых, это соглашение указывает на важность построения Турцией диалога как с Россией, так и с сирийским режимом, поскольку в таком случае Анкара сможет сотрудничать с Дамаском в борьбе против YPG.
По мере столкновения интересов России и Турции в сирийском вопросе отношения союзничества двух стран будут продолжать подвергаться испытаниям, заключает автор «Ени Шафак» (21.02). Хотя русских нельзя назвать «крайне надежным партнером», не нужно упускать из виду, что все свои шаги в Сирии с начала операции «Щит Евфрата» 24 августа 2016 года Турция делала благодаря достижению согласия с Россией, подчеркивает другой автор этого издания («Ени Шафак», 19.02). Вместе с тем Турция чрезвычайно зависима от России с экономической точки зрения, добавляет «Т24» (21.02). Наряду с сотрудничеством в сферах торговли, энергетики, строительства АЭС, туризма Турция вопреки позиции НАТО покупает российские зенитные ракетные комплексы С-400.
Россия и Америка готовятся окончательно определить основные пункты большого плана по Сирии, анонсирует «Хабертюрк» (21.02). 27 февраля Вашингтон посетит Виталий Наумкин, «главный архитектор всей ближневосточной стратегии России и ее политики в отношении курдов в контексте Сирии», с целью обсудить трехэтапный план, охватывающий Африн, восток от Евфрата и Дейр-эз-Зор. Ожидается, что после выступления Наумкина на званом ужине в Доме выпускников Джорджтаунского университета президенты Трамп и Путин проведут обстоятельные телефонные переговоры о будущем Сирии.
Отмечается, что в рамках предлагаемого Россией проекта планируется создать модель обеспечения согласия между Сирией и курдами в Африне, показать, что эта модель не представляет угрозы для Турции, и, возможно, применить ее и на востоке от Евфрата. Предполагается, что США, у которых нет какого-либо четкого плана относительно постигиловского периода в Сирии за исключением неприемлемого проекта раздела страны, примет эту разработанную Россией модель.
«Ени Шафак» (21.02), комментируя заявление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о том, что интересы безопасности Турции могут быть обеспечены через прямой диалог с Дамаском, делает вывод: Москва полагает, что в настоящее время созрели условия для побуждения Анкары к сближению с сирийским правительством.
Эти слова Сергея Лаврова, по мнению автора «Карар» (21.02), показывают, что Россия, как и Иран, ни за что не откажется от защиты Асада, и дает Турции сигнал: «Если ты собираешься находиться в Сирии, тебе нужно договориться с Асадом».
Россия заставляет Турцию радикально изменить ее внешнюю политику, что может привести к дальнейшему повышению российского влияния в ней, приходит к выводу автор «Милли газете» (22.02). Склоняя Турцию к диалогу с Асадом, Россия пытается поставить Турцию перед фактом, сделать Асада легитимным в глазах Анкары и таким образом заставить ее признать определяющую роль Асада в Сирии, продолжает журналист. Кроме того, Россия дает понять: «Или ты положишь конец механизму, который начинает создаваться совместно с США, или тебе придется мериться силами с нами. Если ты будешь действовать сообща с нами, тогда ты примешь Асада как игрока и сядешь с ним за один стол». Подчеркивается, что все это делает еще более критичным астанинский процесс и переговоры трех лидеров, которые в этих рамках планируется провести в апреле в Стамбуле.
Как отмечает сайт «Хабер7» (22.02), с точки зрения русских, через сближение Анкары и Дамаска может лежать путь к решению проблемы Идлиба.
В данный момент для проведения Турцией воздушных операций в Африне важно, чтобы в ее отношениях с Россией не возникало проблем, отмечает автор «Хюрриет» (22.02). Отныне построение Анкарой прямого диалога с сирийским правительством стало неизбежным, и это прежде всего укрепит союз Турции с Россией и Ираном, делает вывод «Ени Чаг» (24.02).